Клуб Дальномер - http://rangefinder.ru
Дальномерный эксклюзив (leica m7)
http://rangefinder.ru/articles/68/1/Dalnomernyj_yeksklyuziv_%28leica_m7%29
журнал Фотомагазин
 
 журнал Фотомагазин
Опубликовано 11/25/2007
 

Выходу на рынок каждой новой модели Лейки всегда предшествует долгий период слухов и спекуляций. Об электронной Лейке судачили с 1996 г., многие ожидали появления такой камеры на Фотокине-2000. "Инсайдеры" (речь идет о сотрудниках компаний Leica и Konica. - Прим. ред.) предполагали, что новой Лейкой будет Konica Hexar RF с красным кругом лейковского логотипа. Вот официальный взгляд Лейки на этот вопрос: Лейка отказалась продвигать Нехаr на рынок совместно, заявив, что Hexar не укладывается в лейковскую философию фотографии.

И вот в начале 2002 г. Leica M7 стала реальностью. Камера не получила всего, что значилось в списке пожеланий, за исключением режима автоматики с приоритетом диафрагмы. И я счастлив, что Лейка, не слушая никого, следовала своим собственным идеям и философии

 

© Erwin Puts

© Фотомагазин 2003

© Владимир САМАРИН (фото)

 

Подготовка к публикации – Дмитрий Поляков. Костя Ким


Часть 1

Выходу на рынок каждой новой модели Лейки всегда предшествует долгий период слухов и спекуляций. Об электронной Лейке судачили с 1996 г., многие ожидали появления такой камеры на Фотокине-2000. "Инсайдеры" (речь идет о сотрудниках компаний Leica и Konica. - Прим. ред.) предполагали, что новой Лейкой будет Konica Hexar RF с красным кругом лейковского логотипа. Вот официальный взгляд Лейки на этот вопрос: Лейка отказалась продвигать Нехаr на рынок совместно, заявив, что Hexar не укладывается в лейковскую философию фотографии.

И вот в начале 2002 г. Leica M7 стала реальностью. Камера не получила всего, что значилось в списке пожеланий, за исключением режима автоматики с приоритетом диафрагмы. И я счастлив, что Лейка, не слушая никого, следовала своим собственным идеям и философии

 

Осторожная эволюция

Новые Лейки, функциональность которых резко отличается от старых, появляются редко. Модель М3 (1954) сильно отличалась от III f (1950). М2 и М4 практически не несли никаких улучшений, и пришлось ждать 17 лет, пока в 1971 г. не появилась М5, продемонстрировавшая стремление Лейки перешагнуть ранее поставленные себе границы. Однако М5 не добилась успеха, на который рассчитывали у Лейтца. Неудачная попытка этой камеры обновить дальномерный рынок до сих пор отзывается в залах Зольмса.

Следующие модели, М4-2, М4Р и даже Мб, не внесли заметного вклада в прогресс дальномерных камер. М6 обладала той же функциональностью, что и М5, но в ином воплощении. M6TTL стала первой моделью, которая приобрела новые функции, ради которых даже пришлось увеличить высоту корпуса на 2 мм. Модель М7 образца 2002 г. является таким же значительным шагом вперед, каким были МЗ в 1954 г. и М5 в 1971 г. Но со времени появления М5 прошел 31 год...

Кстати, М3 состояла примерно из 860 деталей, считая каждый винтик и каждую шайбочку. В М7 1300 деталей, причем каждая электронная деталь считается отдельно. В сравнении с M6TTL модернизированы или разработаны заново 350 деталей, в том числе 150 механических и 200 электронных.

 

Производство: традиции и современность

Мне довелось побывать на заводе в Португалии, когда там начинался выпуск М7. Эта камера представляет собой мудрую смесь старых и новых производственных технологий. На португальском заводе имеется оригинальное оборудование, изготовленное Лейкой для выпуска деталей МЗ. Эти станки окрашены в привычный зеленый цвет, все движущиеся части покрыты толстым слоем маслянистой грязи, запах эмульсии и смазочных масел проникает в одежду. Швейная машина, уже более 70 лет непрерывно сшивающая шелковой нитью шторки затворов, управляется опытными руками молодой женщины.

