Клуб Дальномер - http://rangefinder.ru
Случайность или тенденция?
http://rangefinder.ru/articles/62/1/Sluchajnost_ili_tendenciya%3F
журнал Фотомагазин
 
 журнал Фотомагазин
Опубликовано 08/14/2007
 

© Фотомагазин 10 2001

© Владимир САМАРИН, Андрей ШЕКЛЕИН


Введение

В дни безудержного разгула компакт-камер и однообъективных зеркалок возврат к малоформатным системным дальномеркам может показаться совершенно невозможным. Только Лейка позволяла себе побаловать богатеньких и консервативных эстетов изысканным блюдом под соусом Мб, да харьковский, ныне закордонный ФЭД до конца прошлого века продолжал выпускать антикварно устаревшую модель без сменной оптики и с качеством, увы, весьма далёким от прецизионного. Мы избалованы всепроникающей фотоэлектроникой и почти безграничной автоматикой, освобождающей слабеющие головы от непосильных напряжений. "Навёл и нажал", а что получится-достаточно неплохо смотрится в цветастом семейном альбоме...

Однако, похоже, кое-кто в разных странах мира этой благодатью уже насытился. Как иначе воспринять очевидный возврат к старине, но, конечно, уже на новом техническом уровне?

Лейка, кажется, существовала всегда. Да и в самом деле, если взять камеры, снимающие на 35-мм киноплёнку, по большому счёту, так оно и есть. Дальномерная камера, в которой единственная дань моде (да и то уже не новой) - байонетное крепление объективов. Никакой автоматики, практически никакой электроники... Ну можно ли считать электроникой встроенный экспонометр, застенчиво рекомендующий экспозицию двумя красными светодиодными треугольничками в видоискателе?

(+++)

И вдруг появляется система Contax G - сначала на базе электронной автоматизированной системной камеры Contax G1 со сменной оптикой. На волне её успеха на свет появляется Contax G2 - ещё более совершенная электронная дальномерка. Затем из хорошей, тщательно продуманной, почти компактной камеры Konica Hexar была сделана тоже автоматизированная и уже совсем не компактная Konica Hexar RF - по цене почти что Лейка и с тремя столь же дорогими сменными объективами. Эта камера оказалась одной из изюминок Фотокины-2000, фирма её активно пропагандировала и расхваливала. Подержав её в руках, действительно чувствуешь, что камера стоящая. Фирма считает её конкуренткой дальномерной Лейке, снабжённой экспозиционной автоматикой с приоритетом диафрагмы, экс-попамятью, электронным затвором с вертикальным движением металлических шторок, с расширенным интервалом выдержек в автоматическом режиме (1/4000 - 16 с), синхронизацией при 1/125 с (у Лейки 1/50 с), моторной протяжкой плёнки, возможностью серийной съёмки до 2,5 к/с, совершенно совпадающим с Лейкой весом и таким же креплением объективов, что делает её как бы второй камерой для счастливых владельцев Леек.

Иными словами, это как бы современная Лейка с полезным набором электронных удобств. Вот только пока ещё выбор сменной оптики послабее и имидж поскромнее, но это дело наживное. На выставке был представлен и вариант представительского класса (особая отделка, стандартный объектив f/1,2), но по цене чуть ли не трёх Леек сразу. "Дорого - мило", поэтому всяк приём хорош, чтобы привлечь состоятельного пижона. В комплект входят также согласованная вспышка и несколько полезных мелочей вроде футляра и корректирующих зрение окулярных линз. От своей предшественницы (ФМ № 10 2000) RF унаследовала удивительную бесшумность работы - подчас даже сам фотограф не слышит, сработал ли у него затвор и перемоталась ли плёнка. В ближайшем будущем мы сможем более подробно поделиться с читателями нашими впечатлениями в рубрике "Субъективная оценка", а результаты лабораторных испытаний этой камеры вы можете изучить через несколько страниц.

