Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  2. Советская фототехника  »  Ремонт Фотоаппаратов в HTML
 »  Главная  »  4. Ремонт фотоаппаратов  »  Ремонт Фотоаппаратов в HTML
Ремонт Фотоаппаратов в HTML
 З. А. Вишневский | Опубликовано  08/10/2006 | 2. Советская фототехника , 4. Ремонт фотоаппаратов |
3. Фотоаппараты "Москва-2" и "Москва-4"

ФОТОАППАРАТЫ "МОСКВА-2" И "МОСКВА-4"

Фотоаппараты "Москва-2" и "Москва-4" отличаются друг от друга лишь наличием синхроустройства и дополнительного окошка на задней стенке, при помощи которого можно фотоаппаратом "Москва-4" производить снимки размером 6x6 см. В связи с этим в видоискателе фотоаппарата "Москва-4" имеется дополнительная рамка, ограничивающая размеры наблюдаемого кадра. При съемке на размер 6x6 см в кадровую рамку фотоаппарата "Москва-4" устанавливают вкладыш, который уменьшает до этого размера снимаемый кадр. В остальном все, что будет сказано о фотоаппарате "Москва-4", касается и фотоаппарата "Москва-2".




рис 17. Фотоаппарат "Москва-4"
а- вид с переди; б-вид сзади
1 - корпус фотоаппарата; 2 - кнопка открывания камеры; 3 - щиток дальномера; 4 - объектив видоискателя; 5 - крышка видоискателя; 6 - окуляр видоискателя; 7 - спусковая кнопка; 8 - рукоятка перемотки пленки; 9 - передняя крышка; 10 - откидная ножка; 11 - затвор; 12 - объектив; 13 - заводной рычаг затвора; 14 - рукоядка наводки на резкость; 15 - мех; 16 - компенсатор дальномера; 17 и 20 - валики; 18 - окуляр; 19 и 24 - оси приемной катушки с пленкой; 21 - замок; 22 и 23 - пружины; 25 - зажимная гайка; 26 - кадровая рамка; 27 - ось приемной катушки; 28 - приемная катушка; 29 - прижимной столик; 30 - смотровые окна; 31 - задняя крышка


Фотоаппарат "Москва-4" (рис. 17) является фотоаппаратом складной конструкции и предназначен для съемки на 6-сантиметровую роликовую пленку. На одну катушку пленки можно снять 8 кадров размером 6x9 см, или 12 кадров размером 6x6 см с последующей перезарядкой на свету. Фотоаппарат снабжен центральным междулинзовым затвором "Момент-23с" с контактом для включения ламп-вспышек, в корпусе которого смонтирован четырехлинзовый просветленный анастигмат "Индустар-23" с фокусным расстоянием 110 мм и относительным отверстием 1:4,5. Угол поля зрения для формата 6x9 см равен 52°. Дальномер имеет базу 65 мм. Увеличение оптического видоискателя равно 0,6x. Фотоаппарат "Москва-4" предназначен как для любительской, так и для профессиональной съемки.

Транспортирующий механизм

Транспортирующий механизм фотоаппарата "Москва-4" (рис. 17) действует следующим образом. Чтобы уложить в углубление на корпусе катушку с пленкой, нужно оттянуть пружину с осью 24 вниз, надеть катушку с пленкой на ось 19 и, отпустив пружину с осью 24 закрепить катушку с пленкой. Катушку с пленкой тормозят одновременно две плоские пружины: плоская пружина 22 предотвращает раскручивание пленки на катушке, а пружина 23 тормозит катушку с пленкой за щечки катушки, создавая натяжение пленки. Вращающиеся на осях валики 17 и 20 предотвращают царапание эмульсионного слоя пленки на изгибах. Ребристые направляющие на кадровой рамке 26 и прижимной столик 29 служат для выравнивания пленки. Зарядный конец бумажного ракорда вставляют в прорезь приемной катушки 28. Вращая рукоятку перемотки пленки, наблюдают в одно из смотровых окон 30 за появлением очередного порядкового номера снимаемого кадра.

Основной неисправностью транспортирующего механизма является царапание пленки, вызываемое низким расположением вращающихся валиков 17 и 20. Этот недостаток легко устранить поднятием вверх петель, в которых закреплены оси вращающихся валиков. Иногда прогибается задняя крышка, что сильно затрудняет перемотку пленки. Сняв прижимной столик 29 с пружин, заднюю крышку выравнивают руками или легкими ударами деревянного молотка

Корпус, передняя крышка и распорки

Корпус фотоаппарата "Москва-4" металлический, окрашен в черный цвет и оклеен кожей. Передняя крышка корпуса откидная




Рис 18 Распорки объективной стойки
1 и 12 — рычаги 2 6 и 11 — оси 3 4 9 и 10 — распорки 5 —передняя крышк„ 7 —спусковой рычаг 8 — объективная стойка, 13 — винт

Распорки Между корпусом и откидной крышкой находятся распорки, несущие на себе объективную стойку 8 (рис 18). Основное назначение распорок - прочно удерживать объективную стойку 8, однако после падения фотоаппарата при открытой крышке или от неумелого обращения распорки оказываются согнутыми и не выбрасываются до момента фиксации, отчего объективная стойка качается и объектив оказывается не в фокусе. Так как после удара распорки сгибаются не в одном определенном месте, а по всей своей длине, то исправить их без разборки не удается. Чтобы снять распорки 3 и 9, достаточно вывинтить два винта (один из них - 13 виден на рисунке) из осей распорок и, сдвинув распорки с осей, отвести их от корпуса. Сначала распорки снимают с осей рычагов, но, так как оси на рычагах имеют шляпки, распорки нужно продвинуть так, чтобы шляпки осей вошли в специально сделанные для этого расширения в конце каждого паза. Распорки снимают не одновременно, а по одной. Сняв распорку 3 с оси 2 рычага 1, снимают распорку 3 с оси 6, для этого ее нужно продвигать до тех пор, пока шляпка оси 6 не окажется в противоположном конце фигурного паза, где имеется расширение под шляпку оси 6. Таким же способом снимают и распорку 9. Сняв распорки 3 и 9, осматривают состояние распорок 4 и 10, которые остаются приклепанными к стойкам передней крышки. Особое внимание нужно уделить осям объективной стойки 8. Одна из осей 6 видна на снимке. Если оси обьективной стойки погнуты или шатаются, их всегда удается выровнять и укрепить, не снимая стойки с передней крышки. Распорки 3 и 9 рихтуются на плите. Если на глаз заметно, что паз имеет неодинаковую ширину, то, вставив отвертку в суженные участки паза и действуя ею как рычагом, расширяют их, а затем, надев на ось 6, проверяют, свободно ли продвигается ось по всей длине фигурного паза.