Инженеры знают, что эти старые машины нельзя модернизировать, поскольку их точность и функциональность были доведены до максимума, так как они создавались для выпуска одной-единственной детали, и выпуска с предельной точностью. Поэтому достаточно большое число деталей М7 (а также M6TTL и Мб) выпускаются и выглядят так же, как и в дни М3.

Вперемежку с унылыми зелеными станками стоят современные ярко-красные и белые станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Они очень гибкие и могут программироваться для выполнения очень сложных движений и процессов. Допуска по точности - меньше сотой доли миллиметра.

 

Квалифицированному рабочему на соответствующем оборудовании сравнительно нетрудно изготовлять детали с точностью и до микрона, но только при условии, что каждая деталь индивидуально и вручную доводится на станках с еще более узкими пределами допусков. Перенести такой уровень точности на процесс серийного производства невозможно, поэтому при любом крупномасштабном производстве вы вынуждены оставаться в пределах ±0,01 мм.

В корпусе М7 имеется около 80 отверстий, которые нужно высверливать в литом шасси. Раньше на каждом станке можно было сверлить лишь несколько отверстий, после чего корпус приходилось переносить к другому станку. Это способствовало росту погрешностей, так как рабочий не мог закрепить корпус точно в том же положении, как и при выполнении предыдущих операций. Сегодня станки с ЧПУ могут выполнять все операции с корпусом без его перемещений, что повысило точность размещения отверстий.

Экспозиционная автоматика с приоритетом диафрагмы

Электронные затворы, используемые в камерах Konica Hexar RF и Contax G2, состоят из компактного блока, в который входят затвор с вертикальным ходом металлических ламелей и электрический мотор транспортировки пленки. Чтобы застраховаться от проникновения нежелательного света на пленку, затвор следует взводить немедленно после спуска. Вероятно, такой механизм можно было встроить и в корпус камер серии М, но их внутреннее устройство пришлось бы значительно переделывать. Однако еще важнее то, что камера М потеряла бы свое сердце и душу: бесшумный, плавный, безвибрационный матерчатый затвор с горизонтальным ходом шторок.

Поэтому в Зольмсе приняли решение: сохранив имеющийся механизм, обеспечить контроль выдержек электромагнитами с новым микрочипом. Надо думать, инженеры не предполагали, насколько трудной окажется реализация этого решения в реальном мире механики и электроники.

Механический вариант затвора (от М3 до M6TTL) имеет постоянную скорость движения шторок при переменной ширине щели. Две шторки движутся раздельно, интервал между началом их движения определяется положением диска выдержек. Когда мы нажимаем на спуск, первая шторка освобождается и идет вдоль кадрового окна. Вторая удерживается на месте специальным захватом. Момент отпускания второй шторки контролируется очень сложным набором рычажков, поводков и шестеренок. Главный цилиндр, натягивающий пружины, также удерживает механизм регулировки выдержек. Цилиндр делает почти полный оборот, и это движение используется для того, чтобы дать изогнутому поводку регулировки выдержки определенное время для отпускания второй шторки.

Время прохождения щели через кадровое окно составляет 18-22 мс при норме 20,8 мс. Это равно 1/48 с, что и является, с небольшой перестраховкой, выдержкой синхронизации 1/50 с. Таким образом, скорость движения шторок затвора составляет 2 м/с, или 7,2 км/ч. Чтобы погасить до нуля эту скорость, Лейка использует два тормоза, по одному для каждой шторки. Дилемма очевидна: более высокие скорости затвора означают большее тормозное усилие, больший шум и больший износ. Более того, нужно учитывать, что собранный затвор со всеми своими пружинами, рычагами, шестернями, колесиками, осями и валиками имеет более 40 участков трения, от которых зависят точность, повторяемость и скорость движения шторок. Чем выше эта скорость, тем труднее обеспечивать ровный ход. Заводские тесты показывают, что можно сделать и выдержку 1/2000 с, однако она не уложится в узкие допуски по точности, равномерности хода, малошумности и допустимому уровню вибраций.