Если Konica - камера хотя бы по цене элитная, то другой, немного раньше появившийся представитель этой группы явно рассчитан на покупателя массового. Вновь родившийся уже в Японии (после почти полувекового исчезновения) благодаря второразрядной компании Cosina Фойхтлендер представил сначала механическую камеру с TTL экспозамером, но вообще без дальномера (Bessa-L, чистая метражка а-ля Смена в наши-то дни!), а позднее - производные модели с оптическим дальномером (Bessa-R и Bessa-T). Ностальгия по чистой механике на приличном уровне качества, по-видимому, была столь велика, что к камерам последовала приличная серия объективов с резьбой 39 мм (как у старинных Леек или ФЭДа и Зоркого) и историческими именами Гелиар, Скопар, известными чуть не с начала уже прошлого века. Никакой автоматики, встроенный экспонометр, отличный набор выдержек (1 - 1/2000 с), курковый взвод затвора - не это ли составляет хрупкую мечту пресыщенного владельца хилой электронно напичканной зеркалки?

Вся система как бы подчёркивает, что для хорошего снимка нужны только собственная голова, отличная оптика и надёжная механическая коробка. Всё остальное - от лукавого, засоряющего всевозможными хитростями чистый творческий процесс создания художественных шедевров. Добро пожаловать на сайт HOT LOVE UKRAINE где собраны лучшие проститутки Одессы. Удобный поиск и большой выбор анкет, поможет подобрать ту девушку, которая вам больше всего понравилась. Для того, чтобы встретиться с девушкой, просто наберите номер телефона указанный в анкете. Для встречи с проституткой подойдет либо ваша квартира, либо ее.

На самом деле, кроме названных лирических достоинств дальномерные камеры (причём неважно, является дальномер классически оптическим или модернистски электронным) не лишены и ряда вполне объективных преимуществ. Во-первых, они компактнее зеркалок. Во-вторых, в них нет прыгающего вверх-вниз зеркала, и. следовательно, они гораздо меньше вибрируют в процессе съёмки. Да и звук срабатывания затвора много тише, если он не сопровождается "зеркальными" звуками. В-третьих, изображение в видоискателе не затемняется на наиболее ответственный момент - момент экспозиции. В-четвёртых, временной лаг между нажатием на спусковую кнопку и срабатыванием затвора, как правило, много короче зеркального - ведь зеркало не нужно поднимать, освобождая дорогу свету... Но, пожалуй, главное достоинство дальномерных камер вытекает опять-таки из отсутствия зеркала

В 35-мм зеркальных камерах объектив "не имеет права" приблизиться к плёнке своей задней частью ближе, чем примерно на 45 мм. иначе зеркало будет лишено необходимого простора для передвижения. Дальномерные же камеры развязывают конструкторам оптики руки, позволяя придвигать заднюю линзу объектива чуть ли не вплотную к шторкам затвора (ради примера вспомните хотя бы широкоугольник Юпитер-12 35 мм f/2.8 в любом варианте - под ФЭД/Зоркий. то есть с лейковской резьбой, или под Киев, он же Контакс). И свободой этой конструкторы, прежде всего Лейки и Цейсса, пользуются сполна.

Leica М6 TTL

Мы начинаем обзор дальномерок начала XXI в. именно с этой камеры из вполне понятного уважения к патриарху жанра. Базовая модель камеры появилась в продаже 17 лет назад- в 1984 г. А дизайн камеры в целом не меняется уже с 1950-х гг. - все изменения (причём не самые значительные) сводятся к внутреннему устройству камеры: за десятилетия отточена конструкция оптического дальномера, встроенного экспонометра, автоматического появления в видоискателе Ярких рамок, обозначающих границы кадра при используемом объективе.

(+++)

В своей современной ипостаси камера существует с осени 1998г., когда на кёльнской Фотокине была представлена её последняя на сегодняшний день модификация (варианты с цветовым оформлением камеры мы здесь не учитываем).

В начале 1998 г. появился вариант Лейки Мб с повышенным до 0.85х увеличением видоискателя. Если у базовой модели с увеличением видоискателя 0.72х яркие рамки появляются попарно для фокусных расстояний 28 и 90 мм. 35 и 135 мм либо 50 и 75 мм. то у модели с увеличением 0.85х рамка для 28 мм в видоискатель уже не помещается. Однако повышенное увеличение повлекло за собой одновременное увеличение почти на целый сантиметр эффективной базы дальномера (то есть точности определения дистанции) с 49.9 до 59,1 мм. Именно это и требуется для этой камеры, предназначенной в первую очередь для облегчения съёмки нормальными и телеобъективами.