Распорки собирают в следующей последовательности. Сначала проверяют, не соскочили ли пружины с рычагов 1 и 12. После этого поочередно надевают распорки 3 и 9. Распорку 3 надевают длинным фигурным пазом на ось 6, а распорку 9 - на соответствующую ось объективной стойки. Затем на ось 2 рычага 1 надевают распорку 3 коротким фигурным пазом, а распорку 9 на ось 11 рычага 12. Установив распорки 3 и 9, поочередно надевают распорки 4 и 10 на оси рычагов 1 и 12. Перед закреплением распорок винтами необходимо придать объективной стойке рабочее положение, т. е. расположить ее параллельно пленке. После этого остается надеть попарно распорки на оси, приклепанные к корпусу, и закрепить их винтами 13. Распорки надеваются на оси попарно 3 с 4-й и 9 с 10-й.

Спусковой механизм

Рис 19 Детали спускового механизма
1 и 10 — кронштейны; 2 и 11 — оси; 3 и 5 — петли; 4 — пружина; 6—промежуточный рычаг; 7 — шток спусковой кнопки; 8 — спусковая кнопка; 9 — двуплечий рычаг

Спусковой механизм обеспечивает передачу усилия, прикладываемого к спусковой кнопке, на спусковой рычаг затвора. Спусковой механизм (рис, 19) состоит из Спусковой кнопки 8, внутри которой находится шток 7, передающий усилие от спусковой кнопки на промежуточный рычаг 6, укрепленный петлями 3 и 5. На промежуточном рычаге имеется спиральная пружина 4, обеспечивающая обратный ход спускового механизма. Двуплечий рычаг 9 свободно качается на осях 2 и 11, которые входят в отверстия кронштейнов 1 и 10. Промежуточный рычаг 6 входит в отверстие двуплечего рычага и опускает вниз одно его плечо, отчего противоположное плечо двуплечего рычага 9 поднимается вверх и нажимает на спусковой рычаг затвора. Иногда, вследствие неправильного обращения при закрывании фотоаппарата, нажимают на спусковую кнопку, и рабочий конец двуплечего рычага оказывается прижатым корпусом затвора, отчего оси его выходят из кронштейнов 1 или 10 и спусковой механизм заклинивает. Эта же неисправность возникает из-за большого осевого люфта двуплечего рычага. 9. Чтобы устранить заклинивание спускового механизма, достаточно вставить оси двуплечего рычага обратно в отверстия кронштейнов, а затем подогнуть кронштейн 10 по направлению к двуплечему рычагу 9 для уменьшения продольного (осевого) люфта.

Блокирующее устройство

Блокирующее устройство в равной степени относится и к транспортирующему и к спусковому механизмам. Это устройство служит для предотвращения случайного повторного экспонирования уже снятого кадра и приводится в действие как транспортирующим, так и спусковым механизмами. Сущность блокировки заключается в том, что после спуска затвора спусковая кнопка оказывается запертой (заблокированной), поэтому если затвор завести вновь, то спустить его уже не удается. Отпирание (разблокировка) спусковой кнопки происходит на первой половине оборота рукоятки перемотки пленки, в момент перемотки пленки на очередной кадр. В это время в сигнальном окошке появляется красный сигнальный свет, указывающий на то, что пленка перемотана и можно начинать съемку. Чтобы открыть доступ к блокирующему устройству, нужно отвинтить винт на рукоятке перемотки пленки и снять ее, а затем снять щиток, отвинтив для этого два крепящих винта.

Блокирующее устройство со снятым щитком показано на рис. 20. Основной деталью блокировки является блокирующая пластина 7 с собачкой 8. Блокирующая пластина 7 надета на втулку оси 6 рукоятки перемотки пленки. Под действием пружины 16 пластина всегда стремится повернуться против часовой стрелки. На блокирующей пластине имеется отогнутый флажок 14 с красным кружком 13. Под действием пружины 15, укрепленной на оси 12, собачка 8 прижата к одному из кулачков фрикциона 4.


Рис. 20. Блокирующее устройство:
а —спусковая кнопка заблокирована; б — спусковая кнопка освобождена
1 — упорная пружина; 2 — упор кулачка; 3 и 17 — кулачки фрикциона; 4 — фрикцион; 5 —штифт; 6—ось рукоятки перемотки пленки; 7 — блокирующая пластина; 8 —собачка блокирующей пластины; 9 — винт; 10 — спусковая кнопка; 11 — ось собачки; 12 —ось пружины; 13 — красный сигнальный кружок; 14 — флажок; 15 — пружина собачки; 16 —пружина блокирующей пластины; 18— упор; 19 — плата блокирующего устройства; 20 — винт


На рис. 20, а детали блокирующего устройства находятся в положении, когда спусковая кнопка 10 заблокирована собачкой 8 блокирующей пластины. Если при этом на блокирующее устройство надеть щиток, то в сигнальном окошке будет видна белая часть флажка 14 (обведенная кружком).