 


Часть 2

Дополнительная информация

Ширина щели камер серии М при выдержке 1/50 с и постоянном времени прохождения кадрового окна около 20 мс составляет 36 мм. При 1/1000 с ширина щели должна составлять 1,8 мм. В действительности ширина щели чуть больше (2 мм). Итак, для 1/2000 ширина щели должна составить около 1 мм. Это слишком малое значение, при данной геометрии затвора едва ли возможно обеспечить надежное образование щели с такой постоянной шириной.

Кроме того, затвор не сразу со старта начинает движение с полной скоростью. Как и любой физической массе, ему нужно придать необходимое ускорение натянутыми пружинами. Он начинает движение медленно и разгоняется до полной скорости к концу хода, где включаются тормоза. Без необходимой компенсации пленка была бы переэкспонирована в начале хода начинающего ускоряться затвора и недоэкспонирована в конце (затвор движется с полной скоростью до остановки).

Специальный механизм вводит нужную поправку, заключающуюся в том, что ширина щели в начале чуть меньше, а в конце чуть больше номинальных 2 мм. Для 1/2000 с верен тот же принцип, только допуски становятся еще меньше. В этом случае единственным выходом становится повышение скорости движения шторок, как в зеркальной камере Лейкафлекс, но затвор этой камеры имеет совершенно другую конструкцию. В моей очередной книге будут более подробные объяснения, здесь же достаточно сказать, что усилие торможения было бы слишком большим для затвора типа М.

Итак, у М7 такая же кратчайшая выдержка, как и у большинства дальномерных Леек с 1935 г. Потребность в коротких выдержках не стоит переоценивать. Иногда выдержки короче 1/1000 с и нужны, но нужно заметить, что для правильной экспозиции с пленкой 100 ISO при ярком солнце требуется выдержка 1/1000 с при диафрагме f/5,6. Этого достаточно для большинства ситуаций и предметов. Если же нужна малая глубина резкости, которую вы можете получить при f/2,8 или f/2, даже 1/4000 поможет не всегда.

 

Электромагниты и дополнительный роликоподшипник

Таким образом, электронно-управляемый затвор М7 идентичен затвору М6 (или М3). Та же конструкция, те же механические узлы. Механизм управления выдержкой с шестернями, рычагами и поводками был заменен электромагнитами, по одному для каждой шторки, которые регулируют время отпускания шторок. Чего не хватает, так это зубчатой передачи и шума шестеренок, задерживающих вторую шторку при длинных выдержках. Если при отработке длинных выдержек на М6 вы слышите мягкий мурлыкающий звук плавно цепляющихся друг за друга зубцов, то на М7 вы слышите тишину. Лишь двойной мягкий щелкающий звук торможения шторок, причем второй - чуть более громкий. На более коротких выдержках характер звучания механического и электронного затворов сближается.

Из-за электроники затвор стал зависеть от батарей, которых в камере теперь две. Расход энергии весьма умеренный, но все равно желательно иметь при себе запасной комплект. Опасения, что батареи и электроника не выдержат суровых климатических условий, не оправдываются: даже на жестоком морозе (каком именно - автор умалчивает. - прим. ред.) затвор М7 действует точнее механического. Выдержки устанавливаются во всем диапазоне вращением диска в любом направлении, причем его можно крутить одним пальцем. В автоматическом режиме AUTO все выдержки от 1/1000 до 32 с, включая 1/125 и 1/60, контролируются электроникой. В ручном режиме (с батареями) выдержки выбираются в пределах 1/1000-4 с (шаг 1 ступень) и В, причем все выдержки контролируются электроникой, кроме механических 1/60 и 1/125 с. Выбор этих выдержек логичен: их можно уверенно использовать при съемке с рук, и они достаточно длинны для съемки при неярком освещении как в помещении, так и на открытом воздухе. Без батарей можно пользоваться только выдержками 1/125 и 1/60 с.