А в сентябре Leica М6 обрела одну из важнейших для современного фотографа функций - TTL-управление согласованными вспышками. Для этого в камере появился дополнительный фотодиод, измеряющий во время экспонирования отражённый от плёнки свет. В результате имеется всё та же механическая дальномер-ная камера (с механическим приводом сопряжённого с видоискателем дальномера, механическим переключением ярких рамок в видоискателе, механическим затвором) с возможностью полноценного использования согласованных вспышек. Одна из таких вспышек выпускается специально для камер Leica - это Leica SF20, она полностью соответствует камере по дизайну. Другие - различные Metz'bi, для согласования которых требуется универсальный системный адаптер SCA3501.

(+++)

И последняя модификация Мб - камера с уменьшенным до 0,58х увеличением видоискателя. Она предназначена для фотографов, предпочитающих короткофокусные объективы, и предоставляет большее поле зрения при съёмке объективом 28 мм, нежели базовая модель с увеличением видоискателя 0,72х. Зато эта модель не имеет рамки для объективов 135 мм.

Что же такое Leica Мб TTL?

Это одна из немногих камер, заслуживших звание классической при жизни. Геометрически простой корпус - параллелепипед с закруглёнными боками - изготавливается из литого алюминия. Верхняя деталь корпуса отливается из цинка, нижняя крышка -бронзовая. Механический затвор - дальнейшее развитие того самого шторно-щелевого затвора, который появился на самых первых Лейках, обеспечивает не менее 100000 рабочих циклов. Шторки из прорезиненной материи плавно перемещаются в фокальной плоскости, отсекая выдержки от 1/1000 до 1 с. причём для синхронизации со вспышкой предусмотрена специальная позиция, соответствующая 1/50 с. Интересно, что, если не считать разницы в выдержке синхронизации, то номинально леечный затвор сопоставим с затвором, пожалуй, самой популярной советской дальномерки красногорского производства - Зоркий 4/4К.

(+++)

Оптический дальномер сопряжён с видоискателем. Фокусировка производится совмещением изображения в маленьком, более светлом прямоугольнике, расположенном в центре поля видоискателя, с остальным изображением. В видоискателе, как уже отмечено, появляются яркие рамки границ кадра для установленных объективов. При этом параллакс компенсируется автоматически - яркие рамки несколько сдвигаются в поле видоискателя в зависимости от дистанции фокусировки.

Экспозиция измеряется через объектив. Свет отражается в светоприёмник от нанесённого на внешнюю поверхность шторок светлого пятна, площадь замера составляет чуть меньше 1/4 кадра. При съёмке с согласованной вспышкой измеряется отражённый от плоскости плёнки свет, тип замера - интегральный.

Для Лейки выпускается довольно большой выбор объективов -полтора десятка- с фокусным расстоянием от 21 до 135 мм. Большая часть объективов выпускается в двух цветовых вариантах -чёрном и серебристом, а два, наиболее часто используемые в качестве стандартных - Summilux-M Asph. 35 мм 1/1,4 и Summilux-M 50 мм f/1,4 - ещё и в титановом, в соответствии с тремя цветовыми вариантами камеры. Многие объективы также имеют варианты с разной светосилой. Леечная оптика вообще недёшева, но её светосильные варианты, среди которых жемчужиной является, безусловно. Noctilux-M 50 мм f/1.0, отличаются просто заоблачной стоимостью. Не так давно в линейке оптики появился интереснейший вариант, о котором мечтали поколения фотографов, - первый зум-объектив. Конечно, плавное изменение фокусных расстояний при ярких рамках видоискателя, строго соответствующих определённым значениям, смысла не имеет, поэтому объектив Tri-Elmar-M 28-35-50 мм f/4 имеет фиксированные положения кольца зумирова-ния. соответствующие указанным в обозначении объектива фокусным расстояниям, в которых в видоискателе появляются соответствующие рамки. Несмотря на то что этот объектив сравнительно длинен и не так светосилен, как обычные объективы, он очень удобен и довольно-таки экономичен (насколько понятие экономии вообще применимо к Лейке).

(+++)

Для объективов с фокусным расстоянием меньше 28 мм (для камеры с увеличением видоискателя 0,85х - меньше 35 мм) необходимо использование дополнительных видоискателей. Светосильный телевик Elmarit-M 135 мм f/2.8 оснащён встроенной насадкой, повышающей увеличение видоискателя и дальномера и позволяющей гарантировать фокусировку с предельной точностью, особенно при небольших дистанциях съёмки. Вообще, для большинства объективов минимальная дистанция съёмки составляет 0,7 м, для объективов 90 мм - 1 ми для телевиков 135 мм - 1,5 м. Такой рост связан не столько с конструктивными особенностями оптики, сколько с необходимостью гарантировать абсолютно точную наводку на резкость, а на предельно малых дистанциях расхождение оптических осей объектива и дальномера/видоискателя (тот самый параллакс) резко усложняет задачу.

