Текущее время: 29 мар 2024, 14:43

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 26 мар 2014, 13:17  Заголовок сообщения: Zeiss Ikon Tenax [II] - описание и история
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Делюсь с ЧКД статьей по одной из самых интересных дальномерок довоенного времени. На волне покупки таковой начал искать по ней различную информацию и наткнулся на очень детальное описание истории этой камеры, которую и решил перевести.

Итак, что же такое Тенакс? Не секрет, что топовой 35мм камерой от Zeiss Ikon являлся Контакс. Он совмещал в себе многие преимущества, включая объединенный с видоискателем дальномер, надежный металлический шторный затвор, байонетное крепление для съемной оптики и саму систему сменных объективов и дополнительных аксессуаров. Однако при всех своих преимуществах камера имела важнейший недостаток - высокую стоимость. Компания несколько раз пыталась найти выход из такого положения, создавая упрощенные версии Контакса на основе его затвора. Сначала это был аппарат Super Nettel - дальномерная складная камера с затвором от Контакса и дальномером от Супер Иконты. Далее эта камера эволюционировала сначала в Super Nettel II, а затем в Nettax. Однако все они имели недостатки в виде раздельных видоискателей и дальномеров, а также слабоватой оптики в виде триплета и "топового" Tessar 5cm f2.8. Разумеется, стоит добавить и несъемные объективы (кроме Неттакса). Но поскольку самой дорогой частью камер был все же именно затвор, а оптику все-таки хотелось иметь сменную, то было решено создать нечто такое, что бы объединило оптические и прочие преимущества флагманов с условием более низкой цены за счет исключения дорогого затвора. Результатом таких поисков и стал Tenax.

Собственно, герой статьи. Камера предположительно 1937г.
Изображение

Zeiss-Ikon Tenax [II] выпуска 1936-1941г можно назвать шедевром создателя камеры Хуберта Нервина. Он смог совместить высокое качество оптики, механики и отделки в быстром, удобном и компактном фотоаппарате, имеющем, вдобавок, редкий для малого формата квадратный кадр.

Большая часть источников указывают лишь на два года производства этой уникальной камеры – 1938-1939. Однако основываясь на серийных номерах, относительно массовое производство этих камер началось в 1937г (номера с префиксом Е), в следующем 1938г оно достигло пика (префикс Н) и продолжалось до 1939г (префиксы I, H и J), вероятно, некоторое количество Tenax’ов еще было собрано в 1940г. Как реализовывались и продавались ли вообще камеры до 1938г – отдельный вопрос, поскольку Zeiss Ikon не поставлял их на рынок вплоть до весны 1938г. Точное количество произведенных фотоаппаратов, скорее всего, никогда не станет известно. Саймон Уорсли [Zeiss Historica Осень 2006] оценил общее количество произведенных Tenax’ов в 8 000 экземпляров, однако его показатели по 1937г занижены до одной тысячи, а для 1938г и вовсе уменьшены наполовину (3 000 экз.), потому примерное количество произведенных аппаратов Tenax [II] скорее всего достигает 12 000 штук.

Некоторые Tenax’ы имеют гравировку “Made in Germany”, которая нанесена на скобу для принадлежностей. Все эти камеры имеют префиксы Е или Н в серийных номерах, что указывает на 37-38г.г. выпуска. По всей видимости, они были проданы в Англии, в то время, когда экспорт еще составлял важную часть доходов для Zeiss Ikon. Кроме дополнительной гравировки эти камеры также отличаются шкалой расстояний, которая нанесена в футах.

Большая часть системы сменной оптики.
Изображение

До сих пор лишь немногие экземпляры Zeiss-Ikon Tenax были обнаружены непосредственно за пределами Германии, в частности в США и Великобритании, что указывает на то, что эта камера была, по сути, «европейской» (а скорее чисто немецкой). Быстрая милитаризация нацистской Германии в 1938г была вполне очевидным фактором, который сдерживал продажи заграницей. Из-за опоздавшего представления Tenax’а публике, у компании попросту не было времени продвигать новый фотоаппарат с уникальной системой сменной оптики и оригинальным форматом кадра. Tenax был дешевле флагмана в лице аппарата Contax, но его цена все еще кусалась. Так, версия с объективом Sonnar 40/2 продавалась в США по цене $207, что было недоступным уровнем для большинства фотолюбителей. В то же время, для широких нужд и профессиональной работы более совершенные Contax и Leica, с их достаточно богатой системой аксессуаров и сменной оптики, казались привлекательнее для выгодного вложения средств. Вероятно, внесло свою лепту в судьбу камеры и обычное стремление компании Zeiss Ikon иметь «представителей» в каждой мало-мальски востребованной нише. Разработка и производство более простой и дешевой версии Tenax I в 1939г также отвлекала ресурсы, которые могли бы пойти на пользу оригинальному Tenax.

Tenax I был выпущен позже оригинального Tenax. Во избежание путаницы оригинальную модель часто называют Tenax II, хотя она и вышла раньше.
Изображение

Большая часть наших знаний о Zeiss-Ikon Tenax происходит от поздних интервью Хуберта Нервина, различных аукционов, баз данных Thiele и исследований, проведенных Питером Дечертом и, совсем недавно, Ларри Губасом.

Сами камеры появляются на аукционе Ebay несколько раз в месяц. На данный момент самая высокая цена покупки составила $499 (Tenax из Южной Кореи). Однако камеры, которые выставляют по стартовой цене около $500, не продаются, несмотря на многочисленные перевыставления лотов. Tenax с более простым объективом Tessar 40/2.8 часто продается по ценам менее $400. Некоторые дополнительные объективы из линейки «всплывали» на аукционе по ценам более $1000, однако они также не были проданы. Цены на аукционах покрывают весьма широкий спектр – в начале 2000х высокие цены были нормой, однако со временем они спали до уровня Ebay, но последние аукционы показали повышение цен. Вероятно, лишь Westlicht является единственным местом, где можно найти как дополнительные аксессуары, так и сменную оптику для Tenax. При этом довольно массовый и пролетарский Nikon S, который был произведен в количестве более 34 000шт., регулярно продается за более чем $400. Увы, Zeiss-Ikon Tenax и аксессуары для него вполне могут быть предметами коллекционирования, но уровень интереса к ним недостаточен для достижения уровня цен Лейки и Никона.

К слову, некоторое количество камер Tenax использовалось в своих нуждах Kreigsmarine и Luftwaffe. Сохранившиеся оригинальные «морские» фотоаппараты имеют дополнительную маркировку вида Мххх, подобную обычному серийному номеру. Также корпус от Tenax’а был базой аппарата для крупноплановой съемки, что использовался во время войны. В нем отсутствовал видоискатель и дальномер, равно как и затвор, однако при этому он имел более крупные рычаг перемотки и счетчик кадров. Такие камеры использовали для рентген-фотографии и в микроскопах – именно в этой области формат 1х1 наиболее себя оправдывал.

Тенакс с штатным Зоннаром. Выглядит интереснее, но стоит дороже. Можно также увидеть установленный владельцем синхроконтакт.
Изображение

Изначально камеры Tenax не имели синхронизации для работы со вспышками, однако позже услуга установки синхроконтакта стала достаточно популярной. На аукционах часто можно видеть аппараты с установленными синхроконтактами, расположение которых самое разнообразное – слева от скобы для принадлежностей, справа от нее, спереди на корпусе. Иногда такие «доработки» выглядят весьма неумело и кустарно, иногда они настолько хорошо сделаны, что неотличимы от заводской работы.

Что касается производства оптики, то это отдельный вопрос. Некоторые номера указывают на 1936 год производства, хотя больше всего оптики было произведено именно в 1937-1938г.г. Ранние штатные объективы нередко совмещены с поздними камерами, а это может говорить о том, что установка объективов была совершена значительно позже их изготовления. Некоторые сайты утверждают, что число проданных камер с Тессарами в качестве штатной оптики больше, чем с Зоннарами, однако каталоги Thiele с этим не согласны (по записям аукционов и продаж).

В целом Zeiss предлагал четыре объектива для Tenax, два из которых были штатными - либо 4cm f2.8 Tessar, либо 4cm f2 Sonnar. Длиннофокусный 7.5cm f4 Sonnar и широкоугольный 2.7cm f4.5 Orthometar завершали это предложение. Любопытно, что Zeiss не пытался предложить второй длиннофокусный объектив с фокусным около 100-115мм, хотя именно 135mm Sonnar был наиболее популярным сменным объективом для камер Contax. Тесты показали, что длиннофокусная оптика от 105мм дает виньетирование (как и на Роботе), но более «длинный» объектив с фокусным, скажем, 95мм и при этом более глубоко посаженным задним элементом вполне мог бы стать рабочим вариантом. Zeiss разработал несколько прототипов других объективов, однако так и не вышел за пределы диапазона 27-75мм. Вероятно, также свою роль в этом сыграла и военная агрессия Германии, которая и прекратила развитие системы.

Установленный на камеру Ортометар и внешний видоискатель.
Изображение

Другие доступные для Tenax аксессуары включали в себя набор для макросъемки Contameter (#1339), который был практически повторением аналогичного набора для Contax, бленды, фильтры (35.5мм резьбовые и 37мм насадочные), а также адаптер для использования штатного объектива на фотоувеличителе. Две шпильки по бокам от окна видоискателя были предназначены для установки специальной маски, которая ограничивала поле зрения для объектива 75мм. Также существовали два вида внешних видоискателей, что крепились к скобе для принадлежностей - 433/17 and 432/8.

Набор для макросъемки в действии.
Изображение

Продолжение следует.

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Последний раз редактировалось Jagdtiger 28 мар 2014, 21:46, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 мар 2014, 16:08  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Описание и эксплуатация Tenax II (Серийный номер: Е. 3135)

Форма корпуса, общие черты и отделка Tenax находится на одном уровне с Contax II или III. Хорошо видно, что для продукции Zeiss Ikon второй половины 30х годов использовались похожие в общих чертах дизайнерские решения, что в целом выглядит очень интересно. Высококачественная черная кожа, черная же краска корпуса аппарата, хромовая отделка – все это оставляет приятные впечатления, намекая на родственность с флагманом компании в лице Contax. Большинство камер имеют характерную потертость на рычаге взвода-перемотки, и моя не стала исключением.

Изображение

Камеры Zeiss печально известны своими пупырышками на коже, которые возникают в результате окисления заклепок, которыми крепятся направляющие валики и прижимные столики, а также некоторые другие детали. Со временем вокруг заклепки под кожей нарастает слой окислов, который и создает своеобразный бугорок. В основном владельцы не трогают эти бугорки, но иногда можно встретить камеры со следами чистки. Иногда она выполнена хорошо, так что не видно никакого вмешательства, иногда же нерадивые владельцы попросту портят кожу, вскрывая ее лезвием и выдавливая окислы, словно прыщ на лбу. Один из аппаратов Tenax был продан на Ebay за меньшую цену именно по причине такого грубого вмешательства. У моего экземпляра классических "zeiss bumps" нет, однако вместо этого есть два бугра, выросших на месте пластинок, которые закрывают два отверстия в задней крышке.

Задняя крышка полностью съемная, равно как и приемная катушка – она точно такая же, как и та, что используется в Contax II, III и других 35мм камерах от Zeiss Ikon того времени. Также Tenax совместим с цейссовскими разборными кассетами – как и в Contax, здесь можно использовать две такие кассеты чтобы не беспокоиться об обратной перемотке.

Изображение

Зарядка пленки в камеру не отличается такой простотой, которой могут похвастаться более современные камеры, использующие приспособления для быстрой зарядки (к примеру, та же система QuickLoad у Canon). Впрочем, здесь все устроено точно так же, как и у «старшего брата». Необходимо пропустить кончик пленки в приемную катушку, загнуть его обратно, вставить кассету с катушкой на свои места и проследить, чтобы перфорация попала на зубья транспортировочного барабана. При этом лучше всего держать камеру верхом вниз, чтобы катушка и кассета не выпадали. Далее нужно лишь вставить и закрыть заднюю крышку – она имеет точно такие же замки, как и Contax. Выбираем слабину, делаем два холостых кадра, убеждаясь, что пленка корректно перематывается – остается лишь установить счетчик кадров поворотом против ч.с. на 0 и вы готовы к первому кадру из допускаемых 49! Сам счетчик, к слову, здорово напоминает головку скоростей затвора у Contax II/III, что еще больше роднит Tenax с собратьями.

Изображение

Продолжая верхнюю часть камеры: кнопка спуска находится внутри счетчика кадров и напоминает таковую у Contax. Она имеет внутреннюю резьбу для спускового тросика, а также может фиксироваться в нажатом положении. Для этого необходимо установить затвор на В, затем нажать на кнопку спуска и провернуть ее по часовой стрелке – так реализуется выдержка Т. Если провернете кнопку обратно и совместите две красные точки, то затвор закроется. Собственно, ничего нового в сравнении с Contax, Nettax и Super Nettel. К слову, владелец одного из продававшихся Tenax указывал на поломанный затвор, однако детальное рассмотрение фотографий показало, что у камеры всего лишь была зафиксирована кнопка спуска. Вероятно, покупатель был безмерно рад, когда узнал, что его новая камера имела такую пустяковую «поломку».

Рядом с счетчиком кадров находится еще одна кнопка, необходимая для включения обратной перемотки. Она разблокирует зубчатый валик, чем и дает возможность смотать отснятый материал обратно в кассету.

Скоба для принадлежностей находится по оси объектива, что в сравнении с Contax является плюсом. С другой стороны, отсутствие парка сменной оптики делает это «преимущество» сомнительным. Рядом с этой скобой иногда можно встретить синхроконтакт – иногда его встраивали владельцы, поскольку изначально его нет вовсе. С левой стороны находится узел обратной перемотки. Он представляет собой уменьшенную ручку перемотки от среднеформатных Zeiss Super Ikonta. Ручка состоит из откидных полуколец, каждое из которых может быть поднято для осуществления обратной перемотки.

Передняя панель Tenax – наиболее интересная и узнаваемая часть камеры. Она содержит узел крепления оптики, окруженный четырьмя рычагами. Крупный рычаг справа от объектива перематывает пленку на один кадр и одновременно взводит затвор одним плавным движением вниз. Нажимать на рычаг нужно до упора, иначе он не вернется в исходное положение. Для 1938г это было одним из наиболее быстрых способов ручного взвода и перемотки пленки. Zeiss Ikon активно рекламировал эту функцию, указывая о возможности производить 1 кадр в секунду. На практике же это невозможно – каждый раз, когда вы нажимаете на рычаг, камера дергается, разве что если она не установлена на штатив. Тем не менее, такой механизм является интересным и уникальным – единственные аналоги среди прочих фотоаппаратов это Tenax I 1939г и его послевоенные модификации, Adox 1950г и Koniсa 35s середины 50х.

В нижней части объектива находится рычаг фокусировки. Поворот этого рычага на примерно 30 градусов производит фокусировку объектива от 1м до бесконечности. Шкала ГРИП нанесена непосредственно на рычаге – от f5.6 до f11. На практике этот рычаг двигается слишком быстро, потому можно легко проскочить момент резкости, глядя в видоискатель – лучше двигать рычажок помедленнее. С другой стороны, быстрая фокусировка является одной из частей концепции оперативной камеры. Это явно контрастирует с объективами от Leica с их 200 градусами фокусировки и тем более с Contax, геликоид которого вращается на 274 градуса. Сам объектив представляет собой 40mm f2.8 Tessar производства Carl Zeiss Jena – просто и качественно.

Следующий рычаг предназначен для установки выдержки. Рычаг выступает из фланца, который также является лицом крепления объектива. Поскольку установленный объектив закрывает фланец, то значения выдержек нанесены на каждом объективе. Скорости затвора варьируются от одной секунды до 1/400 плюс В, что достигается использованием затвора Compur Rapid, адаптированного из тех, что используются на среднеформатных камерах. Этот затвор лежит в основе конструкции Тenax’а.

В свое время фирма Лейтца разработала и запатентовала то, что было и есть одним из лучших фокальных затворов для 35мм фотокамер. Он сочетал в себе простоту и надежность, а также предоставил разработчикам оптики свободу в создании различных схем объективов, в том числе с глубоко посаженными задними элементами. Вертикальный металлический затвор аппаратов Contax, Super Nettal и Nettax были ответной попыткой Zeiss Ikon создать нечто другое, что предполагало бы больше возможностей, а заодно избежать нарушения патентов Leitz. Однако этот затвор был значительно более сложным и дорогим в производстве.

И он конкурировал против очевидной альтернативы. Мюнхенская фирма Deckel, что являлась частично принадлежащей Zeiss компанией, была известна своими надежными центральными затворами еще с начала века. К тому же, многие 35мм камеры использовали межлинзовые затворы Compur, произведенные именно Deckel Munchen. Однако использование межлинзового затвора сильно ограничивало возможности оптики, к тому же многие камеры предполагали лишь примитивную фокусировку передней линзой. Становилась невозможной и полноценная сменная оптика, если требовалось совместить взвод затвора с перемоткой пленки.

Затвор от среднеформатной камеры оставлен практически без изменений.
Изображение

Изображение

Что же сделал Нервин? Он поступил просто – разместил центральный затвор позади крепления оптики. Это позволило полностью связать взвод затвора и перемотку пленки при полной взаимозаменяемости объективов. Однако это инновационное решение не обошлось без недостатков. Размер затвора, который должен был быть использован составлял #0 – он был больше, в то время как остальные 35мм камеры использовали меньшие затворы #00. Это увеличивало кратчайшую выдержку до 1/400 вместо 1/500, как в аппаратах Kodak Retina. Этот же затвор вынудил Нервина уменьшить кадр до 24х24мм вместо стандартных 24х36мм – только так он мог покрыть весь кадр при открытии лепестков. Очевидно, Нервин не был против этого уменьшения. С другой стороны, уменьшение кадра позволило ускорить перемотку пленки, что было частью стратегии предоставить пользователю быструю и удобную в обращении камеру.

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Последний раз редактировалось Jagdtiger 28 мар 2014, 21:54, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 мар 2014, 20:53  Заголовок сообщения: Zeiss Ikon Tenax [II] - описание и история
В сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 авг 2008, 22:46
Сообщения: 21521
Откуда: Гурьевск (Нойхаузен)
Jagdtiger писал(а):
Делюсь с ЧКД статьей по одной из самых интересных дальномерок довоенного времени.
Tenax I был выпущен позже оригинального Tenax. Во избежание путаницы оригинальную модель часто называют Tenax II, хотя она и вышла раньше.
Изображение
.



Спасибо, интересный материал.
А этот малыш был у меня в ремонте по затвору.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 мар 2014, 22:26  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Это где-то половина статьи, плюс еще свои впечатления напишу :)

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 мар 2014, 09:35  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 окт 2012, 06:59
Сообщения: 142
Откуда: Россия Брянск
Изображение

Изображение

_________________
„Я cмогу сделать шедевр даже при помощи консервной банки,
... если только на ней будет стоять объектив Карл Цейсс“


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 мар 2014, 21:56  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Кстати, действительно во многом камера похожа также на эту Супер Иконту. Видоискатель и дальномер, плюс затвор вставлен практически самый обычный.

Изображение

Итак, заобъективный затвор все же мог дать возможность использования полноценных сменных объективов, однако это не означало, что для него сгодится любая оптика. Tenax использует обычный байонет, при этом все четыре его объектива имеют глубоко посаженные задние элементы, которые устанавливаются внутрь камеры. Это дает возможность выходному зрачку находиться вплотную к затвору и покрывать кадр 24х24мм. Однако любой другой объектив, который не будет углублен внутрь камеры, практически обязательно даст виньетирование по причине небольшого диаметра отверстия, формируемого лепестками затвора (чуть больше 20мм). При этом оптика, имеющая действительно углубленные задние элементы (например, Biogon 35mm), также не будет работать. Увы, аппараты Robot имеют схожую проблему.

Изображение

В целом, дополнительные объективы системы Tenax вполне отражают ограничения выходного зрачка своими скромными показателями светосилы, но в отличие от Nettax и многих других складных камер от Zeiss Ikon, здесь разработчики не поскупились на качество оптики. 7,5cm Sonnar так же хорош, как и его 8,5cm и 13,5cm братья из системы Contax. Также в отличие от основанных на схеме Тессар объективов 35mm Elmar и f3.5 W-Nikkor, широкоугольный 2,7cm Orthometar представляет собой объектив из 6 элементов, скопированный с аэрофотосъемочной камеры и имеющий минимальную дисторсию. Его крохотные внутренние линзы были сложны в производстве, что было отражено в его цене в $132 (более $3 000 по нынешнему курсу). В свою очередь 7,5cm Sonnar стоил $120.

Объектив в конкретном аппарате – менее дорогой Tessar 4cm f2.8. Он не имеет просветления, однако при этом также на нем нет царапин и скопившихся за 70 лет признаков эксплуатации, которые часто встречаются на других объективах системы. Пришлось, правда, провести чистку объектива с извлечением заднего блока, на внутренней стороне которого скопился белесый налет. Диафрагма имеет равномерные деления установки, причем именно здесь уже видна характерная форма девяти ее лепестков - в массе такое решение стали использовать уже после войны, в т.ч. на советских объективах (Юпитер-8М, Мир-3, Индустар-29 и пр.). Прикрытие диафрагмы создает отверстие в виде звездочки или «циркулярки», а на закрытых значениях отверстие становится круглым.

Над объективом находится рычажок-фиксатор. Если его нажать и провернуть объектив на 30 градусов по часовой стрелке, то он снимется с камеры. Убедитесь, что установлена выдержка не короче 1/50, т.к. рычаг установки выдержки будет мешать снять объектив с камеры. Байонет имеет три лепестка и в целом похож чем-то на байонет Экзакты (особенно фиксатором). По причине наличия в объективе модуля дальномера, линзоблок имеет двойной геликоид, который обеспечивает фокусировку без вращения линз – отличное и редкое преимущество в 30х годах.

Изображение

Дальномер довоенной Лейки работал на основе поворотной призмы за окном дальномера, связанной с подпружиненным рычагом, который при помощи кулачка специальной формы взаимодействовал с толкателем, выходящим из объектива и двигающимся при фокусировке. Это была простая и регулируемая конструкция, и она была запатентована Лейтцем. Сначала Цейсс пытался обойти проблему с патентом при помощи поворотного зеркала, однако это оказалось ненадежным.

Изображение

К тому времени как вышли Contax II и III, Цейсс использовал уже другой метод фокусировки дальномером, тот самый, который будет использован практически во всех дальномерных камерах компании. Это были вращающиеся оптические клинья [Contax II и III использовали подобный скользящий клин]. В данном механизме две клиновидные линзы были закреплены на одной оси одна за другой. При фокусировке объектива обе линзы вращались относительно друг друга в разные стороны, чтобы таким образом двигать изображение в пятне дальномера. На Tenax II вращающиеся линзы установлены на вынесенном напротив окна дальномера плече и связаны с геликоидом объектива. Геликоид же вращает один клин по часовой стрелке, а другой – против. Преимущество этой системы состоит в том, что сама камера не содержит никаких двигающихся частей конструкции дальномера и потому не может разъюстироваться. При этом надежность дальномера очень высокая - моя камера за более чем 70 лет четко держит бесконечность. Недостаток здесь только один – само плечо с клиньями, которое необходимо было устанавливать на каждом сменном объективе.

Изображение

Что касается видоискателя, то Tenax имеет один из лучших видоискателей среди всех 35мм дальномерных камера довоенного периода. Поле видоискателя показывает объекты в натуральную величину (т.е. имеет увеличение 1х), достаточно крупное и относительно светлое. Само изображение контрастное, имеет зеленоватый оттенок, пятно светло-оранжевое, отлично видимое, но не настолько четкое, как в Contax. Окуляр при этом маленький и съемка в очках практически невозможна, однако на окуляре есть внешняя резьба для диоптрийной насадки.

Изображение

Последний «пункт» на передней части камеры – автоспуск. Он выполнен в виде горизонтального рычажка с гравировкой «Compur Rapid». Для его использования необходимо взвести затвор и затем повернуть рычажок против часовой стрелки. Далее при нажатии на кнопку спуска он сработает и спустит затвор. При невзведенной камере автоспуст не работает.
Название камеры Tenax выгравировано слева внизу от объектива. На самой камере нет никаких признаков общепринятого названия Tenax II, которое использовалось в рекламе после введения на рынок меньшей, более простой и дешевой камеры под именем Tenax I. Логотипы Zeiss Ikon вытеснены на левой части спереди и на задней крышке. Серийный номер имеется на скобе для принадлежностей, затвор внутри также имеет свой серийный номер.

Изображение

Камера очень хорошо лежит в руке и при этом приятно ощущается. Хочется носить ее везде и всюду, что, скорее всего, было частью задумки Нервина.

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Последний раз редактировалось Jagdtiger 30 мар 2014, 15:37, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2014, 08:13  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2010, 20:57
Сообщения: 2147
Откуда: Ленинград
Денис, спасибо за статью. Есть просьба - можешь для сравнения сфотографировать Тессар, так же как здесь Соннар?

ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение

Интересует чисто технический вопрос: если я имею "раздетый" до такого состояния Соннар -
ИзображениеИзображениеИзображение

то возможно ли снять обвеску с Тессара и поставить её на Соннар (чтобы также использовать его на Тенаксе).

И кстати еще одна подробность по пересекающейся теме переделки Соннара на полнокадровую дальномерку под м39: viewtopic.php?f=6&t=13146
Было мнение, что он не кроет полный кадр. Он его не кроет - если не снимать вот это колечко, обозначенное красным цветом:
Изображение
Его нужно удалять:
ИзображениеИзображение

иначе - виньетка на полном кадре.

P.S. Присмотрелся сейчас к написанному мною - что-то я уже не уверен что "раздетый" соннар с Тенакса II... (кольцо щкалы расстояний не такое и краснопомеченное колечко отсутствует, поводок не тот) :D Ну все равно фото Тессара в оправе с разных сторон интересно было бы увидеть.

_________________
Не умеешь писать "собака" - пиши "пёс"!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2014, 11:46  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Могу сказать предварительно и без фотографий, что корпуса Тессара и Зоннара одинаковые, разница только в линзоблоках.
Насчет вашего даже не знаю. Верх у него точно как у тенаксового, а вот все остальное вызывает сомнения. И шкала расстояний какая-то непонятная, и колечко у задней линзы.

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2014, 14:21  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2010, 20:57
Сообщения: 2147
Откуда: Ленинград
Так и не нашел с какого фотоустройства мог быть мой объектив в такой странной оправе...

Но зато нашел еще один интересный Соннар:

ИзображениеИзображение

Судя по серийнику - № 2784617 - это 1941 год, уже есть просветление T ( но без звездочки ). Мог он стоять на Tenax II? Была ли для Tenax II просветленная оптика?

_________________
Не умеешь писать "собака" - пиши "пёс"!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2014, 15:14  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Скорее всего он от Тенакса, но в 41м их кажется уже не собирали. В статье даже за 1940г стоит лишь предположение. А просветленных Зоннаров или другой оптики на Тенакс я пока вообще не видел. Но этот похож, да. Даже есть часть продольной резьбы для контрвинтика какого-то, в Тессаре есть такой(вкручен с краю по оси объектива, половина резьбы у него на корпус линзоблока приходится).

Вот снял немного свой:

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2014, 10:39  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2013, 21:19
Сообщения: 484
Откуда: Kiev
Cпасибо за интересную ветку. Если кому-то интересно, вот американский патент Нервина на Тенакс II

http://yadi.sk/d/0IeMUM3SLWQsb


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2014, 14:25  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
В копилку странных объективов:
Изображение
Изображение

Объектив от кинокамеры Мовикон, хотя изначально разрабатывался под Тенакс. Вероятно, ваш Зоннар тоже от нее.
Изображение

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2014, 14:58  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2010, 20:57
Сообщения: 2147
Откуда: Ленинград
Jagdtiger писал(а):
В копилку странных объективов:
Объектив от кинокамеры Мовикон, хотя изначально разрабатывался под Тенакс. Вероятно, ваш Зоннар тоже от нее.

Мовиконы прошерстил вчера - не было под них 40/2 соннаров. Конструкция моего похожа, но не оно.
Вообще в сети не нашел никаких упоминаний куда еще ставились соннары 40/2 кроме ТенаксII.
Так что вопрос открыт.
Вот еще один мутант непонятно от чего:
Изображение

_________________
Не умеешь писать "собака" - пиши "пёс"!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2014, 15:09  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Изображение

Остальная информация

Итак, Zeiss Tenax II не был ответом на широко известный Robot 1934г. За исключением квадратного кадра, эти камеры не имели ничего общего друг с другом. Нервин отрицал, что Робот имел хоть какое-нибудь отношение к проектированию Тенакса. Аппараты Робот имели дисковый затвор с приводом от пружинного мотора с ручным заводом. Они требовали специальных кассет для зарядки пленки, также не было и возможности обратной перемотки. Такие камеры были нацелены на использование в специальных и профессиональных областях, где требовалась моторизированная камера для быстрой или дистанционной съемки. Оригинальный Робот разработал Хайнц Килфитт, Отто Бернинг запатентовал его и обеспечил производство. Одним словом, ничего общего с Тенаксом. Разве что можно упомянуть некоторую общую идею в виде «быстрой» камеры, которая, тем не менее, была воплощена совершенно разными путями.

Что касается дальнейшей судьбы камеры, то оборудование, детали и планы на Тенакс исчезли во время разрушения старой фабрики Ica Werk (вместе с оборудованием и планами по Контаксу) в процессе бомбардировки Дрездена авиацией союзников в феврале 1945г. У руководства Zeiss Ikon не было ни желания, ни возможности возродить камеру после войны. В то же время, оборудование для производства Tenax I сохранилось и восточногерманский Zeiss производил и продавал различные варианты этой камеры вплоть до конца 50х.

Объективы для Tenax II могут потребовать собственного эссе сами по себе. Согласно данным Thiele, можно примерно предположить процесс разработки оптики для этой камеры, который привел к итоговому результату в лице четырех предлагаемых объективов.
Первым объективом для Тенакса стал 7,5cm f3.5 Tessar, существовавший в одном экземпляре. Он интересен для изучения оптически и в целом должен быть уникальным. Дата: июль 1935 - время, когда Tenax все еще был чем-то лишь немного большим, чем эскизы и слова.
Август 1936г. – подготовлены два экземпляра Sonnar 4cm f2 . Опять же, это были лишь образцы того, что должно стать штатным объективом для камеры. К этой дате Тенакс был в завершающей стадии разработки.
Март 1937г принес целый парад прототипов. Два 4cm f3.5 Tessar, два 3.5cm f2 Biotar и один 7.5cm f4 Sonnar.
К апрелю 1937г создание прототипов закончилось. Камера наконец, была запущена в производство и Zeiss Ikon нуждался в объективах. В этом же месяце была выпущена 1000 объективов 4cm Tessar f2.8.
Май 1937г – выпущено 1000 объективов 4cm f2 Sonnar.
В июне 1937 года еще 1000 объективов 4cm f2.8 Tessar сошли с конвейера.
Далее наступила пауза, но в августе компания завершила производство еще 2000 4cm f2 штатных Sonnar’ов.
Очевидно, это количество объективов заполнило потребности для производства камер, поскольку далее вплоть до мая 1938г объективы не производились. В мае 1938г была завершена серия в 3000 4cm f2 Sonnar. По крайней мере еще 610 Зоннаров были утверждены в рамках общей серии, насчитывающей 6000 объективов, однако они не были готовы вплоть до августа 1940г и последние 310 объективов были доделаны уже в январе 1941г. Это указывает на общий объем изготовленных f2 4cm Sonnar – 6612шт.
Объем заказов на объективы Tessar, который сначала составлял 2000экз, пополнился еще одной партией в 2000шт, назначенной в июле 1938г. Последние объективы были завершены к апрелю 1940г. Общее количество произведенных 4cm Tessar составляет 4001шт.

В то же время, все объективы 7.5cm f4 Sonnar стали результатом рабочего плана января 1938г, но производство колебалось в течение нескольких месяцев. В январе были изготовлены первые 200 штук. Полученный спрос определил следующую дату, которой стал декабрь 1938г, когда Zeiss изготовил еще 400 объективов. В апреле 1939г было произведено 150 штук, а в октябре 1940г была завершена финальная партия в 275 объективов, что в сумме дало 1026 произведенных 7.5cm Sonnar. Не особо маленькая цифра, однако 50 из них (или больше) были переданы для комплектации аппаратов Робот. Это должно быть нормальным, что производство дополнительных объективов отставало от производства непосредственно камер. Производителю пришлось ждать, пока будет продано определенное количество камер для создания рынка продажи сменной оптики для них.

Производство 2.7cm f4.5 Orthometar, возможно, начали раньше, чем 7.5cm Sonnar, однако данных по началу работ нет, лишь только одна дата их окончания. Всего было три партии: первые два прототипа, затем 100 объективов, затем еще 200. Вторая партия показывает дату окончания работ октябрем 1937г. Остальные серийные номера относятся к 1938г. Всего было выпущено 302 объектива.

6612 штатных 4cm Sonnar плюс 4001 штука 4cm Tessar предполагают общий объем производства камеры порядка 10600 экземпляров. Однако данные на основе серийных номеров аппаратов позволяют говорить о том, что Zeiss мог изготовить около 12000 камер Tenax II: 3000 в первой партии 1937г, 6000 в 1938г и еще 3000 в 1939г. Сюда не включены более поздние камеры для рентген-фотографии. Пробелы в серийных номерах можно объяснить разницей между номерами камер и объективов.

Вывод: Tenax II сочетает в себе оригинальный и инновационный дизайн с отличной оптикой и лучшей эргономикой среди всех довоенных 35мм камер. Сегодня все это делает его привлекательным с точки зрения коллекционной ценности, однако если вам нравится квадратный формат кадра, он по прежнему может стать отличной камерой для съемки.

На этом статья оканчивается. Кому интересно - вот оригинал http://wesloderandnikon.blogspot.com/20 ... -from.html
Не переводил дословно, также кое где вписывал свои мысли, так что извиняюсь если где оказался неправ.

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 15:19  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Итак, прошло-то уже черт знает сколько времени, а я так и не показал фото с Тенакса.Надо исправляться :roll:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Снимать им мне очень понравилось - камера отлично лежит в руке, но держать ее удобнее в духе хвата Контакса, чтобы средний палец лежал на курке. Тогда можно выдавать чуть ли не серийную съемку. Пленку мотает, кстати, очень ровно - межкадровые одинаково красивые. Сам аппаратик тихий и издалека напоминает скорее мыльницу, что скорее плюс.

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 16:09  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 окт 2010, 03:43
Сообщения: 6233
Откуда: Харьков
А говорили, что Ягдтигер не фотограф, а только языком :D .

Молодец, приятно было посмотреть на "майданутый" Киев.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 19:56  Заголовок сообщения:
Не в сети
Admin

Зарегистрирован: 19 авг 2010, 13:07
Сообщения: 2452
Откуда: Birobidzhan
как-то пропустил тему! ну значит выкладываю фоточки с зоннара:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

пока отбил одну пленку, сейчас для сравнения отбиваю такую же на таксоне с тессаром...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 23:38  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 22:29
Сообщения: 4867
Вуу, отличные фото!
Отсниму, наверно, еще пленочку, хочу на нормальном сканере все сделать.

_________________
Zeiss Ikon Camera,
Zeiss Objektiv,
Zeiss Ikon Film!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 апр 2017, 13:32  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 янв 2012, 17:47
Сообщения: 388
Откуда: Балаково
ребята подскажите как снять головку счетчика кадров

_________________
https://www.flickr.com/alei1180


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 май 2017, 13:37  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 04 апр 2007, 13:20
Сообщения: 1453
Откуда: Москва
Да, для любителей переделывать хорошие вещи в ...... непонятночто.
У меня был Зоннаровский линзоблок, вставленный в оправу от И-10 фэдовского.
Я там даже допилил сопряжение с дальномером.
24х36 этот объектив НЕ КРОЕТ.
В углах освещённость падает до нуля.
Какой-либо суперрезкости не замечено (возможно- огрехи юстировки).
С учётом отсутствия просветления (очень низкий контраст, особенно в контровом свете) был продан и вместо него куплен Ю-12.
Дело было в начале 80-х, потому представить что-либо в доказательство не могу.

Сейчас ессно оставил бы - в коллекцию.

_________________
"....Я высказал своё, не навязанное никем, субьективное мнение, которое не только может, но и обязано не совпадать с мнением некоторых участников." (tttaras)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Купить Бокалы Spiegelau - официальный магазин.