В автоматическом режиме выдержки устанавливаются бесступенчато в соответствии с измеренным экспонометром уровнем яркости. Не следует воспринимать бесступенчатость буквально. Любая произвольная выдержка (1/31, 1/32, 1/33) устанавливаться не будет; скорее, существует ряд очень маленьких шагов, запрограммированный в чипе. Поэтому могут быть возможны выдержки 1/30, 1/35 и 1/40 с, но 1/31 (по замеру) будет отработана как 1/30. Этот уровень точности удовлетворит самого требовательного пользователя и любую эмульсию любого вида пленок.

Калибровка затвора выполняется следующим образом: при сборке механически настраивается, регулируется и фиксируется кратчайшая выдержка 1/1000 с. Все остальные выдержки автоматически отсекаются правильно, так как они устанавливаются заложенными в память шагами. Этот уровень точности потребовал внести в затвор одно большое изменение: главный цилиндр теперь устанавливается на роликоподшипник. От М3 до M6TTL здесь использовался обычный подшипник.

 

Измерение выдержек

Измерение выдержек у камеры, только выпущенной с завода, лишено смысла. Вы получите представление только о работе ОТК. Важнее точность и срок службы затвора при интенсивной эксплуатации. И так же, как сами выдержки, важно постоянство скорости бегущей щели. Я тестировал две интенсивно использовавшиеся камеры, свою собственную Мб (спустя год после последнего техобслуживания) и М7. Обе показали отличные характеристики. Результаты даны в следующей таблице.

Результаты для М7 очень хороши, но М6 отстает от нее совсем немного. Разница в 5 или 10% не имеет значения даже при научном подходе к съемке, да и 30% (для кратчайших выдержек) лежат в пределах допусков даже самых жестких слайдовых пленок, хотя такая разница может быть заметна. Для предельно точной черно-белой фотографии результаты вполне удовлетворительны. Преимуществами затвора М7 являются низкий уровень шума, практически идеальная точность и функция автоматической установки экспозиции. Зависимость от батарей может стать для некоторых фотографов культурным потрясением. Механический затвор камеры M6TTL показывает выдающиеся результаты и, таким образом, после десятилетий отладки и доводки находится на высоте.

 


Часть 3

Практика работы с экспозиционной автоматикой

В ручном режиме работа с камерой М7 идентична камере M6TTL. Однако помните, что выдержки управляются электроникой. Главное изменение происходит, когда вы устанавливаете диск выдержек в положение AUTO. Фотосъемка становится более спонтанной и спокойной, поскольку не требует подстройки или установки правильной экспозиции. Вы начинаете фотографировать по наитию, в эмоциональном контакте с объектом. Теперь вы можете полностью сконцентрироваться на выборе композиции и кадрировании, уделяя все внимание фокусировке. Предварительный выбор диафрагмы необходим, так как от него зависят глубина резкости, "зонная фокусировка" и качество снимка. Выбор выдержки - подчиненное действие, и, поскольку его берет на себя электроника, эта ноша падает с ваших плеч. Используя М7, я заметил, многие снимки были сфокусированы более точно. А в пограничны ситуациях была лучше и экспозиция! В случаях с постоянно меняющейся освещенностью (уличные сюжеты с солнцем и облакам представления, арена цирка) и сюжетах с сильным контр (темные места, перемежающиеся с контровым светом), где требуется быстрый выбор сюжетов при чередующихся условиях, экспозиционная автоматика является даром небесным (то есть зольмсовским).

