Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  2. Советская фототехника  »  Как удалить излишки масла с лепестков диафрагмы объектива «Юпитер-11»
 »  Главная  »  4. Ремонт фотоаппаратов  »  Как удалить излишки масла с лепестков диафрагмы объектива «Юпитер-11»
Как удалить излишки масла с лепестков диафрагмы объектива «Юпитер-11»
 журнал СоветскоеФото | Опубликовано  08/21/2006 | 2. Советская фототехника , 4. Ремонт фотоаппаратов |
"Объектив любит чистоту" о разборке и профилактике дальномерного объектива "Юпитер-11
ОТВЕЧАЕМ ЧИТАТЕЛЯМ
ОБЪЕКТИВ ЛЮБИТ ЧИСТОТУ
Как удалить излишки масла с лепестков диафрагмы объектива «Юпитер-11» и почистить трущиеся части оправы? С этим вопросом к нам обращаются многие читатели. Ответить на него редакция попросила мастера по ремонту фотоаппара­туры И. Маева.
РИС. 1
Юпитер-11» (рис. 1) состоит из си-стемы линз в оправе (блок) и на­ружной оправы, с помощью которой про­изводится его укрепление на камере и осевое перемещение при фокусировке. В дальномерных аппаратах, кроме того, с помощью оправы происходит сопря­жение объектива с дальномером камеры.
Чтобы удалить излишки масла с ле­пестков диафрагмы, масляные капельки на поверхности линз, расположенных по обеим сторонам диафрагмы, или заме­нить сгустившуюся смазку трущихся по­верхностей оправы, объектив нужно ра­зобрать.
Диафрагма объектива расположена между третьей и четвертой линзами (рис. 2). Чтобы ее извлечь, нужно разоб­рать весь блок, вынуть линзы. Это слож­но и опасно, так как может сместиться оптическая ось объектива, поэтому не рекомендуем фотолюбителю делать та­кую работу. В виде исключения можно снять задний компонент. Этого будет вполне достаточно, чтобы почистить объектив и диафрагму.
Делают это так. Поворачивают коль­цо 1 (рис. 1) до совмещения красной черты с индексом 2,5 м: Затем отвинчи­вают стопорные винты и снимают пово­док диафрагмы 2. После этого отвинчи­вают стопорные винты и снимают коль­цо 1 со шкалой расстояний, под которым с двух противоположных сторон, возле червячной резьбы, расположены стопор­ные винты 1 и 3 (рис. 3). Ими укреплен блок объектива в оправе. (В некоторых экземплярах объективов стопорные вин­ты отсутствуют.) Затем левой рукой бе­рут за оправу, а правой отвинчивают блок. Хорошо при этом положить на оправу кусок резины. Отвинчивая блок, следует помнить о юстировочных про­кладках 2. Их нужно снять и установить при сборке объектива.
Задний компонент — четвертая лин­за / (рис. 4) может находиться в опра­ве, которая ввинчена в торец основания
блока, или может быть установлена в паз на торце и укреплена кольцом 2 с двумя шипами. Оправу с линзой или крепежное кольцо отвинчивают спе­циальным инструментом, чтобы не по­вредить линзу. Вывинчивать винт 3 и второй такой же винт на противополож­ной стороне нельзя. Чистят поверхность третьей и четвертой линз, на которые обычно оседают масляные капельки, ватным тампоном, смоченным эфиром или смесью эфира и спирта, легкими кру­говыми движениями. Тампон меняют не­сколько раз.
Чтобы удалить излишки масла с диафрагмы, тампон смачивают бензи­ном и осторожно круговыми движения­ми протирают ее лепестки. Затем диаф­рагму поворачивают в обе стороны и повторяют чистку до тех пор, пока масла на ней станет меньше. Одна сто­рона диафрагмы хорошо видна и чистить ее легко. Вторую сторону чистить труд­ней. После окончания чистки следует убрать волокна ваты. Снимать и уста­навливать линзу нужно осторожно, пом­ня, что выпуклая ее сторона располо­жена рядом с диафрагмой (см. рис. 2).
Для разборки червячной оправы де­лают метки на тубусе 1 (рис. 5) и кольце 2, чтобы при сборке установить детали на место. Отвинчивают стопорный винт 3 и второй такой же винт на противопо­ложной стороне тубуса (все винты нужно класть отдельно и запоминать или запи­сывать их места). После этого отвин­чивают тубус. Затем берут левой рукой за кольцо 3 (рис. 6), а правой за кольцо 5 и поворачивают последнее по часовой стрелке до упора. При этом винт 4, огра­ничивающий движение кольца 5, ока­жется в положении, показанном на рис. 6. Делают метки на кольцах 3 и 5 (показаны стрелкой А). Иногда эти мет­ки устанавливаются на заводе. Затем делают метки на кольцах 1 и 2 (на рис 7 показаны стрелкой). Особое вни­мание следует обратить на то, что торцы
колец 1 и 2 расположены в одной пло­скости на одном уровне (рис. 7). Прежде чем отвинтить винт / (рис. 6) и другой такой же винт на противоположной сто­роне, нужно отметить и пронумеровать их, так как диаметр их головок подби­рается согласно ширине отверстия 2 (рис. 6). После этого отвинчивают в пра­вую сторону кольцо 2 (рис. 7), на кото­ром имеется одиннадцатизаходная левая резьба. Делают это медленно, считая ко­личество оборотов, которые сделает метка, и замечают место метки при сня­тии кольца. Кольцо промывают в бензи­не, а резьбу внутри кольца 1 (рис. 7) протирают ветошью, смоченной бензи­ном. Затем наносят слой масла (это может быть густое часовое масло «РС-1») на резьбу и собирают кольца. При сбор­ке колец / и 2 совмещают метки (они почти всегда совпадают или распола­гаются рядом) и завинчивают в левую сторону кольцо 2, торец которого в за­винченном положении (когда совместят­ся метки) должен быть на одном уровне с торцом кольца /. В противном случае сборку повторяют с другого захода_ резь­бы. Затем завинчивают винты 1 (рис. 6).
После чистки резьбы оправа объек­тива обычно вращается плавно.
Если же этого окажется недоста­точно, делают отметки на кольцах 1 и 3 (рис. 8), метят винт 2 и отвинчивают его, а затем отвинчивают такой же винт на противоположной стороне кольца. После этого отвинчивают винт 4 (рис. 6), замечают размер щели (стрелка Б на рис. 6) между кольцами 3 и 5, чтобы при сборке правильно завинтить кольцо 3, и снимают последнее. Щель состав­ляет примерно 0,8—1 мм. Резьба на кольцах 3 и 5 обыкновенная, однозаход-ная. Ее чистят бензином и смазывают маслом.
Двухзаходная резьба имеется и на кольцах 1 и 2 (рис. 9), но их, как пра­вило, не разбирают.
И. МАЕВ
Рис. 5
Рис. 8
Рис. 9