Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  3. Буржуйская фототехника  »  Случайность или тенденция?
Случайность или тенденция?
 журнал Фотомагазин | Опубликовано  08/14/2007 | 3. Буржуйская фототехника |
Leica М6 TTL

Мы начинаем обзор дальномерок начала XXI в. именно с этой камеры из вполне понятного уважения к патриарху жанра. Базовая модель камеры появилась в продаже 17 лет назад- в 1984 г. А дизайн камеры в целом не меняется уже с 1950-х гг. - все изменения (причём не самые значительные) сводятся к внутреннему устройству камеры: за десятилетия отточена конструкция оптического дальномера, встроенного экспонометра, автоматического появления в видоискателе Ярких рамок, обозначающих границы кадра при используемом объективе.

(+++)

В своей современной ипостаси камера существует с осени 1998г., когда на кёльнской Фотокине была представлена её последняя на сегодняшний день модификация (варианты с цветовым оформлением камеры мы здесь не учитываем).

В начале 1998 г. появился вариант Лейки Мб с повышенным до 0.85х увеличением видоискателя. Если у базовой модели с увеличением видоискателя 0.72х яркие рамки появляются попарно для фокусных расстояний 28 и 90 мм. 35 и 135 мм либо 50 и 75 мм. то у модели с увеличением 0.85х рамка для 28 мм в видоискатель уже не помещается. Однако повышенное увеличение повлекло за собой одновременное увеличение почти на целый сантиметр эффективной базы дальномера (то есть точности определения дистанции) с 49.9 до 59,1 мм. Именно это и требуется для этой камеры, предназначенной в первую очередь для облегчения съёмки нормальными и телеобъективами.

А в сентябре Leica М6 обрела одну из важнейших для современного фотографа функций - TTL-управление согласованными вспышками. Для этого в камере появился дополнительный фотодиод, измеряющий во время экспонирования отражённый от плёнки свет. В результате имеется всё та же механическая дальномер-ная камера (с механическим приводом сопряжённого с видоискателем дальномера, механическим переключением ярких рамок в видоискателе, механическим затвором) с возможностью полноценного использования согласованных вспышек. Одна из таких вспышек выпускается специально для камер Leica - это Leica SF20, она полностью соответствует камере по дизайну. Другие - различные Metz'bi, для согласования которых требуется универсальный системный адаптер SCA3501.

(+++)

И последняя модификация Мб - камера с уменьшенным до 0,58х увеличением видоискателя. Она предназначена для фотографов, предпочитающих короткофокусные объективы, и предоставляет большее поле зрения при съёмке объективом 28 мм, нежели базовая модель с увеличением видоискателя 0,72х. Зато эта модель не имеет рамки для объективов 135 мм.

Что же такое Leica Мб TTL?

Это одна из немногих камер, заслуживших звание классической при жизни. Геометрически простой корпус - параллелепипед с закруглёнными боками - изготавливается из литого алюминия. Верхняя деталь корпуса отливается из цинка, нижняя крышка -бронзовая. Механический затвор - дальнейшее развитие того самого шторно-щелевого затвора, который появился на самых первых Лейках, обеспечивает не менее 100000 рабочих циклов. Шторки из прорезиненной материи плавно перемещаются в фокальной плоскости, отсекая выдержки от 1/1000 до 1 с. причём для синхронизации со вспышкой предусмотрена специальная позиция, соответствующая 1/50 с. Интересно, что, если не считать разницы в выдержке синхронизации, то номинально леечный затвор сопоставим с затвором, пожалуй, самой популярной советской дальномерки красногорского производства - Зоркий 4/4К.

(+++)

Оптический дальномер сопряжён с видоискателем. Фокусировка производится совмещением изображения в маленьком, более светлом прямоугольнике, расположенном в центре поля видоискателя, с остальным изображением. В видоискателе, как уже отмечено, появляются яркие рамки границ кадра для установленных объективов. При этом параллакс компенсируется автоматически - яркие рамки несколько сдвигаются в поле видоискателя в зависимости от дистанции фокусировки.

Экспозиция измеряется через объектив. Свет отражается в светоприёмник от нанесённого на внешнюю поверхность шторок светлого пятна, площадь замера составляет чуть меньше 1/4 кадра. При съёмке с согласованной вспышкой измеряется отражённый от плоскости плёнки свет, тип замера - интегральный.

Для Лейки выпускается довольно большой выбор объективов -полтора десятка- с фокусным расстоянием от 21 до 135 мм. Большая часть объективов выпускается в двух цветовых вариантах -чёрном и серебристом, а два, наиболее часто используемые в качестве стандартных - Summilux-M Asph. 35 мм 1/1,4 и Summilux-M 50 мм f/1,4 - ещё и в титановом, в соответствии с тремя цветовыми вариантами камеры. Многие объективы также имеют варианты с разной светосилой. Леечная оптика вообще недёшева, но её светосильные варианты, среди которых жемчужиной является, безусловно. Noctilux-M 50 мм f/1.0, отличаются просто заоблачной стоимостью. Не так давно в линейке оптики появился интереснейший вариант, о котором мечтали поколения фотографов, - первый зум-объектив. Конечно, плавное изменение фокусных расстояний при ярких рамках видоискателя, строго соответствующих определённым значениям, смысла не имеет, поэтому объектив Tri-Elmar-M 28-35-50 мм f/4 имеет фиксированные положения кольца зумирова-ния. соответствующие указанным в обозначении объектива фокусным расстояниям, в которых в видоискателе появляются соответствующие рамки. Несмотря на то что этот объектив сравнительно длинен и не так светосилен, как обычные объективы, он очень удобен и довольно-таки экономичен (насколько понятие экономии вообще применимо к Лейке).

(+++)

Для объективов с фокусным расстоянием меньше 28 мм (для камеры с увеличением видоискателя 0,85х - меньше 35 мм) необходимо использование дополнительных видоискателей. Светосильный телевик Elmarit-M 135 мм f/2.8 оснащён встроенной насадкой, повышающей увеличение видоискателя и дальномера и позволяющей гарантировать фокусировку с предельной точностью, особенно при небольших дистанциях съёмки. Вообще, для большинства объективов минимальная дистанция съёмки составляет 0,7 м, для объективов 90 мм - 1 ми для телевиков 135 мм - 1,5 м. Такой рост связан не столько с конструктивными особенностями оптики, сколько с необходимостью гарантировать абсолютно точную наводку на резкость, а на предельно малых дистанциях расхождение оптических осей объектива и дальномера/видоискателя (тот самый параллакс) резко усложняет задачу.

Среди аксессуаров, выпускаемых для Лейки, часть безусловно относится к категории престижных (но не более того). Это кожаные футляры и кофры, фильтры, шаровая штативная головка, настольный мини-штатив... А вот от мотора М польза прямая: он позволяет моторизовать камеру и вести съёмку со скоростью до 3 к/с - находка для пресыщенного зеркалками портретиста, стремящегося поймать определённое выражение лица или наиболее выигрышный ракурс. Могут использоваться и выпускавшиеся ранее для более старых камер серии М моторные приставки.

И всё-таки высокая цена системы Leica объясняется не только престижностью продукции, обозначаемой небольшим красным кругом с белой надписью Leica внутри. Камеры и оптика - ручной сборки, непрерывный контроль качества осуществляется за каждой деталью камеры, каждой линзой объектива. Например, каждый экземпляр камеры проходит температурные испыта ния. включающие в себя многократное изменение температуры от -25 до +60 oС.

В общем, дапьномерная Лейка честно выполняет обязанности и обладает свойствами шедевра - высочайшим механическим и оптическим качеством, прецизионностью изготовления, точностью работы, долговечностью и надёжностью и... очень высокой ценой - камера дороже практически любой 35-мм зеркалки (причём светлый вариант Мб долларов на 30 дешевле чёрного, а титановый заметно дороже их обоих).

Недостатком системы до самого пос-леднего времени было отсутствие в ней второй" камеры. Для многих фотографов приобретение второго, резервного или вспомогательного, корпуса было нерациональным. Вариант был, по большому счёту, один - покупка камеры одной из прежних моделей, бывшей в употреблении. И хотя сама Лейка выпускать "вторую" камеру не стала (может быть, и не станет - из принципиальных соображений), за неё это сделали другие. Ниже идёт рассказ о Конике -камере с таким же байонетом, встроенным вайндером и экспозиционной автоматикой (впрочем, по цене тут выигрыша практиче еки никакого). А вот Voigtlander Bessa-T (о котором ещё чуть ниже) при стоимости примерно четырёхкратно низшей по сравнению с коробкой Мб обречён на пристальное внимание "леечников".