Я убежден, что эта главка касается сути дела: при съемке М7 вы можете полностью сконцентрироваться на сюжете, выбирая только плоскость фокусировки. Это весьма щадящий фотографа способ съемки, при котором вы принимаете основные решения, а электроника выполняет необходимую работу. М7 должна быть близка видению Барнака: спонтанная беззаботная фотосъемка с чутким взором и эмоциональным подходом. Фотограф контролирует важные аспекты и принимает решения. Камера следует ему и поддерживает его.

М7 - настоящая Лейка: светлый большой видоискатель, быстрая и точная фокусировка, плавное и прямое действие затвора, эстетичное срабатывание затвора; все на месте.

Задержка

Здесь Лейка хорошо поработала; электроника действует очень быстро. Временное запаздывание между нажатием на спусковую кнопку и срабатыванием затвора составляет 12 мс (12-18 мс у Мб). Сравните это с Коникой Hexar RF (100 мс) и типичной зеркалкой (более 125 мс), лучшими цифровыми камерами (от 400 до 1500 мс), и вы поймете, что конструкторы Лейки отлично знают свое дело, всецело поддерживая "фотосъемку в стиле М".

Ход спусковой кнопки - от 1,9 до 2,1 мм - такой же, как и на предшествующих моделях. Экспопамять очень легка и удобна в использовании. В автоматическом режиме камера непрерывно измеряет свет, поэтому при перемещении камеры вы заметите постоянное изменение выдержки в видоискателе. Задержите камеру в той части сюжета, яркость которой вы хотите измерить, и слегка нажмите на спусковую кнопку. Экспонометр прекратит замер, и в окуляре вы заметите маленькую точку между цифрами выдержки (при 1/1000 вы увидите 1 '000, для выдержек от 1/725 до 1/125 это будет х'хх, и для остальных - 'хх). Не отпуская кнопку, перекомпонуйте кадр и дожмите ее до упора. Если вы сделаете это быстро, вы увидите, как точка - индикатор экспопамяти на мгновение мигнет.

 

Работа экспонометра

На М7 появился выключатель-"воротник" вокруг спусковой кнопки. Затвор больше не может случайно сработать, когда вы убираете камеру в кофр или достаете ее оттуда. Включите камеру, и в первые две секунды пройдет цикл выхода на рабочий режим, в видоискателе будет показываться выбранная светочувствительность. Затем камера начнет непрерывно измерять яркость. Камера немедленно готова к съемке после того, как вы нажмете на спусковую кнопку при предварительно установленной диафрагме или после выбора нужной диафрагмы перед съемкой. Измерение потребляет очень малый ток. Здесь мы снова видим стремление конструкторов обеспечить ту же оперативность и поддержку пользователя, что и в предыдущих моделях: выбранная выдержка показывается в видоискателе целыми и половинными значениями (например, 30, 24, 15). Цифры красные и состоят из 33 сгруппированных светодиодных точек (как на старых калькуляторах) на площади 0,7x2,3 мм. Увеличение дисплея в видоискателе - 15-кратное, яркость светодиодов регулируется в зависимости от уровня освещенности. Внедрение этого дисплея в ограниченное пространство видоискателя типа М - важное достижение инженеров фирмы.

Сам по себе замер не изменился: это все тот же испытанный метод замера количества света, отраженного от беловатого кружка диаметром 12,1 мм, нанесенного на шторку затвора. Соответствующий участок в плоскости пленки - всегда круг радиусом 6 мм. Это часто описывается как (полу)точечный или частичный замер, однако его лучше назвать интегральным центровзвешенным. По результатам испытаний чувствительность экспонометра ближе именно к этому проверенному временем методу.

Новым в М7 является автоматическое определение светочувствительности пленки по DX-коду. Диск светочувствительности теперь выполняет двойную функцию ручного ввода чувствительности и ввода экспокоррекции в пределах ±2 ступени шагом 1/3 ступени.

