Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  3. Буржуйская фототехника  »  Legendary Leica Lenses: The 50mm f/1.4 Summilux
Legendary Leica Lenses: The 50mm f/1.4 Summilux
 Viewfinder magazine | Опубликовано  08/19/2007 | 3. Буржуйская фототехника |
Часть 2.

Summilux подвергся полному, но неафишировавшемуся, пересчету примерно в 1962 году [1], в результате чего его схема была изменена. Все те же 7 элементов в 5 группах, но 2 прежде раздельных тонких корректирующих линзы были теперь склееены в один элемент, а, напротив, 2 и 3 линзы, прежде составлявшие 2ю группу, теперь были разделены воздушной прослойкой. Оптически новый объектив сильно отличался от прежнего, демонстрируя изменения в базовых принципах расчета оптики Leitz. Объектив стал очень резким и контрастным на полной апертуре, но ценой увеличения кривизны поля и сравнительного падения резкости по краям на средних диафрагмах f/4-5.6. Зато объектив стал гораздо более приспособлен к съемке на полной апертуре в условиях слабого освещения, но менее подходящим для любительских пейзажных сюжетов. Тот факт, что Leitz не афишировал изменение в схеме, возможно свидетельствует об «эксперименте»: «посмотрим, как это примут потребителями». А возможно у Leitz еще были нераспроданные запасы предыдущей версии и фирма не хотела ставить под угрозу продажи ранней версии объектива, один из который кстати говоря и шел с моей камерой 1964 года выпуска. В любом случает, новые оптические качества Summilux по совокупности были схожи с философией довоенного 50mm f/1.5 Zeiss Sonar и более поздних f/1.4 Nikkor и f/1.2 Canon. Но эти объективы приносили в жертву качество на малых диафрагмах в то время как Leitz сумел найти более оптимальный баланс. Прежде Leitz был чемпионом в светосильной оптике, которая больше подходила для пейзажной фотографии, так что это был своеобразный обмен для Leitz. Несомненно новый объектив обладал лучшим сочетанием резкости и контраста на полной апертуре с показателями краевой резкости на малых диафрагмах. Новый Summilux превосходил упомянутых Sonnar, Nikkor, и Canon на всех диафрагмах, но 50mm f/2 «штатники» любой из этих четырех компаний предлагах лучшую коррекцию кривизны поля для «пейзажистов». Ну а самый светосильный штатник Leitz с этого момента вошел в компанию отстальных светосильных штатников, ориентированных в первую очередь на профессиональную съемку при слабом освещении, нежели на универсальные возможности для любительской съемки.

Лишь чуть крупнее позднего 50mm Summicron, f/1.4 Summilux (#2569767, 1973 г) на M3 (single stroke #1134836, 1965 г) образует прекрасную пару объектив-камера для любых применений, не смотря на отсутствие TTL экспонометрии.

Пересчитанные 50mm f/1.4 Summilux (с серийными номерами свыше знаменитого No. 1844001) выпускались в исполнениях chrome и black. В те времена у черных версий были окрашенные черным по бронзе шкалы дистанции и глубины резкости в сочетании с алюминиевыми анодированными кольцами диафрагмы и фокусировки. Один из таких экземпляров использовался David Douglas Duncan во Вьетнаме на его камерах Leica M3-D. Этот объектив заменил f/1.2 Canon, который David использовал прежде при работе над книгой о Picasso. Фотографию, выполненную Sal DiMarco с Summilux-ом на M3D-4 Duncan-а можно видеть в книге Jim Lager «Leica Illustrated Guide III», на странице  77. Я сам использовал один из таких обновленных Summilux в течение многих лет, пока фокусировочный геликоид не износился до такой степени, что о точной фокусировке не могло быть и речи, после чего я сменил его на более новую версию, описываемую ниже.

Первоначальная схема 50mm f/1.4 Summilux, аналогичная f/1.5 Xenon и Summarit

Второе поколение Summilux 1962г. Современный Summilux имеет такую же схему.

(Лишь недавно Summilux образца 1962 года был заменен на Summilux ASPH – прим. перев.)