Фотоаппарат "Москва-5" представляет собой усовершенствованный вариант фотоаппарата "Москва-4".
Основными его преимуществами являются:
1. Светосильный объектив "Индустар-24", имеющий следующую техническую характеристику:
Фокусное расстояние, мм - 105
Относительное отверстие - 1:3,5
Угол поля зрения, град - 52
2. Видоискатель с меняющимся углом зрения (в зависимости от размера снимаемого кадра), постоянно готовый к действию.
3. Массивный (литой под давлением) корпус со съемной задней крышкой.
4. Центры катушки с пленкой и приемной катушки имеют возможность фиксироваться в оттянутом положении, что облегчает зарядку фотоаппарата.
5. Усовершенствованный затвор "Моменг-24с", снабженный автоспуском.
В связи с этими усовершенствованиями несколько меняется порядок разборки дальномера и затвора. Внешние детали и механизмы фотоаппарата "Москва-5" показаны на рис. 26.
Рис. 26 Фотоаппарат "Москва-5" 1—объектив видоискателя; 2 — рукоятка для изменения угла зрения видоискателя; 3 —кнопка для открывания передней крышки; 4 - щиток; 5 и 6 — защитные стекла дальномера; 7 — рукоятка перемотки пленки, 8 — затвор "Момент-24с", 9 — объектив "Индустар 24" Так как в этом фотоаппарате изменена форма щитка 4, изменился и порядок разборки механизма блокировки и видоискателя. Чтобы получить доступ к механизму блокировки, к призме дальномера или к видоискателю, нужно снять щиток 4. Для этого снимают рукоятку перемотки пленки 7, отвинтив удерживающий ее винт, а также отвинчивают окуляр дальномера и оправы с защитными стеклами 5 и 6.
В связи с тем, что затвор "Момент-24с" оснащен автоспуском, в нем имеются значительные изменения.
Автоспуск
На рис. 27 показан общий вид затвора "Момент-24с" со снятой передней накладкой и кольцом регулирования выдержек. Разборка этого затвора аналогична разборке затвора, установленного на фотоаппарате "Москва-4". Основными деталями, которые участвуют в работе автоспуска, являются заводное кольцо 2 с рычагом 7, который при установке затвора на работу с автоспуском захватывает ведущую ось 8 автоспуска 4. Ведущая ось 8 автоспуска имеет три выфрезерованных кулачка. Автоспуск 4 представляет собой механизм замедления, но с большим количеством шестерен, чем в описанных ранее фотоаппаратах, в результате чего он имеет значительно больший момент торможения. Время задержки с момента включения автоспуска до срабатывания затвора составляет - 9-15 сек. Заводное кольцо 2 при работе без автоспуска работает так же, как и в затворе аппарата "Момент-23с", и спусковой крючок 12 захватывает первый выступ 11 на заводном кольце.
Рис 27 Механизмы затвора "Момент-24" 1 — корпус затвора; 2 — заводное кольцо; 3 и 10 — винты крепления автоспуска; 4 — автоспуск; 5 —отрезная лапка; 6 — выступ; 7 — рычаг; 8 —ведущая ось с кулачками; 9 и 11 — выступы заводного кольца; 12 — спусковой крючок; 13 — спусковой рычаг; 14 — упор; 15 — кнопка, 16 — заводной рычаг Завод автоспуска происходит в следующей последовательности. Сначала заводят затвор. В заведенном затворе спусковой крючок 12 удерживает заводное кольцо 2 за первый выступ 11, а рычаг 7 который предназначен для соединения с ведущей осью автоспуска оказывается отведенным от автоспуска, так как выступ 6 на рычаге 7 упирается в регулировочную отрезную лапку 5 на верхнем плате автоспуска. Чтобы после первого завода затвора перевести затвор на работу с автоспуском, кнопкой 15 отводят вниз упор 14 и дозаводят затвор. Заводное кольцо 2 при этом проходит дальше и спусковой крючок 12 захватывает за второй его выступ 9. При дозаводе затвора выступ 6 на рычаге 7 соскакивает с лапки 5, под действием пружины рычаг 7 отбрасывается к автоспуску и захватывает за один из трех кулачков на оси 8 автоспуска.
На рис. 27 показан механизм затвора, установленный для работы с автоспуском. Чтобы затвор сработал, нажимают на спусковой рычаг 13, который отводит спусковой крючок 12 от заводного кольца. Освобожденное заводное кольцо под действием заводной пружины стремится вернуться в исходное положение, но его удерживает рычаг 7, который зацеплен за ведущую ось автоспуска. Под действием заводной пружины затвора автоспуск начинает медленно раскручиваться до момента, когда рычаг 7, провернув на 1/3 оборота ось 8, соскочит с нее. После того как освободилось заводное кольцо, удерживавшееся рычагом 7, затвор срабатывает в обычном порядке. После срабатывания затвора под действием заводного рычага 16 (который нажимает на выступающий над кромкой корпуса 1 конец упора 14) кнопка 15 вновь поднимается вверх и переводит затвор на работу без автоспуска. Чтобы в момент работы автоспуска спусковой крючок 12, соскочив со второго выступа 9, не захватил первый выступ 11, на заводном кольце прикреплен штифт, который отводит спусковой крючок 12 в сторону, когда мимо него проходит выступ 11. Все остальные детали, не участвующие в работе автоспуска, имеют такую же конструкцию, как и в затворе "Момент-23с" фотоаппарата "Москва-4".
Таблица 5
Неисправности автоспуска
Неисправность | Причины неисправности | Способы устранения | Автоспуск работает с перебоями и останавливается | Засорение или коррозия деталей автоспуска | Отвинтив винт 3 и упор 10 (рис 27) , снять автоспуск и произвести его чистку и смазку |
Автоспуск срабатывает, а затвор остается на взводе | Нарушена форма блокирующей пружины на спусковом крючке | Извлечь спусковой крючок 12 (рис. 27) нз затвора и подогнуть блокирующую пружину так, чтобы во время работы автоспуска штифт 11 отводил спусковой крючок в сторону |