Клуб Дальномер | Статьи | Сферическая аберрация, Paul van Walree | Сферическая аберрация, Paul van Walree, стр. 3

Сферическая аберрация, Paul van Walree, стр. 3

Характер нерезкости
 

Влияние SA на части изображения, находящиеся в фокусе, может быть незаметным по сравнению с другими отрицательными факторами, такими как ошибка фокусировки, например. Напротив, SA может оказать заметное влияние на характер изображения, находящегося вне фокуса (рисунок нерезкости – bokehприм. перев.). Возвращаясь к рис. 1 , напомним, что распределение интенсивности света внутри кружка нерезкости неоднородно при наличии SA. В области c кружок нерезкости характеризуется ярким ядром в окружении слабого ореола, тогда как в области a кружок нерезкости преобретает форму светлого кольца вокруг притемненного центра. Такое аномальное распределение света может быть определяющим (manifest) для расфокусированных частей фотографии. Как пример, рис. 2 показывает центральную точку мишени (см.рис. 7 в статье Астигматизм – прим. перев.), воспроизведенную в масштабе 1:1 с использованием объектива 85/1.4 и макро-меха. Когда пленка расположена в плоскости на 5 мм позади положения «наилучшего» фокуса, диск пятна показывает яркий кольцевой эффект, подобный кружку нерезкости, производимого зеркально-линзовыми объективами (типа МТО – прим. перев.). В положении фотопленки на 5 мм перед наилучшим положением фокуса (то есть, ближе к линзе), характер пятна заметно изменился к более яркому ядру, окруженному слабым ореолом. Очевидно эта линза страдает от сверхисправленного SA на таком масштабе, т.е. объектив ведет себя в противоположность примеру на рис. 1.

Рисунок 2. Изменение характера размытия изображения точки в центре мишени. (85/1.4@f/1.4)

 

Примечание переводчика.В приведенном случае объекты, расположенные перед плоскостью фокуса («передний bokeh») размываются «красиво», а, расположенные позади плоскости фокусировки («задний bokeh») - «некрасиво» двоятся и «пестрят» - см. рис. 3 ниже. Но следует помнить, что у большинства объективов характер размытия (т.е.фактически величина и характер SA) очень сильно зависит от масштаба изображения, т.е. от дистанции фокусировки – вспомните примечание об использовании плавающих элементов в сложных объективах (как правило это дорогая макро-оптика). Соответственно,. на других масштабах «передний» и «задний» bokeh будет отличным от приведенного на рис. 2 – об этом автор упоминает ниже. Также bokeh будет меняться с изменением диафрагмы – из-за «отсечения» краевых лучей.

 

Другая подборка иллюстрирует объединенный эффект двух аберраций на изображение нерезкости. Рис. 3 показывает крест центра мишени (см. рис. 4 в статье Астигматизм – прим. перев.) воспроизведенный тем же объективом 85/1.4, что использовался для иллюстрации явлений на рис. 2 . Удлинение меха было приблизительно 85 мм , что дает масштаб изображение приблизительно 1:1. Камера с фотопленкой перемещались с приращением в 1 мм от 4 мм позади до 4 мм перед плоскостью наилучшего фокуса. Движение камеры позволяло изменять плоскость изображения при фиксированном положении объектива и мишени. Мишень, которая является более сложной структурой, чем точка, и регистрация в цвете порождают замечательный ряд нерезких изображений крестов.

 

Рисунок 3. Изменения рисунка нерезкости при различных положениях плоскости пленки, помеченных в миллиметрах от плоскости наилучшего фокуса (0) – области b на Рис.1: от 4 мм позади (-4) – плоскости фокуса (0) до 4 мм перед (+4) плоскостью наилучшего фокуса (0).

 

Примечание переводчика. На рис.2 область -1..-4 соответствует области c , а область +1..+4 – области a на рис.1. Учитывайте также, что лучи тут фокусируются по-другому, нежели на примере рис.1.

 

В приведенном примере SA ответственна за жесткий характер изображения нерезкости удаленных объектов, и переход к более гладкому изображению нерезкости близкорасположенных объектов. Также заметны цветные эффекты, порождаемые продольными хроматическими аберрациями (longitudinal chromatic aberration LCA – несведение световых лучей разной длины волны в продольном направлении – прим. перев.). На самом деле, если только объектив не собран плохо, сферическая и продольная хроматическая аберрации – единственные отклонения, которые затрагивают центр изображения. Часто и размер и характер SA зависит от длины волны света. В таких случаях комбинацию SA и LCA называют сферохроматизмом (spherochromatism). Паразитные явления проиллюстрированные рис. 3 свидетельствуют, что данный объектив не разработан для использования как макро–линза. Большинство объективов оптимизировано для использования на или около бесконечности, а не масштабе 1:1. На близких дистанциях фокусировки такие объективы работают хуже, чем специальная макро-оптика. Тем не менее, даже при использовании объектива в нормальных для него условиях, остаточные SA и LCA могут проявиться в областях нерезкости и сказаться на характере bokeh.

 


Известный итальянский архитектор и дизайнер Ettore Sottsass на designbd.ru. | Промышленный дизайнер Константин Грчик на сайте designbd.ru.