Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  2. Советская фототехника  »  Ремонт Фотоаппаратов в HTML
 »  Главная  »  4. Ремонт фотоаппаратов  »  Ремонт Фотоаппаратов в HTML
Ремонт Фотоаппаратов в HTML
 З. А. Вишневский | Опубликовано  08/10/2006 | 2. Советская фототехника , 4. Ремонт фотоаппаратов |
2.1 Фотоаппараты "Любитель" и "Любитель-2"

Фотоаппарат "Любитель-2" представляет собой двухобъективную зеркальную камеру жесткой конструкции, рассчитанную на применение 6-сантиметровой роликовой пленки. Один заряд пленки позволяет произвести 12 снимков размером 6х6 см с последующей перезарядкой на свету. Светосильная просветленная оптика, центральный затвор с автоспуском и синхроустройством, видоискатель, с фокусировкой по матовому стеклу делают фотоаппарат "Любитель-2" универсальным и удобным для фотолюбителей. Фотоаппарат "Любитель" отличается от фотоаппарата "Любитель-2" только отсутствием автоспуока и синхроустройства.

На рис. 7 показан общий вид фотоаппарата "Любитель-2".


ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ

Корпус

На корпусе смонтированы все детали и узлы фотоаппарата. В боковой стенке корпуса имеется углубление для храпения светофильтров с крышкой 20. Крышка открывается поворотом вокруг своей оси.


Рис 7 Фотоаппарат "Любитель-2"
а - вид спереди, б - вид сзади
1 - синхроконтакт, 2 - заводной рычаг автоспуска, 3- рычаг диафрагмы, 4-поводок регулировочного кольца затвора, 5 - гнездо для тросика, 6 - спусковой рычаг затвора, 7 - фотообъектив, 8 - заводной рычаг затвора, 9 - объектив видоискателя, 10 - щиток с заводской маркой, 11 - передняя рамка, 12 - светозащитные заслонки, 13 - основание шахты, 14 - замок крышки водоискателя, 15 - головка перемотки пленки, 16 -приемна я катушка, 17 -пружинные замки крышки фотоаппарата, 18 - смотровое окно, 19 - головка заслонки смотрового окна, 20 - крышка углубления для хранения светофильтров, 21 - лапка держателя катушки

Задняя угловая крышка соединена с корпусом фотоаппарата шпилькой, проходящей через отверстия петель. На этой крышке имеется смотровое окно 18, защищенное красным светофильтром, и светозащитная заслонка с головкой 19. Через смотровое окно наблюдают за порядковым номером снимаемого кадра, напечатанном на светозащитном ракорде пленки. На нижней части крышки имеется штативное гнездо. Сверху на крышке имеются два пружинных замка 17, фиксирующих ее в закрытом положении. С внутренней стороны крышки имеется прижимной столик, выравнивающий пленку перед кадровой рамкой. На боковой стенке корпуса фотоаппарата раcположена головка перемотки пленки 15 с ключом, который входит в прорезь приемной катушки 16. На оси головки перемотки пленки 15 имеется спиральная тормозная пружина, обеспечивающая вращение головки в сторону перемотки пленки. В центре углубления на корпусе фотоаппарата, в которое закладывается катушка с пленкой, имеется плоская тормозная пружина, обеспечивающая натяжение пленки во время перемотки. Приемную катушку извлекают из углубления в корпусе фотоаппарата при помощи лапки 21. Снимаемый кадр ограничивается кадровой рамкой, имеющей в направлении движения пленки два вращающихся ролика, которые предотвращают царапание пленки на изгибах.



Рис 8 Оптическая схема зеркального видоискателя
1- установочная лупа, 2 - коллективная линза видоискателя, 3 - фотопленка, 4 - фотообъектив, 5 - объектив видоискателя, 6 - зеркало

Видоискатели

Фотоаппарат "Любитель-2" имеет рамочный и оптический видоиcкатели. Рамочный видоискатель образуется деталями смотровой шахты. Он состоит из передней рамки 11 и задней рамки. Для защиты от бокового света служат светозащитные заслонки 12. В закрытом положении передняя рамка удерживается замком 14.

Зеркальный видоискатель.

