Клуб Дальномер | Статьи | Проявка и печать | Позитивный процесс - Оснащение лаборатории - 2 (автор Сергей Костромин)

Позитивный процесс - Оснащение лаборатории - 2 (автор Сергей Костромин)

Комплект оборудования для работы с графическими оригиналами может включать помимо штифтовой копировальной рамки и другое более совершенное диффузно-рассеивающее устройство — контактный копировальный прибор с использованием импульсной лампы (рис. 1).

(увеличить)

Прибор автономен по источнику света и электропитанию. Размер рабочего кадра определяется сечением световода. Рекомендуемый формат — 58X72 мм. Веса цветосмесительного устройства достаточно для контактного копирования цветных слайдов и изготовления изополихромных изображений. Свет от импульсной лампы 1 направляется на матовое стекло 2, затем ограничивается диафрагмой типа «кошачий глаз» 3 и после отражения от структурного зеркала 4 подается на вход световода 5. Световод, выполненный из дюралюминия, снабжен на входе и выходе матовыми пластинами из оргстекла 6. Выход световода защищен сверху стеклом 7. Сборка фотопленок 8 устанавливается на четыре штифта 9 и прижимается поролоновой подушечкой 10, которая приклеена к подвижной пластине 11. Пластина через пружинную подвеску 12 соединена с основанием 13, которое откидывается в сторону на оси при закладке пленки и ограничивается уступом при подготовке к контратипированию. Прижим подвижной пластины осуществляется якорями 14 к электромагнитам 15. Система подвески подвижной пластины и электромагнитное притягивание надежно обеспечивают смену контратипов в полной темноте.

(увеличить)

Питание лампы ИФК-120 — от стабилизированного источника — 297 В (рис 2). Стабилизация осуществляется двумя последовательно включенными стабилитронами Л1, Л2. О полном заряде батареи емкостей C1÷C10 сигнализирует тиратрон ЛЗ, момент зажигания которого настраивается резисторами R7, R8. Такая схема обеспечивает на выходе стабилизатора напряжение —297+3-2 В при изменении напряжения в сети 220±20 В. Время полного заряда до максимальной емкости около 15 с. Энергия вспышки определяемся комбинацией емкостей C1÷C10. Если конденсаторы включать последовательно друг за другом, то величина импульса будет удваиваться, достигнув значения около 120 Дж. Диафрагма регулирует световой поток с точностью ±3% (например, коэффициент приращения может быть кратен числам: 1,26; 1,33; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0). Общая экспозиция при контратипировании подбирается сочетанием мощности светового импульса и площади окна диафрагмы. Целесообразно использовать флашметр («СФ», 1982, № 5).

Прибор можно упростить, осуществляя ручной прижим фотопленок без штифтового устройства и отказавшись от прецизионной диафрагмы. Усовершенствование прибора может идти по линии механизации смены контратипов, автоматического запуска импульсных ламп, тиристорного регулирования мощности вспышки, индикации процессов, добавлением двух дополнительных световодов на отдельных импульсных лампах для получения меток на контратипах, с их последующим проекционным совмещением. Между стеклом 2 и диафрагмой 3 (рис. 1) можно разместить лоток для светофильтров с различной плотностью почернения.

Для пробивки отверстий в фотопленке применяются перфораторы. Конструкция их должна обеспечить получение отверстий с ровными, без заусенцев краями и с сохранением межцентровых расстояний. Для точного совмещения достаточно двух отверстий, но при проекционной печати возможно искривление свободных углов пленки в рамкокодержателе. Установка пленки на четыре отверстия обеспечит равномерное растягивание материала и хорошую повторяемость результатов. Для перфорирования следует применять только безусадочную полиэфируритановую пленку на полиэтилентерефталатной основе (ФТ-41П, ФТ-101П).