Во время перемотки пленки рукоятка перемотки пленки вращается по часовой стрелке и вращает штифт 5 на фрикционе 4. Кулачок 3, пройдя полоборота, встретит на своем пути отогнутый конец А собачки 5 и увлечет его за собой, вместе с собачкой 8 повернется и блокирующая пластина, так как она соединена с собачкой 8 при помощи оси 11.

Повернувшись по часовой стрелке, собачка 8 выйдет блокирующим концом из-под спусковой кнопки 10 и разблокирует ее. Вместе с блокирующей пластиной 7 повернется флажок, и красный сигнальный кружок 13 окажется напротив сигнального отверстия в щитке механизма блокировки. При вращении рукоятки перемотки пленки выступ Б блокирующей пластины 7 пройдет расстояние до упора 18, высеченного в плате 19, а упор 2 на кулачке 3 окажется зафиксированным пружиной 1, и пружина 16 не сможет вернуть блокирующую пластину в исходное положение. Так как блокирующее устройство срабатывает на первой половине оборота рукоятки перемотки пленки, а для перевода пленки на один кадр нужно повернуть ее на 1,5-2 оборота, то рукоятка продолжает вращение, преодолевая при этом усилие, создаваемое фрикционом 4.

На рис. 20,б показано расположение деталей при освобожденной (разблокированной) спусковой кнопке. Упорная пружина 1 удерживает упор 2 кулачка 3. Пружина 16 стремится возвратить блокирующую пластину в исходное положение, но собачка 8, зацепленная отогнутым концом А за кулачок 17, препятствует этому. Если в таком положении нажать спусковую кнопку 10, то шток спусковой кнопки отведет конец собачки 8 в сторону, и она своим отогнутым концом А, соскочит с кулачка 17, а блокирующая пластина под действием пружины 16 возвратится в исходное положение и вновь заблокирует спусковую кнопку. Свет в сигнальном окошке вместо красного станет белым.

Таблица 2

Неисправности блокирующего устройства

Неисправность Причины неисправности Способы устранения
При перемотке пленки красный сигнал не появляется, спусковая кнопка остается заблокированой Сломалась или соскочила пружина 15 (рис. 20), ослабла пружина фрикциона 4 и кулачки фрикциона не могут преодолеть усилия В первом случае заменяют или устанавливают на место соскочившую пружину; во втором случае, отвинтив гайку фрикциона 4 (рис. 20), подгибают и этим усиливают пружину фрикциона
При перемотке пленки красный сигнал появляется, а затем исчезает и спусковая кнопка остается заблокированной Неправильно установлена упорная пружина 1 (рис 20) Отпустив винт 20 (рис. 20), устанавливают упорную пружину так, чтобы она захватывала упор 2 на кулачках фрикциона в момент касания выступом 6 упора 18
Спусковая кнопка не блокируется. В сигнальном окошке все время виден красный свет 1. Сломалась или соскочила пружина 16 (рис. 20)
2. Блокирующая пластина 7 потеряла подвижность вследствие загрязнения или коррозии
В первом случае заменяют или устанавливают на место соскочившую пружину; во втором — чистят и смазывают блокирующий механизм, уделив особое внимание легкости движения блокирующей пластины 7 (рис. 20) .

Затвор

Чтобы получить доступ к механизмам затвора, его необходимо снять с объективной стойки фотоаппарата, отвинтив для этого крепежную гайку. Общий вид затвора, снятого с фотоаппарата, показан на рис. 21, а. Сначала с него нужно снять компенсатор и детали механизма наводки на резкость, а также передний блок объектива. Прежде чем снять кожух 5, снимают рукоятку наводки на резкость 1 и метражное кольцо 4. Под декоративной шайбой 2, укрепленной винтом 3, находятся еще два винта, которыми укреплена рукоятка наводки на резкость. Чтобы снять метражное кольцо 4, нужно освободить три стопора, которые находятся на рифленой боковой поверхности кольца. Затвор со снятой накладкой и метражным кольцом показан на рис. 21,6. Отвинтив винты 6, снимают рукоятку наводки на резкость. Отвинтив винты 7, 8, 9 и 10, снимают кожух 5 с механизма наводки на резкость. Этот механизм показан на рис. 21, а. Шестерни 11 и 15 снимаются свободно. Чтобы отвернуть оправу 14 средней линзы, нужно иметь специальный ключ или стальную пластинку размером 0.7x30 x100 мм, которую вставляют в шлицы оправы и отворачивают ее. Для того чтобы снять с затвора накладку 19, нужно развернуть и освободить три замка 18, снять кожух компенсатора, сбросить пружину с упора и извлечь компенсатор из втулки в накладке, а также отвинтить два винта на тыльной стороне затвора, которые были закрыты компенсатором.



Рис. 21. Разборка затвора:
а — затвор с объективом и компенсатором; б — затвор со снятой декоративной шайбой и метражным кольцом; в — механизм наводкн на резкость; г — накладка с замками
1- рукоятка наводкн на резкость; 2 -декоративная шайба; 3 - винт; 4- метражное кольцо; 5—кожух; 6,7, 8, 9, 10—13 — винты; 11, 12 и 15 — шестерни; 14 — оправа средней линзы; 16 — поводок;17 — флажок с клиновым компенсатором; 18 — замки; 19 — накладка


Затворную накладку 19 снимают поворотом против часовой стрелки до совмещения выступов в накладке с прорезями в основании затвора.

При частичной разборке затвора достаточно снять с него кольцо регулирования выдержек и заводное кольцо с заводным рычагом. На рис. 22, а показан затвор после частичной разборки. После такой разборки в затворе удается устранить большинство неисправностей.

При полной разборке затвора с его основания 12 снимают механизм замедления 5, который закреплен тремя винтами; спусковой крючок 13, защелку 17 выдержки В и рычаг 2, закрепленные одним винтом. Спусковой рычаг 15 и рычаг выдержки В 18 ничем не закреплены и свободно сидят на осях, которые запрессованы в основании затвора.