Оптическая схема зеркального видоискателя фотоаппарата "Любитель-2" показана на рис. 8. Он состоит из установочной лупы 1, коллективной линзы 2 с матированным кружком, зеркала 6 и объектива видоискателя 5. При работе с установочной лупой 1 ее пальцем отводят от щитка и уста-навливают в горизонтальном положении. На коллективной линзе 2 рассматривается изображение, проицируемое объективом видоискателя 5, и отраженное зеркалом 6.

Объектив видоискателя представляет собой ахроматическую линзу со светосилой 1:2,8, которая обладает повышенной чувствительностью к установке на резкость. Фокусировка изображения на матовом кружке коллективной линзы и на пленке происходит одновременно, так как оба объектива соединены между собой зубчатыми оправами.

Фотографический объектив (рис. 7) представляет собой трехлинзовый просветленный анастигмат 7 марки Т-22 с фокусным расстоянием 75 мм и относительным отверстием 1:4,5. По светосиле и резкости он обеспечивает высокое качество получаемых снимков.

Объектив смонтирован в корпусе затвора. Средняя и задняя линзы объектива неподвижны, а передняя вращается в червячной оправе и перемещается относительно неподвижных линз, чем и обеспечивается наводка на резкость.



Затвор

Центральный затвор фотоаппарата "Любитель-2" имеет пять автоматических выдержек: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 сек , и выдержку от руки В. Затвор снабжен автоспуком, имеющим предварительный ход 7-12 сек. Автоспуск заводится поворотом заводного рычага до упора, а спуск спусковым рычагом затвора.



Рис, 9. Затвор со снятой передней линзой

Частичная разборка затвора .

Несмотря на то, что затвор один из наиболее сложных механизмов фотоаппарата, разбирать его и устранять большинство неисправностей удается не снимая его с корпуса фотоаппарата. Такая неполная разборка (именуемая в дальнейшем "частичной разборкой") при соблюдении соответствующих правил позволяет ремонтировать затвор без последующей юстировки объективов. Прежде чем линзой начать разборку затвора, объективы фотоаппарата устанавливают на бесконечность, и через три сопряженные детали карандашом проводят черту так, чтобы она отмечала их правильное положение при установке на бесконечность. Черта должна пройти по оправам видоискателя и объектива (в месте зацепления зубчатых оправ) и опуститься вниз на оправу передней линзы объектива. После разметки снимают зубчатую оправу объектива, предварительно отпустив на ней три стопорных винта. Отвинчивая объектив, нужно сделать еще одну отметку на защитном кольце затвора напротив риски, сделанной на опраае объектива, которая соответствовала бы моменту выхода червячной оправы объектива из тубуса. Затвор со снятой передней линзой показан на рис 9.

Чтобы получить доступ к механизмам затвора, с него нужно снять защитное кольцо 2, предварительно развернув замок-эксцентрик 3 имеющимся на нем срезом в направлении к основанию затвора 1, а затем развернуть защитное кольцо 2 так, чтобы три выступа, имеющиеся на кольце, совпали с вырезами на основании затвора. Кольцо регулирования выдержек свободно снимается с тубуса затвора. Разобрав таким образом затвор, в нем можно направлять форму рычагов, ремонтировать автоспуск и механизм замедления, устанавливать и регулировать пружины, а также устранять целый ряд других мелких неисправностей затвора. Не исправности затвора, связанные с ремонтом диафрагмы или с исправлением лепестков затвора, требуют полной разборки затвора.

Полна я разборк а затвора .

Для того чтобы затвор разобрать полностью, его нужно снять с фотоаппарата, отвинтив крепежную гайку с внутренней стороны корпуса, а затем произвести все операции, связанные с частичной разборкой. Затем снять наружный корпус затвора с установленной в нем диафрагмой. Для этого с тыльной стороны корпуса затвора отвинчивают три винта.

На рис. 10б показана тыльная сторона основания затвора, где для наглядности сняты два лепестка. На основании затвора 33 тремя винтами 30 и шайбами 31 укреплено кольцо-кулиса 32. Винты 30 одновременно являются осями лепестков 27. На кольце-кулисе имеются три прорези 34, в которые входят штифты 28 лепестков. Лепестки затвора 27 свободно сидят на осях (.винтах) 39 и при наклоне основания затвора сами с него спадают. Отвинтив эти винты, снимают кольцо-кулису 32, после чего на внутренней стороне основания затвора съемных деталей не остается.