Большим прогрессом является экспозиционная автоматика. Само по себе это не бог весть какое достижение, на большинстве камер она есть многие годы. Однако желание сохранить стиль, ощущение и результаты классической М-фотографии расходится с идеей автоматизации. М7 - это стопроцентная Лейка с экспозиционной автоматикой, удачно вписавшейся в классический стиль М. Переход с камеры Мб на Hexar RF или G2 потребует некоторого времени на привыкание, изменение подхода к съемке. Переход с М6 на М7 лишен каких-либо трудностей.

С одним исключением: дополнительная свобода, которую вам предоставляет экспозиционная автоматика, беря на себя заботу об экспозиции, приближает спонтанный, интуитивный и интимный процесс М-фотосъемки на шаг ближе к совершенству.

 

Длинные выдержки

При установке диска выдержек в положение В время отсчитывается вперед (от 1 с до нужного вам) и показывается в видоискателе. Это весьма полезно, поскольку больше не нужно искать свет, чтобы следить за стрелками часов. В автоматическом режиме экспонометр устанавливает выдержки до 32 с. Эти выдержки также показываются в видоискателе, но с обратным отсчетом времени. Нижний порог чувствительности экспонометра такой же, как и у нынешних TTL-моделей (-2 EV при 100 ISO); у М5 он был 1 EV.

 

Синхронизация и TTL

I ля того чтобы воспользоваться TTL-замером, нужно установить [выдержку 1/50 с. На этой выдержке TTL-замер корректно функционирует с согласованными вспышками (SCA-3501/3502 t SF20). С новой вспышкой Metz 54 MZ-3 можно применять режим синхронизации со сверхкороткими выдержками (HSS), в котором выбираются выдержки от 1/250 до 1/1000. Вспышка 54 MZ-3 работает только в ручном режиме (не в автоматическом), и, поскольку выдержки 1/60 и 1/125 с контролируются механически (в ручном режиме), с ними вспышка не синхронизируется. Вы можете выбрать синхронизацию по первой или по второй шторке.

Со вспышкой 54 MZ-3 можно применять заполняющую вспышку при съемке на природе с короткими выдержками и при открытой диафрагме. Для многих эта возможность важна, другие расценят ее несущественной, так как уделом М-стиля является фотосъемка при имеющемся свете. Однако это слишком сужает творческие возможности. К счастью, теперь любой фотограф имеет право выбора способа использования камеры. Автоматическая TTL-функция поддерживается вспышкой 54 MZ-3 только на выдержках 1/50 и длиннее; на сверхкоротких выдержках ее нужно настраивать вручную, что выполняется легко и быстро.

С Лейками, имеющими механические затворы, режим HSS невозможен. Для его функционирования затвор должен передавать на вспышку особые электронные сигналы, чего механические затворы сделать не в состоянии.


Часть 4

Видоискатель

Сам по себе видоискатель не изменился, и выпускаются все три его варианта (с увеличением 0,58, 0,72 и 0,85х). Яркость индикации выдержек изменяется в зависимости от уровня освещенности; цифры хорошо заметны и при этом не раздражают, так как цивилизованно расположены вне поля видоискателя. Точность видоискателя весьма высока и до 90 мм не уступает зеркальной камере. Я бы добавил, что даже 135-мм объектив можно сфокусировать точнее, так как в М-видоискателе используется принцип оптического расщепления, более точный, чем принцип фокусировки по матовому стеклу, основанный на контрасте.

Окна видоискателя просвтелены, что уменьшает засветку дальномерного прямоугольника видоискателя, иногда возникающую в случаях» когда мощные источники светят прямо в видоискатель.

 

Механика

значительно улучшен и изменен затвор. Кроме того, верхняя Iкрышка теперь изготавливается из цельного куска латуни. Исчезла зубчатая передача замедлителя длительных выдержек, но добавилась электроника. Общий вес составил 610 г (на 10 г больше M6TTL), a Leica R6.2 весит 625 г. Вес М7 добавляет стабильности при съемке на длительных выдержках, а также является косвенным свидетельством надежности конструкции и изобильного использования стали и стекла. Выпущенные в 1954 г. камеры МЗ все еще отлично работают - после полувекового использования. Срок их службы - 50 лет, а при определенном уходе его можно продлить еще лет на 50. М7 будет работоспособна по меньшей мере до 2102 г., чего хватит на три поколения фотографов. Затвор рассчитан на 100 000 циклов. До проявления износа и усталости подвижных деталей вы сможете отснять 2700 катушек пленки.