Чтобы извлечь основание из корпуса затвора, нужно отвинтить три винта на его тыльной стороне. Снимая корпус затвора, нужно помнить, что неподвижный контакт 21 укреплен непосредственно в штепсельном гнезде 20, и препятствует снятию его с основания. Чтобы не повредить контакт 21, нужно сначала за тубус 11 приподнять основание затвора со стороны механизма замедления, а затем вывести основание из-под контакта, укрепленного на корпусе затвора. Взаимодействие кольца-кулисы и лепестков затвора принципиально не отличается от взаимодействия аналогичных деталей затвора фотоаппарата "Любитель-2".

Сборка и взаимодействие частей затвора . Устанавливая основание затвора в корпус, сначала подводят сторону основания с качающимся контактом под неподвижный контакт 21, а затем опускают в корпус все основание. Плотно затянув винты с тыльной стороны корпуса затвора, заправляют свободные концы пружин, которые остались над корпусом затвора, а затем проверяют работу лепестков.


Рис 22 Устройство затвора "Момент-23с"
а —затвор со снятым заводным кольцом, б—заводное кольцо, в —затвор спущен; г — затвор заведен
1 — штифт кольца кулисы; 2 — рычаг; 3 — пружина; 4 — фигурный выступ; 5 — рычаг; 6 — анкерная вилка; 7 — анкерное колесо; 8 — механизм замедления; 9 —штифт; 10 —зубчатый сектор; 11 — тубус; 12 — основание; 13— спусковой крючок; 14 — винт; 15 —спусковой рычаг; 16 —выступ; 17— спусковая защелка; 18 — рычаг; 19 — подвижной контакт; 29 — штепсельное гнездо; 21— неподвижный контакт; 22 — стойка; 23 — упор; 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 33, 34 и 35 — рабочие выступы и упоры, 29 — пружина упора; 31—подвижной упор; 36 -заводная пружина; 37, 38, 39 и 41— рабочие выступы и упоры, 40 — заводное кольцо


Если пальцем нажать на плечо рычага 2, то другое плечо рычага, в прорезь которого входит штифт 1 кольца-кулисы, сдвинет кольцо-кулису, и лепестки затвора откроются. Если палец отпустить, то под действием пружины 3 лепестки затвора должны закрыться. Вместе с рычагом 2 сдвигается и угольник, на котором находится подвижной контакт синхроустройства. Если лепесткя затвора открыть вновь, то контакт, находящийся на подвижном угольнике, должен коснуться неподвижного контакта 21 точно в момент полного открытия лепестков затвора. Если этого не произойдет, то, подгибая неподвижный контакт, добиваются того, чтобы касание контактов совпадало с полным открытием лепестков.

Для автоматического открывания и закрывания лепестков служит подвижной упор 31, расположенный на заводном кольце. Заводное кольцо показано на рис. 22,б. Чтобы установить заводное кольцо в затвор, нужно надеть свободный конец заводной пружины 36 на упор, а затем опустить заводное кольцо на тубус 11 основания затвора. В этом положении заводная пружина должна быть слегка натянута, а заводное кольцо должно удерживаться стойкой 22.

Установив заводное кольцо, нужно по рис. 22,б разобраться в назначении каждого из его выступов. Выступ 26 отводит сектор 10 механизма замедления. Выступ 32 служит упором приспущенном затворе. Выступ 27 отводит рычаг 5 с анкерной вилкой 6. Выступ 30 ограничивает завод затвора, упираясь в вырез на корпусе затвора. За выступ 25 заводное кольцо удерживается защел-кой при выдержке ("от руки") В. За выступ 24 спусковой крючок удерживает кольцо на взводе. Выступ 25 используется в моделях затворов, имеющих автоспуски. Выступ 28 на подвижном упоре 31 при заводе затвора обходит фигурный выступ основания затвора по его выпуклой стороне, а при срабатывании затвора скользит по его вогнутой стороне. Срез 33 подвижного упора открывает ле-пестки затвора. Выступ 34 ускоряет закрывание лепестков на коротких выдержках и удерживает лепестки затвора в закрытом положении.

На рис. 22,б видны также заводная пружина 36 и пружина 29 подвижного упора.

Придерживая заводное кольцо, чтобы оно не соскакивало, рекомендуется заводить и спускать затвор, наблюдая поочередно за действием каждого выступа на заводном кольце и подвижном упоре.

Рассматривая расположение деталей при спущенном затворе (рис. 22,в), нужно обратить внимание на следующие элементы. Спусковой рычаг 15 не нажимается, так как ему преграждает путь выступ 37 на спусковом крючке 13 . Сектор 10 механизма замедления отведен в крайнее положение выступом 26 заводного кольца. Рычаг 5 отпущен и анкерное колесо 7 тормозится анкерной вилкой 6 . В момент завода затвора происходит следующее перемещение деталей. Выступ 26 заводного кольца освобождает сектор 10 механизма замедления, и он начинает раскручиваться, сначала медленно, а в момент, когда выступ 41 заводного кольца отведет рычаг 5 с анкерной вилкой - быстро. Выступ заводного кольца, на котором укреплена заводная пружина 36 , отходит в сторону, освобождает защелку выдержки "от руки" 17 и ее упор 38 выходит из выреза в рычаге 18 . Спусковой крючок 13 захватывает выступ 24 заводного кольца оставляя его в заведенном положении, и одновременно освобождает спусковой рычаг.

На рис. 22,г показано расположение деталей на заведенном затворе: сектор 10 механизма замедления опустился и преградил путь выступу 26 заводного кольца. Подвижной упор 31 расположился напротив выступа на рычаге 2, открывающем лепестки. Выступ 38 на спусковой защелке 17 вышел из выреза в рычаге 18 и расположился перед его выступом 39. Заводная пружина 36 растянута и стремится возвратить заводное кольцо, удерживаемое спусковым крючком 13, в исходное положение. Если в таком по-ложении нажать на спусковой рычаг 15, то спусковой крючок начнет плавно отпускать удерживаемый им выступ заводного кольца, а рычаг 18 за это время успеет своим выступом 39 преградить путь выступу 38 на защелке. При дальнейшем нажиме на спусковой рычаг 15, спусковой крючок отпустит заводное кольцо, которое под действием заводной пружины повернется и откроет лепестки затвора. Лепестки затвора будут открыты до тех пор, пока нажат спусковой рычаг, так как выступ 39 на рычаге 18 удерживает спусковую защелку 17, а она, в свою очередь, удерживает заводное кольцо за выступ 35 и не дает ему повернуть до конца и закрыть лепестки затвора, т. е. произойдет выдержка "от руки" В.

Автоматическое регулирование выдержек осуществляется при помощи кольца регулирования выдержек. Прежде чем объяснять его действие, нужно обратить внимание на одну особенность механизма замедления. Механизм замедления 8 затвора "Момент-23с" - двухскоростной. Это значит, что он может замедлять движение заводного кольца с двумя разными степенями торможения. Если рычаг 5 с анкерной вилкой 6 прижат к анкерному колесу 7, то при повороте сектора 10 промежуточные шестерни передают вращение на анкерное колесо 7, и анкерная вилка 6, пропуская поочередно по одному зубу анкерного колеса обеспечивает максимальную степень торможения, при этом слышен характер-ный звук торможения. С такой степенью торможения затвор работает на длинных выдержках, начиная от 1 сек до 1/10 сек включительно. Чем больший путь при срабатывании затвора пройдет сектор 10, тем выдержка будет длиннее. Если рычаг 5 с анкерной вилкой 6 отвести от анкерного колеса 7, то торможение значительно уменьшится и полный поворот сектора 10 будет соответствовать не 1 сек, а только 1/25 сек, так как торможение будет происходить только за счет инерции покоя шестерен механизма замедления. Не будет слышно и характерного звука торможения.

В зависимости от устанавливаемой выдержки кольцо регулирования выдержек устанавливает соответствующую степень торможения и соответствующий угол поворота сектора 10. Для этого на регулировочном кольце имеется целый ряд вырезов и выступов назначение которых нужно хорошо запомнить.




Рис. 23 Зоны регулирования выдержек


На рис. 23 показаны регулирующие зоны регулировочного кольца. Зоны 1 и 2 управляют степенью торможения при помощи рычага А, на котором находится анкерная вилка В зоне 1 этот рычаг обеспечивает максимальное усилие торможения, так как он свободен и прижимает анкерную вилку к анкерной шестерне. Эта вона соответствует выдержкам от 1 до 1/10 сек включительно. Длительность выдержки в этих пределах регулируется косым срезом зоны 3 (пунктиром показана рабочая поверхность косого среза, находящаяся под перемычкой). Чем дальше штифт Б сектора механизма замедления отводится рабочей поверхностью зоны 3, тем выдержка получается короче. Зона 2 отводит рычаг А, а вместе с ним и анкерную вилку от анкерной шестерни, и усилие торможения в механизме замедления делается минимальным. В этой зоне затвор отрабатывает выдержки от 1/25 до 1/100 сек.

Длительность выдержек от 1/25 до 1/100 сек регулируется косым срезом зоны 4, действие которого аналогично действию косого среза зоны 3, а выдержка 1/250 получается при включении дополнительной сильной пружины 6, которая заводится выступом 7 регулировочного кольца. Надевать кольцо регулирования выдержек нужно аккуратно, чтобы не согнуть рычаг А механизма замедления и выступ 5 спусковой защелки. После того как регулировочное кольцо надето, необходимо уяснить работу, выполняемую каждой его зоной. Для этого нужно проверить работу затвора на всех выдержках, меняя положение регулировочною кольца. После уяснения взаимодействия частей затвора можно приступить к его дальнейшей сборке, установив на место накладку и закрепив ее замками. Затем с обратной стороны затвора установить тыльную накладку и закрепить ее двумя винтами. При установке затвора на объективную стойку фотоаппарата нужно не забыть уложить между затвором и объективной стойкой юстировочные прокладки. Завинчивая зажимное кольцо, нужно помнить, что при неаккуратном завинчивании можно повредить мех. Поэтому ключ, которым затягивают зажимное кольцо, должен быть хорошо закруглен и вводить его в вырезы на кольце нужно без смещения в стороны

Таблица 3

Неисправности затвора «Момент-23с»