(увеличить)

Простой перфоратор (рис. 3) состоит из основания 1, матрицы 2, ограничителей З, верхнего основания 4, пластины 5 с пунсонами 6 прижимной подушки 7. Для пробивки отверстий лист фотопленки 8 укладывается на основание матрицы, верхнее основание опускается вниз, при этом поролоновая подушечка прижимает пленку, а затем резким движением приводятся в действие пуансоны. Рабочие части пуансонов вытолкнут кружочки фотопленки через сквозные отверстия в нижнем основании. Материал дпя изготовления верхнего и нижнего основания: фанера (10 — 15 мм), текстолит. Матрица 2 — из инструментальной стали с закалкой рабочей зоны, пластина 5 — из стали Ст. 3. Материал для пуансонов — хвостовые части сверл Ø 2,5 мм. Сложность изготовления и сборки заключается в том, чтобы выдержать межцентровые размеры («СФ», 1982, №11). Репродуцирование фотоувеличителем дает высокое техническое качество получаемых негативов и практическую доступность, возможность репродуцирования по одному кадру и его быструю обработку. Возможна съемка с близких расстояний, использование нормальных или контрастных фотоматериалов, пересъемка на формат 6Х9 см, Вместе с этим при работе с фотоувеличителем возникают свои сложности. Первая из них — устранение боковой засветки фотопленки в негативодержателе во время экспонирования. Несложная в изготовлении кассета позволяет освободиться от этой трудности.

(увеличить)

Схема кассеты представлена на рис. 4. Она состоит из основания 1 со сквозным окном. В основание вкладывается лист фотопленки 2 эмульсией вниз, сверху пленка закрывается крышкой 3. По контуру окна основания сделана канавка, в которую вклеивается полоска черного бархата 4, выступающая над поверхностью. Полоска исключит боковую засветку фотопленки. Основание и крышки изготавливаются из металла, текстолита или картона и красятся черной матовой эмалью. Габариты сборки определяются размерами негативодержателя, но общая толщина не должна превышать 5 мм. Зарядка кассеты производится непосредственно перед съемкой в темноте или при красном свете, в зависимости от типа применяемой пленки.

Наводка на резкость — важный этап в репродуцировании. Методику фокусирования объектива фотоувеличителя надо отработать до автоматически повторяемых операций. Это исключит случайные ошибки и повысит стабильность результатов. Если вкладывать какой-либо негатив и проекционным способом определять положение резкости на экране стола фотоувеличителя, то это даст неверный результат. В этом можно убедиться, если убрать матовое стекло на конденсоре. На рис. 4 изображена третья часть кассеты, предназначенная  для определения границ кадра и резкости. Крышка 5 повторяет крышку 3, только в ней сделано окно, которое снизу закрыто матовой пленкой 6. Материал для изготовления этой пленки — пленка ФТ-11, отфиксированная без проявления.

Общий порядок определения резкости таков: снять верхнюю часть колбы фотоувеличителя, вложить в негативодержатель кассету с основанием 1 и крышкой 5. Расположить на столе фотоувеличителя  оригинал, освещенный лампами. Через раздиафрагмированный объектив определить масштаб изображения и сфокусировать его на матовой пленке 6. Конденсор на фотоувеличителе несколько увеличивает изображение, и если это неудобно, то можно наводить на резкость через лупу. Далее объектив диафрагмируется до значения числа 8—16, затем отключается свет, кассета с пленкой вставляется вместе с негативодержателем в увеличитель, и производится экспонирование. Лампы располагаются под углом 30 — 60° с двух или четырех сторон. Для экспонирования можно применить один источник света, плавно и равномерно перемещая его вокруг оригинала. Удовлетворительное качество обеспечивает репродуцирование с помощью одной импульсной лампы, которую ориентируют на центр стола фотоувеличителя на расстоянии З0-50 см, затем поочередно дают световые импульсы с четырех углов. Экспозицию можно регулировать (кроме числа диафрагмы объектива) мощностью вспышки, количеством импульсов, расстоянием между лампой и оригиналом. Репродуцирование с импульсной лампой требует навыка и соблюдения обязательного условия: в момент разряда надо закрывать глаза.

Ретушь контратипов и оценку их качества удобно производить на световом столе, роль которого может выполнять типовой светильник с двумя лампами дневного света, мощностью 20 Вт каждая. Для ретуши контратипов потребуются колонковые беличьи кисти № 1—3 и коричневая ретушерная краска № 4000-06 или другая со сходными свойствами.

<По ходу описания специальных приемов позитивного процесса будут рассматриваться и другие устройства в соответствии с конкретной задачей.

Стр.: « Назад 1 2 3 4 Следующая »                    


Дизайнер, художник и архитектор Рон Арад на сайте designbd.ru.