Камеры Лейка заслужили хорошую репутацию за долгий срок службы, отличное изготовление и надежность. Это не означает, что новая камера никогда не выйдет из строя или лишена каких-либо производственных дефектов. Иногда эти неполадки используются в подтверждение того тезиса, что нынешняя продукция из Зольмса и Португалии не так надежна или производится не по тем же высоким стандартам, как МЗ, выпускавшаяся в Ветцларе.

Однако, изучив методику производства, подбор материалов и их обработку, сборку и контроль качества в Португалии и Зольмсе, вы вправе ожидать самого высокого качества производства. С другой стороны, мы должны понимать, что, хотя камеры и собираются в основном вручную хорошо оплачиваемыми работниками, там, где работает человек, он неизбежно допускает ошибки, как бы ни был строг контроль качества.

 

Дальномерный пейзаж

Каково положение М7 в мире дальномерных камер в сравнении с Коникой Нехаr RF, Контаксом G2, семейством камер Woigtlander Bessa и Лейкой M6TTL?

M6TTL практически идентична М7, но не имеет экспозиционной автоматики, улучшенного затвора и просветления на окнах видоискателя. При этом M6TTL имеет независимый от питания полностью механический затвор и меньшую цену.

Нехаг RF не имеет TTL-функции, оснащен моторно-затворным блоком с предельной выдержкой 1/4000 с и отличным видоискателем, однако поле видоискателя перегружено индикаторами и символами. К тому же RF имеет значительное запаздывание спуска затвора. Выбор объективов невелик, но хорош, а новый квази-зум-объектив 21-35 мм с двумя фиксированными положениями весьма интересен. Моторная протяжка отчасти компенсирует запаздывание спуска, но это не лучший способ для стиля "съемки в решающий момент". Нехаг RF - очень интересная камера, пытающаяся стать мостом между классической и повседневной съемкой.

Контаксу G2 присущи черты, весьма сближающие его с Гексаром (похожая конструкция блока затвора, тот же тип корпуса), однако роль моста выполняет автофокусировка. Здесь мы имеем зум 35-70 мм с плавным изменением фокусного расстояния. Худшей стороной G2 является видоискатель, как и ручная фокусировка. Автофокусировка, однако, компенсирует недостатки видоискателя.

Bessa R и R2 представляют собой гибрид зеркального шасси и оптического видоискателя. В шасси есть TTL-экспонометр, но экспозиция ставится вручную, как и на M6(TTL). Точность и функциональность видоискателя ограничены. Хотя характеристики и впечатляют, особенно с учетом цены, соединение двух различных философий выглядит неубедительно. Бессе, обеспечивающей хорошее качество по удивительно низкой цене, недостает характера.

 

Резюме

М7 - важный этап в истории Лейки. Интеграция электронной экспозиционной автоматики в корпус классической формы позволяет опытному фотографу-леечнику постепенно повысить фотографический уровень. Придется сделать усилие над собой, чтобы оценить барнаковский идеал быстрой, не требующей усилий, интуитивной и компактной качественной камеры.

Привыкнув к М7, вы забудете о ручной экспозиции. Фотосъемка этой камерой доставляет радость. Я заметил, что я стал больше фотографировать, чем своей Мб, особенно в условиях, где трудно реагировать на быстро меняющуюся освещенность. Часто вам не удается сделать снимок быстротечного момента, так как на установку точной экспозиции требуется некоторое время, а момент тем временем исчезает.

С экспозиционной автоматикой, TTL-функцией, возможностью сверхкороткой синхронизации, привычными по Мб ощущениями и использованием, М7 перекрывает очень широкий спектр фотографических возможностей.

 

Эрвин Путс.

Цитировано по "фотомагазин" 1-2/2003


Часть 5

На первый взгляд...

Владимир САМАРИН

По первому впечатлению человека, не имеющего никакого отношения к "фотосъёмке в стиле М", не говоря уже о фотографировании вообще - кирпич. Натуральный кирпич, только маленький и чёрный. Снимать?! Этим?!!

Действительно, по сравнению с современными «мыльницами», да и зеркалками, в том числе и теми, которые попадают в разряд вполне «серьёзных», М7 несуразно тяжела. Избалованным современными пластмассовыми изделиями рукам кажется, что они держат кусок литого металла. Разумеется, это впечатление обманчиво: в конце концов, внутри есть место для плёнки, дальномера/видоискателя, затвора и т.д.

Тем же рукам хочется чего-то более эргономичного, хотя бы минимальной рукоятки под пальцы правой руки, но, увы, корпус камеры имеет традиционную простую геометрическую форму; хорошо ещё, с закругле ниями по бокам, ослабляющими первое "кирпичное" впечатление.

Фотосъёмка в стиле М явно не подразумевает "отщёлкивания" сотен кадров плёнка за плёнкой, как поступают иные современные репортёры. С одной стороны, возможность быстрой съёмки предоставляют моторы и вайндеры. Но они же заметно осложняют переза рядку плёнки, и без того не самую удобную. Ведь плёнка по-прежнему заряжается в Лейку снизу; хорошо ещё. что задняя стенка откидывается, позволяя убедиться, что плёнка точно легла между направляющими. Посему максимальная продолжительность непрерывной съё мочной сессии ограничена длиной стандартной плёнки, куда редко влезает больше 38 кадров.

Но услышав мягкий и плавный звук спуска- "шшшк" плавно пролетающих в кадровом окне шторок, - не столько услышав, сколько почувствовав его. ты уже го тов простить этой камере её определённое неудобство.

Второй этап просветления наступает после получе ния фотоснимков из печати. После внимательного изучения снимков цена камеры начинает казаться более разумной, чем до того. Несмотря на то что по цене М7 БЕЗ ОБЪЕКТИВА можно приобрести почти любую про фессиональную 35-мм зеркалку С ОБЪЕКТИВОМ, при чём не самым плохим (или не одним). Конечно, обычные 10x15 многого не скажут: для того, чтобы, что называ ется, почувствовать разницу, сделанные М7 снимки нужно печатать 20x30 или даже 30x40.

Нет ничего отрадного в том. что за долгие годы высокая цена превратилась в составную и неотъемлемую часть имиджа данной торговой марки. Но даже если предположить, что у вас есть весьма немалые свободные деньги (примерно эквивалентные стоимости новых "Жигулей"), которые вы можете и готовы инвестировать в фототехнику, приобретение Лейки нужно тщательно продумать: окупят ли это вложение плавная работа затвора, аскетичная простота дизайна, ощущение надёжности и прочности, красное фирменное "яблоко" на корпусе, высочайшее качество оптики...

Правда, не следует забывать и ещё одной истины: Лейка обладает имиджем постоянно растущего в цене антиквариата. Четырёхзначные долларовые цены де жатся из года в год. подрастая время от времени, Так что. купив сейчас М7 по цене Жигулей, вы дадите своим потомкам шанс продать её в 2102 г. по цене Мерседеса.

В заключение добавим, что для субъективной оценки новой Лейки мы сознательно предоставили слово автору зарубежному, большому знатоку и ценителю леечной фотографии. Заодно мы получили возможность посмотреть, на что обращают внимание зарубежные эксперты при работе с камерами.

Разница заметна; сосредоточенность на особенностях внутреннего устройства, замена подшипников, кинематика движения шторок никогда нас не интересовали. Быть может потому, что для зарубежных моделей оставались совершенно неизвестными.

И всё же Лейка, по нашему мнению, такой доскональности заслуживает.