Неисправность Причины неисправности Способы устранения
Выдержка В проскакивает 1. Защелка 17 заклинилась на оси винта 14(рис 22,а) и потеряла подвижность Снять защелку, очистить ее от коррозии и грязи, почистить основание в месте крепления защелки, проверить исправность ее пружины и, слегка смазав, установить на место
  2. Выступ 38 защелки 17(рис. 22,г) слишком отогнулся к центру затвора, в результате чего защелка при спуске затвора не удерживает заводное кольцо за выступ 35 Отогнуть выступ 55 так, чтобы при спуске затвора защелка упиралась в выступ 39 рычага 18 (рис. 22,а)
  3. Выступ 38 защелки 17(рис. 22,г) отогнулся вправо и не задерживается выступом 39 рычага 18 Отогнуть выступ 38 на защелке 17(рис. 22,г) влево так, чтобы он при спуске затвора упирался в выступ 39 рычага 18
На выдержке В затвор остается открытым Выступ 55 защелки 17(рис. 22,г) слишком отогнулся влево и после отпускания спускового рычага не соскакивает с выступа 39 Отогнуть выступ 38 на защелке 17(рис. 22,а) вправо, но так, чтобы не вызвать предыдущей неисправности
Заводной рычаг не фиксируется в заведен ном положении 1. Большой люфт на оси или втулке рычага 18, в результате чего его закругленный конец выходит из выреза в спусковом рычаге 15 Устранить качание оси рычага, если ось устойчива, укрепить втулку рычага 18, Кроме того, рычаг 18 необходимо установить так, чтобы его закругленный конец, входящий в вырез рычага 15, был с ним на одном уровне
  2 Ослабла пружина рычага 18 (рис. 22,з) Снять с оси рычаг 18 и усилить его пружину
  3 Сломалась пружина спускового крючка 13 (рис. 22,г) Изготовить и установить пружину на старое место. Если не удастся закрепить пружину на старом месте, ее можно припаять
  4. Сломалась головка спускового рычага 13 (рис. 22,г) Заменить или изготовить новый спусковой крючок. После изготовления нового спускового крючка его необходимо закалить
  5. Заклинил или соскочил с осей рычаг 9(рис. 19) спускового механизма и спусковой рычаг затвора остался в нажатом положении Установить оси рычага 9 в отверстия угольников 1 и 10 и установить минимальный продольный люфт рычага 9, соответственно подогнув угольник 10 (рис. 19)
Лепестки затвора раскрываются вяло и иногда неполностью закрываются 1. На лепестки затвора попало масло, что привело к их слипанию Полностью разобрать затвор и очистить от масла не только лепестки, но и фигурную прокладку, закрывающую диафрагму, основание затвора и кольцо-кулису
  2. Нарушена подвижность кольца-кулисы из-за загрязнения и коррозии Очистить детали затвора, промыв их в бензине, очистив часовой щеткой и отполировав. Но ни в коем случае не смазывать маслом
  3. Ослабла пружина, закрывающая лепестки Усилить пружину, закрутив ее вокруг удерживающей ее оси в направлении навивки
После спуска затвора заводное кольцо не доходит до конца и лепестки остаются открытыми Засорился механизм замедления Извлечь механизм замедления и рассмотреть в лупу зубья шестерен, так как заклинивание может быть вызвано попаданием соринки в зуб одной из шестерен. Затем промыть механизм в бензине и слегка смазать все оси часовым маслом
Выдержка 1 сек работает прерывисто и иногда останавливается Высохло масло на осях механизма замедления. Появилась коррозия на анкерном колесе и анкерной вилке Смочить отвертку вчасовом масле и слегка прикоснуться ею к анкерной шестерне. Если это не поможет, нужно механизм замедления разобрать, почистить и смазать

Объектив и диафрагма

В фотоаппарате "Москва-4" установлен объектив "Индустар-23", смонтированный в затворе. Линзы объектива укреплены в трех отдельных оправах. Передняя линза завальцована в переднюю оправу, имеющую червячную многозаходную резьбу, которой ее ввинчивают в среднюю оправу. Средняя линза завальцована в среднюю оправу с внутренней червячной многозаходной резьбой и задней наружной метрической резьбой, которой ее завинчивают в тубус затвора. Задний, склеенный из двух линз блок, завальцован в оправу с метрической резьбой и завинчивается с тыльной стороны в тубус затвора.

Техническая характеристика объектива "Индуcтар-23"

Фокусное расстояние, мм - 110

Относительное отверстие - 1:4,5

Угол поля зрения, град - 52

Кратчайшее расстояние наводки, м - 1,5

Объектив наводится на резкость вращением передней линзы.

Разбирая объектив для чистки, нужно очень аккуратно обращаться с червячной нарезкой на переднем и среднем блоках линз. Завинчивая на место оправу передней линзы, нужно сначала без нажима вращать ее против часовой стрелки до момента характерного щелчка, соответствующего совпадению заходов многозаходной резьбы, и лишь после этого можно начать завинчивать оправу по часовой стрелке, но без излишнего усилия. Если оправа с передней линзой вращается туго, не рекомендуется целиком менять смазку, достаточно слегка разжижить ее, запустив в резьбу между передней и средней оправами одну-две капли часового масла. Иногда объектив не устанавливается на резкость, хотя внешне все кажется исправным. Это происходит вследствие того, что между передней и средней оправами загустела смазка и усилие оказалось настолько большим, что средняя оправа вывернулась из тубуса затвора и обе оправы вращаются вместе. Необходимо среднюю оправу затянуть плотнее в тубус затвора и облегчить вращение передней оправы.

Диафрагма объектива "Индустар-23" смонтирована в корпусе затвора. По конструкции она аналогична диафрагме фотоаппарата "Любитель-2".

Объектив, который ранее не разбирался, устанавливают на фокус вращением передней линзы до получения максимальной резкости по автоколлиматору или по матовому стеклу, уложенному на направляющих кадровой рамки, при наводке на предмет, удаленный на 200-300 м. Если же объектив ранее разбирался или прокладки между затвором и объективной стойкой фотоаппарата утеряны, то установка на фокус объектива очень усложняется тем, что его действительное фокусное расстояние перестает соответствовать фокусному расстоянию, выгравированному на оправе передней линзы.

Не нужно забывать, что у объективов с вращающейся передней линзой фокусное расстояние объектива меняется в зависимости от расстояния между первой и средней линзами, а дальномер фотоаппарата "Москва-4" рассчитан на работу с объективом, фокусное расстояние которого равно 110 мм. Если котировочные прокладки утеряны, то при установке объектива на "бесконечность" передняя линза оказывается выдвинутой вперед (на толщину утерянных прокладок) и фокусное расстояние объектива при такой установке всегда будет меньше 110 мм. В результате по мере приближения объектива съемки от "бесконечности" к кратчайшему расстоянию съемки погрешности в показаниях дальномера (по от-ношению к объективу) будут все время возрастать.

Главное фокусное расстояние объектива "Индустар-23" равно 110 мм, соответствующее ему расстояние между первой и второй линзами объектива устанавливается на специальных приборах на заводе-изготовителе. Однако правильное фокусное расстояние объектива можно установить и опытным путем, о чем рассказано ниже в описании юстировки фотоаппарата, но для этого потребуется длительная и кропотливая работа. Все эти предупреждения сделаны для того, чтобы заострить внимание на значении котировочных прокладок, находящихся между затвором и объективной стойкой фотоаппарата.

Видоискатель

Телескопический видоискатель фотоаппарата "Москва-4" (рис. 24) состоит из окуляра 4, постоянно укрепленного в крышке 5 видоискателя и объектива 11, укрепленного в рамке 12. При открывании передней крышки фотоаппарата автоматически открывается и устанавливается в рабочее положение видоискатель. В закрытом положении крышка 5 видоискателя удерживается замком 10, который связан с кнопкой 15, открывающей переднюю крышку. Видоискатель фотоаппарата "Москва-4" имеет дополнительную рамку, ограничивающую угол зрения видоискателя при съемке на кадр размером 6x6 см.


Рис 24 Видоискатель и призма дальномера
1 — призма, 2 и 6 — угольники, 3 — щиток, 4 — окуляр видоискателя, 5 — крышка, 7 — гайка, 8 — основание, 9 и 13 — винты, 10 — замок 11 — объектив видоискателя,12 — рамка, 14 — диафрагма, 15 — кнопка открывания камеры

Дальномер

Дальномер фотоаппарата "Москва-4" состоит из двух узлов. Первый узел - призма, второй - клиновой компенсатор, механически связанный с оправой передней линзы объектива.

Призма 1(рис. 24) укреплена на основании 8 дальномера двумя угольниками 2 и 6, закрепленными на основании дальномера винтами 9 и 13. Призма 1 склеена из двух призм. На склеиваемую грань ромбической призмы нанесен светоотделительный слой и на него наклеена трехгранная призма. Действительное изображение наблюдается через окуляр дальномера с защитным стеклом, который завинчивается в гайку 7. Подвижное (мнимое) изображение ограничивается отверстием в диафрагме 14. Призма дальномера защищена щитком 3 и закрывается общим щитком дальномера. Так как видоискатель при работе с фотоаппаратом находится в открытом состоянии, то на поверхность призмы и внутренние поверхности защитных стекол попадает пыль. Периодически нужно чистить призму и внутренние поверхности защитных стекол.


Рис. 25 Устройство клинового компенсатора
а - компесатор со снятым щитком; б - компесатор в разобраном виде
1 - упор; 2 - пружина ; 3 - накладка ; 4 - винт ; 5 - щиток ; 6 - втулка; 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 - шестерни; 14 и 18 - зубчатые оправы; 15 и 17 - оптические клинья; 16 и 19 - оправы


Клиновой компенсатор (рис. 25) дальномера смонтирован в откидном флажке, который при складывании камеры опускается, а в рабочем положении устанавливается вертикально.

Чтобы снять флажок с клиновым компенсатором, сначала снимают рукоятку наводки на резкость, а затем, отвинтив левый винт, снимают щиток 5 и, сбросив пружину 2 с упора 1, вынимают флажок с клиновым компенсатором из втулки затворной накладки. Для того чтобы разобрать клиновой компенсатор, достаточно отвинтить винт 4 и снять накладку 3.

Каждый из оптических клиньев 15 и 17 клинового компенсатора завальцован в оправы 16 и 19. Оправы с клиньями имеют наружную резьбу и завинчиваются во внутреннюю резьбу зубчатых оправ 14 и 18. Чтобы вовремя работы оправы с клиньями не выворачивались из зубчатых оправ, их при завинчивании подклеивают шеллачным клеем. При вращении рукоятки наводки на резкость, которая крепится на втулке 6 оси шестерни 7, последняя через систему шестерен вращает зубчатые оправы клиньев в разные стороны и изменяет преломляющий угол клинового компенсатора.

Вращение клиньев компенсатора осуществляется следующим образом: шестерня 7 зацеплена одновременно с двумя шестернями 8 и 9. Шестерня 8 через шестерни 10 и 11 вращает зубчатую оправу 14 переднего клина, а шестерня 9 через шестерню 13 вращает в противоположную сторону зубчатую оправу 18 заднего клина. Благодаря пружине, заключенной между шестерней 12 и шестерней 11, обеспечивается безлюфтовое вращение клиньев компенсатора. Эта малозаметная пружина имеет большое значение. В случае если пружина не заведена или отсутствует, дальномер показывает разные расстояния при наводке справа налево или наоборот. Пружина закреплена так, что один ее конец входит в отверстие шестерни 11, а другой в отверстие шестерни 12, находящейся над ней.

Чтобы правильно завести пружину, поступают следующим образом. Удерживая одной рукой зубчатую оправу 14, чтобы она не вращалась, другой рукой поднимают вверх до упора втулку 6 и выводят из зацепления шестерню 7 с шестерней 8. Если втулку 6 поворачивать так, чтобы шестерня 9 вращалась в направлении нарисованной на ней стрелки, то пружина начнет заводиться. Для завода пружины достаточно повернуть шестерню 9 на два зуба по отношению к шестерне 7 и, оттянув втулку 6 вниз, вновь зацепить шестерни 7 и 8, после чего можно отпустить оправу 14.

При дальнейшей сборке компенсатора нужно следить, чтобы шестерни 7 и 8 больше не расцеплялись, иначе пружина вновь распустится. Для того чтобы собрать компенсатор, нужно уложить на место зубчатую оправу и, наложив на нее накладку 3, завинтить винт 4. Щиток 5 устанавливают после регулировки компенсатора. Вставив флажок с компенсатором во втулку затворной накладки и удерживая его снизу за шестерню 7, надевают рукоятку наводки на резкость и закрепляют ее винтами. Затем на упор надевают пружину 2.

Прежде чем начать регулировку дальномера, нужно размочить спиртом шеллачный клей, которым подклеена оправа 16 переднего клина к зубчатой оправе 14. Для этого смачивают в спирте кусочек ваты и накладывают на оправу. Минут через десять оправа переднего клина начинает легко вращаться в зубчатой оправе.

Регулируя дальномер по вертикали, наблюдают за предметом, удаленным на 200-300 м, и вращая оправу 16 с клином за имеющиеся на ней шлицы, добиваются полного совпадения контуров рассматриваемого изображения по вертикали. Чтобы убедиться, что регулировка по вертикали произведена правильно, дальномер наводят на предмет, расположенный на расстоянии 1,5-2 м. Если и на близком расстоянии изображение предмета при наводке не двоится по вертикали, то регулировку можно окончить. Уточняют регулировку по вертикали только на "бесконечности", а на коротком расстоянии ее лишь проверяют.

После регулировки спирт высыхает и оправы вновь склеиваются.

ЮСТИРОВКА ФОТОАППАРАТА

Сначала регулируют дальномер. Перед регулировкой дальномера нужно слегка ослабить винты, которыми крепится рукоятка наводки на резкость, чтобы, вращая ее и доведя шестерню с поводком до упора, можно было продолжать вращение, преодолевая трение, создаваемое слабо затянутыми винтами. Начиная регулировку дальномера, уводят подвижное (мнимое) изображение, наблюдаемое в дальномере, в крайнее правое положение. После этого, направив дальномер на предмет, удаленный на 200-300 м (или установив на коллиматор), и вращая рукоятку наводки на резкость, продвигают подвижное (мнимое) изображение справа налево. Продолжая вращение рукоятки наводки на резкость, после того как шестерня с поводком дойдет до упора, совмещают подвижное изображение, двигающееся справа налево, с неподвижным (действительным) и затягивают до конца винты. После этого рукоятка наводки на резкость, а вместе с ней и шестерня с поводком будут вращаться от упора до упора. Крайнее левое положение дальномера будет соответствовать наводке на "бесконечность", а крайнее правое - 1,5 м.

Отрегулировав дальномер, устанавливают объектив на фокус по автоколлиматору или по предмету, удаленному на 200-300 м.

Устанавливая на фокус объектив по удаленному предмету, матовое стекло укладывают на направляющие кадровой рамки при открытом затворе и полностью открытой диафрагме. Вращая переднюю линзу объектива, добиваются максимальной резкости наблюдаемого изображения.

Последняя операция юстировки заключается в правильной установке метражного кольца, при помощи которого вращение механизма наводки на резкость передается на оправу передней линзы объектива. Для этого поворачивают рукоятку наводки на резкость до упора по часовой стрелке и не сдвигая объектива, устанавливают метражное кольцо так, чтобы поводок вошел в прорезь метражного кольца, после чего затягивают стопоры метражного кольца.

Правильность юстировки фотоаппарата проверяется на расстоянии 1,5-2 м по матовому стеклу. Установив объектив на максимальную резкость по предмету, расположенному на расстоянии 1,5-2 м, смотрят в дальномер. Если изображение в дальномере не двоится, юстировка произведена правильно. Почти всегда, когда между затвором и объективной стойкой фотоаппарата сохранены заводские прокладки, показания дальномера и объектива совпадают (при условии тщательного соблюдения всех правил). Исходя из того, что и при потере котировочных прокладок и при ремонте распорок объектив, может расположиться только глубже (ближе к пленке), исправление производят только добавлением прокладок. Предположим, что при наводке дальномера на предмет, расположенный на расстоянии 1,5 м от фотоаппарата, дальномер показал правильное расстояние по метражному кольцу - 1,5 м, при наводке объектива по матовому стеклу на то же расстояние на метражном кольце получилось расстояние 1,7 м. Практически установлено, что каждые 10 см погрешности (при наводке на 1,5 м) соответствуют прокладке примерно в 0,5 мм. В приводимом примере погрешность равна 20 см, следовательно, весь затвор нужно продвинуть на 1 мм, т. е. между затвором и объективной стойкой нужно уложить прокладку толщиной 1 мм, а затем заново установить объектив на фокус по "бесконечности" и вновь проверить на 1,5 м, и так, подбирая толщину прокладок, перемещать затвор вместе с объективом до полного совпадения показаний дальномера и объектива.

Таблица 4

Неисправности дальномера н механизма наводки на резкость

Неисправность Причины неисправности Способы устранения
При наводке на резкость слышен треск зубьев Ослаб винт 13, которым укреплена шеетерня 12 (рис. 21, в) Отпустив винт 13 (рис. 21,в) , можно менять глубину зацепления между шестерней 12 и шестернями 11 и 15 так, чтобы вращение шестерен было плавным. Установив правильное зацепление, плотно затягивают винт 13, собирают механизм наводки на резкость, устанавливают объектив на фокус и сопрягают его с дальномером
Не вращается передняя линза, а рукоятка наводки на резкость вращается и дальномер работает правильно Слабо запрессована внутренняя шестерня в шестерню 12 (рис. 21, в) Отвинтив винт 13, снять шестерню 12 (рис. 21, в) и раскернить внутреннюю шестерню в месте запрессовки
Снимки удаленных объектов получаются резкими. При съемке на близких расстояниях резкость отсутствует Загустела смазка в червячной резьбе между передним и средним блоками линз, в результате средняя линза вывернулась из тубуса затвора и при наводке на резкость перемещается очень незначительно, так как вращается в метрической резьбе Разобрать объектив, разжижить часовым маслом старую смазку в червячной резьбе. Плотно затянуть блок средней линзы. Установить объектив на фокус и произвести сопряжение его с дальномером
Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№1 из 2, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий