Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  3. Буржуйская фототехника  »  Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Дальномерный эксклюзив (leica m7)
 журнал Фотомагазин | Опубликовано  11/25/2007 | 3. Буржуйская фототехника |
Часть 1

Выходу на рынок каждой новой модели Лейки всегда предшествует долгий период слухов и спекуляций. Об электронной Лейке судачили с 1996 г., многие ожидали появления такой камеры на Фотокине-2000. "Инсайдеры" (речь идет о сотрудниках компаний Leica и Konica. - Прим. ред.) предполагали, что новой Лейкой будет Konica Hexar RF с красным кругом лейковского логотипа. Вот официальный взгляд Лейки на этот вопрос: Лейка отказалась продвигать Нехаr на рынок совместно, заявив, что Hexar не укладывается в лейковскую философию фотографии.

И вот в начале 2002 г. Leica M7 стала реальностью. Камера не получила всего, что значилось в списке пожеланий, за исключением режима автоматики с приоритетом диафрагмы. И я счастлив, что Лейка, не слушая никого, следовала своим собственным идеям и философии

 

Осторожная эволюция

Новые Лейки, функциональность которых резко отличается от старых, появляются редко. Модель М3 (1954) сильно отличалась от III f (1950). М2 и М4 практически не несли никаких улучшений, и пришлось ждать 17 лет, пока в 1971 г. не появилась М5, продемонстрировавшая стремление Лейки перешагнуть ранее поставленные себе границы. Однако М5 не добилась успеха, на который рассчитывали у Лейтца. Неудачная попытка этой камеры обновить дальномерный рынок до сих пор отзывается в залах Зольмса.

Следующие модели, М4-2, М4Р и даже Мб, не внесли заметного вклада в прогресс дальномерных камер. М6 обладала той же функциональностью, что и М5, но в ином воплощении. M6TTL стала первой моделью, которая приобрела новые функции, ради которых даже пришлось увеличить высоту корпуса на 2 мм. Модель М7 образца 2002 г. является таким же значительным шагом вперед, каким были МЗ в 1954 г. и М5 в 1971 г. Но со времени появления М5 прошел 31 год...

Кстати, М3 состояла примерно из 860 деталей, считая каждый винтик и каждую шайбочку. В М7 1300 деталей, причем каждая электронная деталь считается отдельно. В сравнении с M6TTL модернизированы или разработаны заново 350 деталей, в том числе 150 механических и 200 электронных.

 

Производство: традиции и современность

Мне довелось побывать на заводе в Португалии, когда там начинался выпуск М7. Эта камера представляет собой мудрую смесь старых и новых производственных технологий. На португальском заводе имеется оригинальное оборудование, изготовленное Лейкой для выпуска деталей МЗ. Эти станки окрашены в привычный зеленый цвет, все движущиеся части покрыты толстым слоем маслянистой грязи, запах эмульсии и смазочных масел проникает в одежду. Швейная машина, уже более 70 лет непрерывно сшивающая шелковой нитью шторки затворов, управляется опытными руками молодой женщины.

Инженеры знают, что эти старые машины нельзя модернизировать, поскольку их точность и функциональность были доведены до максимума, так как они создавались для выпуска одной-единственной детали, и выпуска с предельной точностью. Поэтому достаточно большое число деталей М7 (а также M6TTL и Мб) выпускаются и выглядят так же, как и в дни М3.

Вперемежку с унылыми зелеными станками стоят современные ярко-красные и белые станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Они очень гибкие и могут программироваться для выполнения очень сложных движений и процессов. Допуска по точности - меньше сотой доли миллиметра.

 

Квалифицированному рабочему на соответствующем оборудовании сравнительно нетрудно изготовлять детали с точностью и до микрона, но только при условии, что каждая деталь индивидуально и вручную доводится на станках с еще более узкими пределами допусков. Перенести такой уровень точности на процесс серийного производства невозможно, поэтому при любом крупномасштабном производстве вы вынуждены оставаться в пределах ±0,01 мм.

В корпусе М7 имеется около 80 отверстий, которые нужно высверливать в литом шасси. Раньше на каждом станке можно было сверлить лишь несколько отверстий, после чего корпус приходилось переносить к другому станку. Это способствовало росту погрешностей, так как рабочий не мог закрепить корпус точно в том же положении, как и при выполнении предыдущих операций. Сегодня станки с ЧПУ могут выполнять все операции с корпусом без его перемещений, что повысило точность размещения отверстий.

Экспозиционная автоматика с приоритетом диафрагмы

Электронные затворы, используемые в камерах Konica Hexar RF и Contax G2, состоят из компактного блока, в который входят затвор с вертикальным ходом металлических ламелей и электрический мотор транспортировки пленки. Чтобы застраховаться от проникновения нежелательного света на пленку, затвор следует взводить немедленно после спуска. Вероятно, такой механизм можно было встроить и в корпус камер серии М, но их внутреннее устройство пришлось бы значительно переделывать. Однако еще важнее то, что камера М потеряла бы свое сердце и душу: бесшумный, плавный, безвибрационный матерчатый затвор с горизонтальным ходом шторок.

Поэтому в Зольмсе приняли решение: сохранив имеющийся механизм, обеспечить контроль выдержек электромагнитами с новым микрочипом. Надо думать, инженеры не предполагали, насколько трудной окажется реализация этого решения в реальном мире механики и электроники.

Механический вариант затвора (от М3 до M6TTL) имеет постоянную скорость движения шторок при переменной ширине щели. Две шторки движутся раздельно, интервал между началом их движения определяется положением диска выдержек. Когда мы нажимаем на спуск, первая шторка освобождается и идет вдоль кадрового окна. Вторая удерживается на месте специальным захватом. Момент отпускания второй шторки контролируется очень сложным набором рычажков, поводков и шестеренок. Главный цилиндр, натягивающий пружины, также удерживает механизм регулировки выдержек. Цилиндр делает почти полный оборот, и это движение используется для того, чтобы дать изогнутому поводку регулировки выдержки определенное время для отпускания второй шторки.

Время прохождения щели через кадровое окно составляет 18-22 мс при норме 20,8 мс. Это равно 1/48 с, что и является, с небольшой перестраховкой, выдержкой синхронизации 1/50 с. Таким образом, скорость движения шторок затвора составляет 2 м/с, или 7,2 км/ч. Чтобы погасить до нуля эту скорость, Лейка использует два тормоза, по одному для каждой шторки. Дилемма очевидна: более высокие скорости затвора означают большее тормозное усилие, больший шум и больший износ. Более того, нужно учитывать, что собранный затвор со всеми своими пружинами, рычагами, шестернями, колесиками, осями и валиками имеет более 40 участков трения, от которых зависят точность, повторяемость и скорость движения шторок. Чем выше эта скорость, тем труднее обеспечивать ровный ход. Заводские тесты показывают, что можно сделать и выдержку 1/2000 с, однако она не уложится в узкие допуски по точности, равномерности хода, малошумности и допустимому уровню вибраций.