Рис. 10. Устройство затвора:
а — механизмы затвора; б —тыльная сторона затвора
1 — упор; 2 — спусковой рычаг; 3 — трехплечий рычаг; 4, 5, 7, 11, 17 и 19 — винты; 6 — заводной рычаг; 8 — отогнутый конец; 9 — качающееся плечо; 10 — подвижной упор; 12 — зубчатый сектор;13 — штифт; 14 — анкерная шестерня; 15 — анкерная вилка; 16 — плата; 18 — винт-эксцентрик;20 — контакт; 21 — усик; 22 — ось;23 — пружина; 24 — автоспуск; 25 — корпус; 26 — вырез; 27 —лепестки; 28 — штифт; 29 — усик; 30 — винт-ось; 31 — шайба; 32 — кольцо-кулиса; 33 — основание; 34 — прорезь


На рис. 10а показаны узлы и механизмы затвора, подлежащие разборке. Вначале снимают автоспуск 24. Для этого с упора 1 нужно снять пружину 23 автоспуска. Автоспуск свободно сидит на оси 22. Снимая автоспуск, нажимают на спусковой рычаг 2 затвора, который в свою очередь отведет в сторону спусковой крючок автоспуска, препятствующий его снятию. Затем снимают механизм замедления, укрепленный винтами 11 и 17. Производя дальнейшую разборку, основное внимание нужно уделить расположению пружин. Каждая из снимаемых пружин зацеплена одним концом, имеющим крючок, за снимаемую деталь, а вторым, свободным концом, заведена за тубус основания затвора или за какую-либо стойку, что в каждом отдельном случае необходимо запомнить. Отвинтив винт 7, снимают заводной рычаг 6 с заводной пружиной; отвинтив винт 4, снимают трехплечий рычаг 3 с пружиной; отвинтив винт 5, снимают спусковой рычаг 2 с пружиной; отвинтив винт 19, снимают подвижной контакт 20 синхроустройства. Пружина подвижного контакта остается на выточке оси подвижного контакта. После разборки на основании затвора остаются две съемные детали, снимать которые в исправном состоянии не приходится: крючок автоспуска с (пружиной и отвинчивающаяся ось подвижного контакта, которой прижата к корпусу пружина плеча 9 спускового рычага 6.

Сборка , регулировка и взаимодействие частей затвора .

Перед сборкой затвора необходимо убедиться в исправности основания затвора, для чего пинцетом (проверяют каждую ось, не качается ли она. В случае если какая-либо из осей качается, ее приклепывают плотнее к основанию затвора. Положив основание затвора на ровную плиту, проверяют (по зазору между основанием затвора и плитой), нет ли на нем прогибов. Если основание затвора прогнулось, его на этой же плите рихтуют, но очень осторожно, так как оно отлито их хрупкого алюминиевого сплава.

Сборку затвора начинают с постановки кольца-кулисы 32, которую укладывают в кольцевую канавку на основании затвора 33 так, чтобы высеченные в кольце-кулисе усики для зацепления с автоспуском и спусковым рычагом попали в соответствующие отверстия на основании затвора. Затем поочередно устанавливают шайбы 31, которыми на основании затвора укрепляется кольцо-кулиса, и затягивают винтами 30. Необходимо учесть, что винт 30 должен быть длиннее двух других подобных винтов и при завинчивании должен выступать с наружной стороны основания затвора. Движение кольца-кулисы должно быть свободным. Если же оно затруднено, необходимо кольцо-кулису снять и отрихтовать. Затем на кольцо-кулису укладывают лепестки затвора так, чтобы отверстие каждого лепестка наделось на винт-ось 30, а штифт каждого лепестка вошел в отверстие 34 на кольце-кулисе. Надевая наруж-ный корпус затвора 25 на основание затвора, нельзя делать резких движений, чтобы не сдвинуть с места свободно лежащие на нем лепестки. Три винта, соединяющие корпус затвора с основанием, необходимо плотно затянуть. После такой предварительной сборки проверяется легкость движения лепестков, для чего пинцетом шевелят кольцо-кулису за любой выступающий из отверстий в основании затвора усик. Убедившись, что лепестки открываются и закрываются свободно, устанавливают на место пружину закрывания лепестков, для чего один ее конец заводят за выточку на регулировочном винте-эксцентрике 18, а другой за выступающий из основания конец винта 30. Усилие этой пружины должно обеспечить резкое закрывание лепестков затвора. Если после сборки между лепестками затвора в центре остается отверстие, то, вращая регулировочный винт-эксцентрик 18, добиваются полного перекрытия лепестков. Для автоматического открывания лепестков предназначен вырез на качающемся плече 9 заводного рычага 6, который в момент срабатывания заводного рычага захватывает усик кольца-кулисы и сдвигает его. Вместе с усиком поворачивается и кольцо-кулиса, которая открывает лепестки затвора. Установив на место заводной рычаг 6 с заводной пружиной и закрепив его винтом 7, на качающееся плечо 9 накидывают пружину, прижимающую его к усику кольца-кулисы. После установки заводного рычага легко разобраться во взаимодействии качающегося плеча 9 с кольцом-кулисой. Оттянув заводной рычаг до упора и медленно его отпуская, можно увидеть, как качающееся плечо заводного рычага своим вырезом захватывает усик кольца-кулисы и открывает лепестки затвора. После того как лепестки затвора полностю открылись, усик кольца-кулисы освобождается из выреза в качающемся плече заводного рычага, и кольцо-кулиса под действием пружины закрывает лепестки затвора. Спусковой рычаг 2 служит для удержания заводного рычага в заведенном положении. При постановке спускового рычага необходимо следить за тем, чтобы пружина спускового рычага не оказалась зажатой между стойкой и спусковым рычагом. После установки заводного и спускового рычагов при заводе и спуске затвора отрабатываемая им выдержка должна быть равна 1/200 сек. Несколько раз заведя и спустив затвор, убеждаются, что все установленные детали работают пра-вильно. Для создания выдержек разной длины служит механизм замедления. Он состоит из платы 16, на осях которой при помощи кольцевых стопорных пружин укреплен зубчатый сектор 12, анкерная шестерня 14 и анкерная вилка 15. Зубчатый сектор входит в зацепление с анкерной шестерней, которая тормозится анкерной вилкой. Зубчатый сектор имеет пружину, которая после срабатывания затвора возвращает его а исходное положение. Подвижной упор 10 при заводе затвора отводится в сторону отогнутым вверх концом 8 заводного рычага, а в момент срабатывания задерживает заводной рычаг, оказываясь на его пути. Пока заводной рычаг отогнутым концом 8 не сдвинет в сторону зубчатый сектор 12, затвор остается открытым. Продолжительность выдержки зависит от времени, которое потребуется для того, чтобы сдвинуть в сторону сектор механизма замедления. Диаметр отверстий платы 16 механизма замедления больше диаметра крепящих его винтов. При установке механизма замедления за счет зазора, образующегося между отверстиями в механизме замедления и крепящими винтами, регулируют общую длину выдержек. Если, освободив винты 11 и 17, сдвинуть механизм замедления в направлении за-водного рычага и в этом положении его закрепить, то зубчатый сектор при срабатывании затвора будет отходить на максимальный угол, и время "торможения будет наиболее продолжительным. Отводя и закрепляя механизм замедления в обратном направлении, несколько сокращают время торможения. После установки механизма замедления затвор отрабатывает самую продолжительную выдержку - 1/10 сек. Если, взявшись рукой за штифт 13, отвести зубчатый сектор к корпусу затвора до упора, то затвор отработает самую короткую выдержку - 1/200 сек. Следовательно,. от угла, на который отводится зубчатый сектор в момент срабатывания затвора, зависит величина выдержки. Чем дальше отводится зубчатый сектор от центра к краю затвора (при помощи регулировочного кольца выдержек), тем меньше он притормаживает спусковой рычаг и тем короче получается выдержка.

Зубчатый сектор устанавливают в заданное положение при помощи ступенчатого выреза на регулировочном кольце выдержек. Чтобы убедиться в том, что механизм замедления установлен правильно, на затвор надевают кольцо регулирования выдержек к проверяют выдержки от 1/10 до 1/200 сек, поочередно устанавли-вая штифт 13 механизма замедления на каждую следующую ступеньку. В таком положении проверяют все выдержки, за исключением выдержки "от руки"-В, так как еще не установлен трехплечий рычаг, обеспечивающий эту выдержку.

Трехплечий рычаг 3 укреплен специальным винтом 4 с уступом. Перед установкой трехплечего рычага на ось надевают пружину, которую свободным концом заводят на корпус затвора, а крючком зацепляют за вырез на трехплечем рычаге. После установки трех-плечего рычага проверяется работа затвора на выдержке В. Одно плечо этого рычага должно в момент срабатывания затвора преградить путь выступу на заводном рычаге 6 и остановить его в положении, когда лепестки затвора полностью открыты. Если заводной рычаг не задерживается и выдержки В не происходит. необходимо отогнуть конец трехплечего рычага в направлении к спусковому рычагу, а если это не поможет, отогнуть конец заводного рычага (которым он упирается в трехплечий рычаг) в сторону сближения с трехплечим рычагом. Подвижной контакт 20 синхроустройства устанавливается так, чтобы его отогнутый вниз конец вошел между регулировочным винтом 18 и пружиной, закрывающей лепестки затвора. Закрепив подвижной контакт винтом 19 и подгибая его в соответствующую сторону, регулируют момент замыкания. Замыкание должно происходить точно в момент полного открытия лепестков затвора.

Автоспуск

Автоспуск (рис. 11) собран между двумя платами. Он состоит из зубчатого сектора 5, имеющего заводной рычаг 7 и два штифта 4 и 6 Штифт 6 обеспечивает остановку автоспуска в крайнем заведенном положении. На него надевается заводная пружина автоспуска. Штифт 4 ограничивает крайнее спущенное положение. При помощи шестерен 3 и 8 движение сектора 5 передается на анкерную шестерню 9, которая тормозится анкерной вилкой 2. Внутри шестерни 3 установлен роликовый фрикцион одностороннего действия, который в момент завода автоспуска расцепляет сектор 5 с шестерней 3, и анкерный механизм не препятствует заводу автоспуска.

При сборке затвора автоспуск устанавливают на оси основания затвора, после чего надевают заводную пружину. В заведенном положении автоспуск удерживается спусковым крючком, а его анкерная вилка оказывается прижатой к тубусу основания затвора. При нажиме на спусковой рычаг затвора, последний своим острым концом сбрасывает спусковой крючок автоспуска, и автоспуск под действием заводной пружины отодвигается от тубуса на основании штвора, анкерная вилка освобождается, и автоспуск начинает раскручиваться. В момент спуска затвора заводной рычаг чуть страгивается с места, но затвор не срабатывает, так как усик кольца-кулисы упирается в сектор 5 автоспуска. Через 7-12 сек прорезь в секторе автоопуска оказывается напротив усика кольца-кулисы, и затвор срабатывает. Если после завода автоспуск сразу начинает раскручиваться, это значит, что анкерная вилка не при-жимается к тубусу основания затвора. Подогнув выступ 1 на.плате автоспуска, эту неисправность легко устранить.


Рис 11. Автоспуск:
1 — выступ; 2— анкерная вилка; 3 и 8 — шестерни; 4 и 6 — штифты; 5 — зубчатый сектор; 7— заводной рычаг автоспуска; 9 — анкерная шестерня

На рис. 12 показан разобранный автоспуск. Наиболее сложной деталью является роликовый фрикцион , который должен быть абсолютно чистым. Загрязнение или попадание масла выводит роликовый фрикцион из строя. Фрикцион состоит из накладки 5 с эксцентрическими кулачками шестерни 4, которая имеет плиточку и является корпусом фрикциона. Ролики 3 служат для заклинивания фрикциона.


Рис. 12. Устройство автоспуска:
1 — зубчатый сектор; 2, 4 и 6 — шестерни; 3 — ролики; 5 — накладка;7 — анкерная вилка; 8 и 10 — платы; 9 — винты

Фрикцион действует следующим образом. При заводе автоспуска ролики не препятствуют заводу, так как они отбрасываются в расширенные углы клиновидных выступов на кулачках накладки. В момент отпускания заводного рычага автоспуска происходит обратное движение накладки с кулачками, и ролики оказываются заклиненными между корпусом фрикциона (шестерня 4) и кулачками накладки. Если фрикцион загрязнен или в него попало масло, ролики прилипают к широкой части клиновидных выступов на кулачках и не заклиниваются, отчего автоспуск под действием заводной пружины сразу возвращается обратно. Для исправления автоспуска его нужно разобрать, все детали промыть в бензине, а затем ролики протереть папиросной бумагой. Также тщательно нужно протереть кулачки и выточку шестерни 4. Чтобы собрать роликовый фрикцион, нужно уложить ролики на накладку между кулачками, а затем аккуратно надеть на нее шестерню 4. После этого собранный фрикцион берут пинцетом так, чтобы одна сторона пинцета удерживала шестерню, а другая - накладку, и переворачивают вверх накладкой. В таком положении фрикцион не рассыпается. Дальнейшая сборка автоспуска никаких затруднений не вызывает.

Устанавливая регулировочное кольцо выдержек, необходимо следить за тем, чтобы не зажать отогнутый вверх конец трехплечего рычага, а также штифт сектора механизма замедления.

Установив и закрепив защитное кольцо замком-эксцентриком,. вновь проверяют работу затвора на всех выдержках. Установив собранный затвор на корпус фотоаппарата, производят фокусировку объектива.

Таблица 1
Неисправности затвора
Неисправность
Причины неисправности
Способы устранения
При срабатывании механизмов затвора лепестки не открывается 1. Соскочила пружина, прижимающая качающееся плечо 9 заводного рычага 6 (рис. 10,а) Установить на место соскочившую пружину.Исправить профиль пружины так, чтобы она плотно облегала качающееся плечо заводного рычага
  2. Неправильно развернут или согнулся усик кольца-кулисы, захватываемый вырезом качающегося плеча заводного рычага Выправить и развернуть усик кольца-кулисы так, чтобы он захватывался качающимся плечом заводного рычага
  3. Усилия пружины не хватает, чтобы прижать заводной рычаг к усику кольца кулисы, так как нарушена подвижность качающегося плеча 9 заводного рычага 6 (рис10,а) Снять заводной рычаг и ослабить заклепку, на которой вращается качающееся плечо заводного рычага
  4. Сломался усик на кольце кулисе и заводной рычаг срабатывает вхолостую Полностью разобрать затвор и заменить кольцо-кулису, или припаять усик медным (или серебряным) припоем
После срабатывания затвора лепестки остается открытыми или закрываются неполностью 1. Соскочила пружина, закрывающая лепестки Установить на место соскочившую пружину предварительно исправив ее профиль (форму)
  2. Вследствие сильного удара прогнулось основание затвора Полностью разобрать затвор, отрпхтовать на плите основание затвора и кольцо кулису, а затем затвор собрать и отрегулировать
Затвор не срабатывает 30 конца, лепестки остаются открытыми 1. Не работает, или неправильно установлен механизм замедления Частично разобрав затвор, снять и исправить механизм замедления. Устанавливая механизм замедления на место нужно обратить внимание на то, чтобы при срабатывании затвора зубчатый сектор механизма замедления не упирался в корпус затвора
  2. Не отводится трехплечий рычаг 3 (рис 10,а) Подогнуть плечо трехплечего рычага так, что бы спусковой рычаг отводил это плечо в сторону
  3. Изолированный контакт синхроустройства продавлен внутрь затвора и преграждает путь подвижному контакту 20 (рис 10,а) Заменить изолятор внутреннего изолированного контакта или оставить старый на месте, но обжать втулку синхроконтакта
  4. Отсутствует зазор между усиком 21 (рис 10) и сектором автоспуска, вследствие чего при заводе автоспуска усик 21 захватывается сектором автоспуска и сгибается Исправить профиль усика 21 (рис 10) и подогнуто конец спускового рычага так, чтобы он за хватывал заводной рычаг на крайней точке завода
При заведенном затворе между лепестками остается отверстие Разогнулся конец спускового рычага, удерживающий на взводе заводной рычаг Подогнуть конец спускового рычага так, чтобы он захватывал заводной рычаг в момент полного завода затвора
Авгоспуск срабатывает, а затвор остается на взводе и не срабатывает Недостаточный зазор между усиком 21 (рис 10) и сектором автоспуска Отогнуть усик 21 (рис 10) так, чтобы при спуске затвора (при заведенном автоспуске) заводной рычаг слегка сдвинулся с места и незахватывался вновь спусковым рычагом
Во время работы автосписка между лепестками затвора образуется отверстие Большой зазор между усиком 21 (рис 10) и сектором автоспуска Уменьшить зазор между усиком 21 (рис 10) и сектором автоспуска, cледя за тем, чтобы не возникла предыдущая неисправность
После завода автоспуск сразу возвращается в исходное положение Неисправлен или загрязнен роликовый фрикцион автоспуска Извлечь автопуск из затвора. Разобрать и почистить роликовый фрикцион
Автоспуск не фиксируется в заведенном положении и начинает работать до нажима на спусковой рычаг Анкерная вилка автоспуска недостаточно прижимается к тубусу основания затвора Подогнуть упор 1 (рис 11) так, чтобы анкерная вилка 2 автоспуска прижималась к тубусу и стопорила автоспуск в заведенном положении

Диафрагма

Диафрагма, собранная в корпусе затвора, показана на рис. 13. Она состоит из восьми лепестков. Каждый лепесток входит одним-штифтом в отверстие корпуса затвора, а другим - в прорезь (шлиц) шлицевого кольца 3. Шлицевое кольцо при помощи двух винтов соединено с кольцом, находящимся на внешней стороне корпуса затвора. Основной неисправностью диафрагмы является рассыпание лепестков 5, вызванное ослаблением крепящих винтов 2 и 6 или выпаданием штифтов из лепестков.

Все неисправности диафрагмы требуют полной разборки затвора.

Если выпал штифт, его легко изготовить из латунной проволоки (или винта) соответствующей толщины. Основной трудностью при ремонте любой диафрагмы считается ее сборка, однако опыт сборки нескольких диафрагм позволяет выработать соответствующие навыки. Чтобы разобрать диафрагму для ремонта, достаточно отвинтить винты 2 и 6 и снять шлицевое кольцо 3, после чего лепестки диафрагмы сами рассыпаются. Диафрагма собирается в корпусе затвора.



Рис. 13. Корпус затвора с диафрагмой:
1 — корпус; 2 и 6 — винты: 3 — шлицевое кольцо; 4 — указатель диафрагмы; 5 — лепестки

Удобнее всего собирать диафрагму прямо на корпусе затвора. Для этого каждый лепесток поочередно вставляют длинным штифтом в отверстие корпуса затвора. Лепестки укладывают так, чтобы каждый следующий лепесток располагался по окружности и являлся как бы продолжением предыдущего. Первые пять лепестков укладываются легко, так как видны отверстия в корпусе, в которые должны входить штифты. Остальные штифты приходится вставлять в отверстия корпуса вслепую. Для этого, придерживая уложенные лепестки отверткой или рукой, под последний уложенный лепесток вдвигают следующий и продвигают его под лепестки до тех пор, пока расстояние между свободным штифтом укладываемого лепестка и свободными штифтами уже уложенных лепестков не станет одинаковым. В этот момент длинный штифт укладываемого лепестка должен оказаться напротив отверстия в корпусе и войти в него. После укладки всех восьми лепестков их аккуратно поправляют пинцетом так, чтобы расстояния между свободными штифтами всюду были одинаковыми. Затем на лепестки накладывают шлицевое кольцо, при этом отверстия для винтов должны расположиться у края выреза в корпусе затвора. Если отверстия для винтов шлицевого кольца расположить напротив дуговых прорезей в корпусе затвора и вращать кольцо против часовой стрелки, то устанавливать кольцо нужно в тот момент, когда отверстия для винтов подойдут к перемычке, что соответствует полному открытию диафрагмы. В таком положении шлицевое кольцо нужно опустить на лепестки диафрагмы, следя за тем, чтобы каждый штифт лепестка вошел в шлицы на кольце. Если несколько штифтов не попали в шлицы кольца, то их направляют в шлиц при помощи отвертки.

Прижимая рукой шлицевое кольцо к лепесткам диафрагмы, определяют правильное положение внешнего кольца с указателем диафрагмы, в которое должны войти винты, крепящие шлицевое-кольцо. Так как диафрагма собирается при полностью открытых лепестках, то указатель 4 диафрагмы должен стоять напротив отметки 4,5. В этом положении закрепляют шлицевое кольцо. Если указатель диафрагмы свободно продвигается вдоль всех цифровых отметок, выгравированных на корпусе затвора, то диафрагма собрана правильно.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№1 из 2, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий