Клуб Дальномер
https://rangefinder.ru:443/club/

Несколько вопросов по Зоркий-4К
https://rangefinder.ru:443/club/viewtopic.php?f=9&t=17013
Страница 1 из 2

Автор:  Weebee [ 25 апр 2016, 10:33 ]
Заголовок сообщения:  Несколько вопросов по Зоркий-4К

Нашел в антресоли Зоркий-4К.
У него была такая неисправность: при коротких выдержках, когда две шторки идут вместе с промежутком, оно затвор работает как бы нормально. На на длинных выдержках и "В" когда сначала полностью открывается одна шторка, а потом закрывается вторая, вот эта вторая зависает посередине. И вообще в аппарате везде был мелкий песок, видимо им на пляжу пользовались.
Ну в общем я его весь разобрал и помыл кисточкой с "калошей". На механизмах было что-то типа засохшего мыла - наверное остатки консистентной смазки. Все ленточки оторвались при разборе, а у одной конец был отклеен и завернут в сторону. Я их приклеил БФ-2 ориентирусь на следы от дырочек на барабане.
Долго собирал ибо совершенно не запомнил где какие винтики, а они с разными шляпками и разной длины.
Кстати, камера видимо уже была в "ремонте" так как не хватает одного блестящего винтика и шлицы винтов с характерными следами.

Вот теперь вопросы:
1. Болтается линза регулировки диоптрий в видоискателе. Что с ней делать? Посадить на густую смазку или какая-то пружинка должна быть?
2. Что придает желтизны дальномеру? Я так понял что в видоискателе должно быть в центре четкое желтое поле. Но что-то у моего очень бледное.
3. Я кажется напутал с кнопкой спуска. Там тонкий стержень, две трубочки, две пружины и короткая втулка. Получается что у меня кнопка спуска чего-то не дожимает. Если поставить выдержку "В" , то поворотом кнопки шторка не фиксируется.
Ну то есть взвожу затвор, ставлю на "В", жму до упора спуск и поворачиваю против часовой стрелки, отпускаю палец - кнопка остается на зацепе, а шторка закрывается. То есть люфта хватает чтоб вторая шторка закрылась.
Когда делаю сматывание пленки назад, поворачиваю трубку, в которой кнопка спуска, по часовой стрелке - освобождается вал с зубцами, но снизу кулачки задевают и нужно пальцем дожимать кнопку спуска чтоб не задевало.
Кажется что вся головка должна стоять немножко ниже. Может быть это износ фигурного выреза?
4. Как делается настройка выдержки? Я правильно понял что только подтяжкой пружин цилиндров? А часовой механизм длинных выдержек настраивается переставкой пружины в прорези вала по 90 градусов?
5. Я таки разобрал часовой механизм выдержки. Там есть маленькая обгонная муфта. У моей почему-то было только три ролика из четырех. Это вообще нормально? Оно вообще работает, но можно ведь из хвостовика сверла сделать.
6. Внизу есть конец оси на котором диск с зубом и черная пружинная собачка. Для чего там эту пружина? Я так понял что для нормальной работы затвора зуб должен проскочить эту собачку. Вал и без неё дальше не прокручивается.
Заранее спасибо! Если описания мои не понятны,то попробую выложить фотки проблемных мест.

Автор:  Товарищ Михельсон [ 25 апр 2016, 11:52 ]
Заголовок сообщения: 

По порядку.
1. Так и должно быть, смазывать не нужно. Нужно поджать лепесточки на рычажке, двигающем деталь с линзой коррекции, что вокруг втулочки в основании затвора, в которую вставляется ось ручки обратной перемотки. Для этого нужно снять блок дальномера и сам рычажок.
2. Вымойте все оптические поверхности в видоискателе и все, больше ничего не сделать.
3. Там ничего не изнашивается.
Узел состоит из следующего. Две одинаковые по длине латунные трубочки, в них вставляется металлический, черный штрырек, тонкой, выточенной, частью вверх. На трубочки одевается более толстая и жесткая пружина из двух имеющихся. Все это опускается во внутрь блока спусковой кнопки. Затем устанавливается втулочка, в которую ставился более мягкая и тонкая пружина и сверху сама кнопка. Все это закрепляется маленьким фигурным винтиком сбоку, так чтобы он попал в паз кнопки. Теоретически может быть изношена одна из латунных трубочек, но это мало вероятно. Остальное соображайте сами, все там просто.
4. Настройка выдержек осуществляется по экрану электронно лучевого монитора или телевизора. Ищите в инете как это сделать, найдете если не лень, нянек нет. Начальный завод на каждой пружине по 4- е оборота, отсюда пляшем. Настройка и контроль равномерности щели по 1/1000.
Как установить механизм дополнительных выдержек написало с картинками в теме Зоркий 4, ищите. Пружину переставлять не нужно, нужно раскрутить две шестеренки, которые колечком и потом уже выставить палец в нужное положение. Описано в книге Майзенберга
5. Ролика должно быть четыре, это Вы потеряли и не заметили, бывает, не стоило разбирать, достаточно было промыть. Разбираются, иногда, только на Зорком 3м и на Зорком 3. Там все окисляется, часто промывка не помогает.
Насчет изготовить из сверла, вряд ли. Там латунная пустотелая деталь с разными сверлениями с торцов, может по весу подбирают ролики, не знаю. Я никогда ничего не теряю. Советовал бы поискать другой механизм доп выдержек, подойдет с Зоркого 4 поздних выпусков, после 1960 года.
6 .Должен кулачок заскочить за пружинку, чтобы вал барабана обратно не провернулся ВООБЩЕ. Это нужно для корректной работы затвора, особенно на 1/15. Пружинный отгиб очень и очень хрупкий, его никак нельзя гнуть вообще и отгиб на кулачке тоже. Отломается без приложения особых усилий. Разбирают сначала сняв плоскую пружину, потом уже кулачок с отгибом, иначе сломаете.

Автор:  Weebee [ 27 апр 2016, 14:43 ]
Заголовок сообщения: 

Спасибо за ответы!
Но надо некоторые уточнения.
1. Сам рычажок ходит достаточно туго. Болтается в стороны прямоугольная рамка с линзой. Так что при спуске затвора вздрагивает изображение и шумит при тряске.
3. В книжке написано что если при отключенном сцеплении пальцы шестерни и мерного валика зацепляются то нужно проверить длину стержня. Ну я на торцах стержней какого-то сильного износа не заметил. Да и как его удлинить? Заменить на другой? Мне так кажется что не хватает пол миллиметра. В отверстии самой кнопки спуска куда вставляется узкая часть стержня должна быть фаска или это износ?

Автор:  Товарищ Михельсон [ 27 апр 2016, 15:20 ]
Заголовок сообщения: 

"Болтается в стороны прямоугольная рамка с линзой." может отломилась в месте присоединения, я же не знаю какая там степень болтанки, но вообще оно там так и есть, болтается.
"В книжке написано что если при отключенном сцеплении пальцы шестерни и мерного валика зацепляются то нужно проверить длину стержня. Ну я на торцах стержней какого-то сильного износа не заметил. Да и как его удлинить? Заменить на другой? Мне так кажется что не хватает пол миллиметра. В отверстии самой кнопки спуска куда вставляется узкая часть стержня должна быть фаска или это износ?"
Не видел там никогда износа, я бы одел 0.5 мм шайб на тонкую часть стержня и все.

Автор:  Ales [ 30 ноя 2017, 14:15 ]
Заголовок сообщения: 

Нужно разобрать зоркий 4к, не могу снять курок взвода пленки.
Как его снять можно ?

Автор:  Klementy [ 30 ноя 2017, 15:40 ]
Заголовок сообщения: 

Ales писал(а):
зоркий 4к, не могу снять курок взвода пленки...

Отломай ... :) , при дальнейших затруднениях, молоток - в помощь :lol:

Автор:  vnukov_pk [ 30 ноя 2017, 16:20 ]
Заголовок сообщения: 

Катибургские остроумцы в своем духе. Алексей, берете книжку Майзенберга в руки и читаете про ремонт зорких
http://rangefinder.ru/manual/books/Maiz ... aratov.pdf
если не получается - Наумыч, РСУ и далее по списку.

Автор:  Товарищ Михельсон [ 30 ноя 2017, 16:28 ]
Заголовок сообщения: 

Ales писал(а):
Нужно разобрать зоркий 4к, не могу снять курок взвода пленки.
Как его снять можно ?

Аппарат обязательно взведен.
Выкручиваем винт, что посередине лимба счетчика кадров, под ним гайка с двумя отверстиями, вставляем в них что то подходящее, желательно круглогубцы с тонкими концами и откручиваем по часовой стрелке, резьба там "левая". Дальше все понятно. Отвалится катушка, это нормально, лучше откручивать с одетой задней крышкой.
Собрать надеетесь?

Автор:  svk [ 30 ноя 2017, 17:27 ]
Заголовок сообщения: 

vnukov_pk писал(а):
Алексей, берете книжку Майзенберга в руки и читаете про ремонт зорких

А Зоркий 4К там есть? :)

Автор:  Товарищ Михельсон [ 30 ноя 2017, 18:18 ]
Заголовок сообщения: 

svk писал(а):
vnukov_pk писал(а):
Алексей, берете книжку Майзенберга в руки и читаете про ремонт зорких

А Зоркий 4К там есть? :)

Книга развивает навыки работы с камерами, далее уже все получается само по себе, не сразу правда.

Автор:  kotokot [ 30 ноя 2017, 19:31 ]
Заголовок сообщения: 

Вот тут на RFF есть пошаговая инструкция на английском с картинками.

Автор:  TOPOL_M [ 26 апр 2018, 21:52 ]
Заголовок сообщения: 

Попался мне один 4к почти в хорошем состоянии. Почти потому что с выдержкам от 30 и ниже проблемы.
В 30 шторка застревает или идет медленно, от 15 пытается работать как 60 (!) в итоге все равно застревает чуть дальше середины. От 2 уже пытается работать с торможением как у 30. Есть способ от этого избавиться не перебирая всю камеру?

Автор:  11-й номер [ 27 апр 2018, 05:41 ]
Заголовок сообщения: 

Камера, собственно, и показывает, что её нужно перебрать. :wait:

Автор:  Товарищ Михельсон [ 27 апр 2018, 06:41 ]
Заголовок сообщения: 

TOPOL_M писал(а):
Попался мне один 4к почти в хорошем состоянии. Почти потому что с выдержкам от 30 и ниже проблемы.
В 30 шторка застревает или идет медленно, от 15 пытается работать как 60 (!) в итоге все равно застревает чуть дальше середины. От 2 уже пытается работать с торможением как у 30. Есть способ от этого избавиться не перебирая всю камеру?

В первом посте темы написано что Вас ожидает при разборке камеры.
Weebee писал(а):
На механизмах было что-то типа засохшего мыла - наверное остатки консистентной смазки. Все ленточки оторвались при разборе, а у одной конец был отклеен и завернут в сторону.


То есть смазка перестала быть смазкой, поэтому на вашей камере и не работают шторки на выдержках В, 1/30 и 1/60, это наиболее чувствительные к грязи выдержки. Если же натянуть сильнее пружины ничего хорошего не получится.
1. Не будет равномерности щели по длине кадра.
2. Начнут разрываться тесемки.
3. Будет громко работать затвор.
4.Да и не факт, что излишнее натяжение пружин исправит положение вообще, то есть перечисленные Вами проблемы устранятся.

Кроме того, тесемки практически не держатся на клею и могут отвалиться в любой момент, особенно если отпустите пружины в гильзах, а потом начнете снова натягивать.

По 1/15.
К сожалению иногда не удается обеспечить работоспособность выдержки 1/15 на Зорком 4К. Не всегда, но бывают экземпляры, где плохо сделан сам механизм замедления, анкер болтается на оси и при небольшом заводе механизма замедления, выдержка 1/15, механизм как то там "жужит", но задержка практически не осуществляется. Если механизм собрать так, что будет почти вплотную расположен палец завода механинизма к рычагу переключения, то в принципе выдержка будет работать, но появляется такая неприятнось, как невозможность свободно поднять рычаг после установки выдержки 1/125. Палец завода механизма окажется над рычагом и не позволит поднять его и переключить выдержку.
Даже если очень постараться и получится собрать этот узел с минимальными зазорами и все будет работать, то не факт, что на долго. Ослабнут через время винты крепления механизм доп. выдержек, он сдвинется и опять же палец частично окажется над рычагом и для переключения нужно будет при поднятии рычага чуть поворачивать головку переключения выдержек по часовой стрелке или же он не поднимется вообще.
Попытки подвинуть болтающийся на оси анкер к анкерной шестеренке, есть такая регулировка механизма, приводят не работоспособности механизма вообще, он клинит.

Автор:  Clon_ik [ 20 июн 2018, 05:57 ]
Заголовок сообщения: 

Уважаемые форумчане. Мучаюсь с механизмом замедления на ФЭД-3. Мучаюсь потому, что в 90% случаях не срабатывает рабочий ход механизма замедления, т.е. неисправность в тормозном устройстве. Механизм замедления я целиком замачивали в бензине - не помогло. У Майзенберга советуют разбирать механизм и ручками чистить каждый ролик (но не хочется от слова совсем). Может есть какой-нибудь совет, как обойтись без разборки?

Автор:  Kozma Prutkoff [ 20 июн 2018, 06:17 ]
Заголовок сообщения: 

Никак, если уж Майзенберг говорит разбирать, то надо разбирать.

Автор:  Товарищ Михельсон [ 20 июн 2018, 06:21 ]
Заголовок сообщения: 

Clon_ik писал(а):
Уважаемые форумчане. Мучаюсь с механизмом замедления на ФЭД-3. Мучаюсь потому, что в 90% случаях не срабатывает рабочий ход механизма замедления, т.е. неисправность в тормозном устройстве. Механизм замедления я целиком замачивали в бензине - не помогло. У Майзенберга советуют разбирать механизм и ручками чистить каждый ролик (но не хочется от слова совсем). Может есть какой-нибудь совет, как обойтись без разборки?

Тема вообщето по Зоркому 4К, по ФЭД 3 есть отдельно.
Опишите подробнее.
Что значит не срабатывает?
Проскакивает, то есть срабатывает, отодвигает фиксатор, но не "жужит", заклинивает, не отрабатывая до конца? Механизм, снятый с камеры, сам по себе работает?
Чтобы промыть механизм нужно завести его и дать ему полностью отработать погруженному в бензин раз 20-30, независимо от того хорошо он работал до этого или нет.

Автор:  Clon_ik [ 20 июн 2018, 06:38 ]
Заголовок сообщения: 

Товарищ Михельсон писал(а):
Clon_ik писал(а):
Уважаемые форумчане. Мучаюсь с механизмом замедления на ФЭД-3. Мучаюсь потому, что в 90% случаях не срабатывает рабочий ход механизма замедления, т.е. неисправность в тормозном устройстве. Механизм замедления я целиком замачивали в бензине - не помогло. У Майзенберга советуют разбирать механизм и ручками чистить каждый ролик (но не хочется от слова совсем). Может есть какой-нибудь совет, как обойтись без разборки?

Тема вообщето по Зоркому 4К, по ФЭД 3 есть отдельно.
Опишите подробнее.
Что значит не срабатывает?
Проскакивает, то есть срабатывает, отодвигает фиксатор, но не "жужит", заклинивает, не отрабатывая до конца? Механизм, снятый с камеры, сам по себе работает?
Чтобы промыть механизм нужно завести его и дать ему полностью отработать погруженному в бензин раз 20-30, независимо от того хорошо он работал до этого или нет.


Делает холостой ход в 90% случаев: не передаёт вращение на анкер: кулачок отсекатель моментально возращается в начальное положение от отгибает рычаг-отсекатель - выдержка как короткая отрабатывается.
"Не жужжит".
Механизм заводил и промывал в бензине - не помогло. Вне камеры все тоже самое.

Автор:  Товарищ Михельсон [ 20 июн 2018, 11:14 ]
Заголовок сообщения: 

Лучше поискать новый механизм. Возможно неисправна "обгонная муфта", может в ней что то там погнулось или отломилось. Нужно разбирать, это не так сложно.

Автор:  Clon_ik [ 20 июн 2018, 13:30 ]
Заголовок сообщения: 

Оказалось все просто и, одновременно, грустно. В блокирующие устройстве внутри шестерни отсутствуют 3 из 4х цилиндрических втулки. Эх, придется брать донора. Видимо, предыдущий владелец зачем то решил поковыряться в механизме

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/