Среди аксессуаров, выпускаемых для Лейки, часть безусловно относится к категории престижных (но не более того). Это кожаные футляры и кофры, фильтры, шаровая штативная головка, настольный мини-штатив... А вот от мотора М польза прямая: он позволяет моторизовать камеру и вести съёмку со скоростью до 3 к/с - находка для пресыщенного зеркалками портретиста, стремящегося поймать определённое выражение лица или наиболее выигрышный ракурс. Могут использоваться и выпускавшиеся ранее для более старых камер серии М моторные приставки.

И всё-таки высокая цена системы Leica объясняется не только престижностью продукции, обозначаемой небольшим красным кругом с белой надписью Leica внутри. Камеры и оптика - ручной сборки, непрерывный контроль качества осуществляется за каждой деталью камеры, каждой линзой объектива. Например, каждый экземпляр камеры проходит температурные испыта ния. включающие в себя многократное изменение температуры от -25 до +60 oС.

В общем, дапьномерная Лейка честно выполняет обязанности и обладает свойствами шедевра - высочайшим механическим и оптическим качеством, прецизионностью изготовления, точностью работы, долговечностью и надёжностью и... очень высокой ценой - камера дороже практически любой 35-мм зеркалки (причём светлый вариант Мб долларов на 30 дешевле чёрного, а титановый заметно дороже их обоих).

Недостатком системы до самого пос-леднего времени было отсутствие в ней второй" камеры. Для многих фотографов приобретение второго, резервного или вспомогательного, корпуса было нерациональным. Вариант был, по большому счёту, один - покупка камеры одной из прежних моделей, бывшей в употреблении. И хотя сама Лейка выпускать "вторую" камеру не стала (может быть, и не станет - из принципиальных соображений), за неё это сделали другие. Ниже идёт рассказ о Конике -камере с таким же байонетом, встроенным вайндером и экспозиционной автоматикой (впрочем, по цене тут выигрыша практиче еки никакого). А вот Voigtlander Bessa-T (о котором ещё чуть ниже) при стоимости примерно четырёхкратно низшей по сравнению с коробкой Мб обречён на пристальное внимание "леечников".

Contax G

В середине 1990-х гг. японская компания Yashica Куосега, обладающая правами на торговую марку Contax. возродила извечного конкурента дальномер-ной Лейки ещё с довоенных времен - дальномерный Контакс. Однако сделала это на современном электронном уровне. Первенец системы - Contax G1 - это автоматизированная электронная автофокусная камера со сменной оптикой.

(+++)

Камера Contax G1 практически не уступает Лейке в прецизионности изготовления. Корпус - литой алюминиевый. Пассивная система автофокусировки, базирующаяся на одном горизонтальном датчике, обеспечивает автоматическую наводку на резкость объективов от 0,5 м. Ручная же фокусировка реализуется вращением фокусировочного диска (крайнего справа на верхней панели камеры), причём дистанция наводки указывается на верхнем дисплее камеры и на жидкокристаллической аналоговой шкале-метражке в видоискателе.

Видоискатель - зумированный, то есть при установке какого-либо объектива изменяется не яркая рамка границ кадра, а всё поле видоискателя. Это очень удобно, хотя некоторые фотографы предпочитают видеть картинку и за пределами границ кадра для объектива сданным фокусным расстоянием - система Contax G этого не позволяет. Параллакс компенсируется также автоматически, перемещением всего поля видоискателя

Замер экспозиции выполняется через объектив для всех объективов кроме сверхширокоугольника Carl Zeiss Hologon T* 16 мм f/8. Он не только комплектуется специальным видоискателем со встроенным уровнем и центрофильтром, выравнивающим экспозицию по полю кадра (у объективов со столь большим фокусным расстоянием в силу конструктивных особенностей края кадра ощутимо затемняются), но и переключает замер экспозиции на внешний светоприёмник.

Камера изначально обеспечивала TTL-управление согласованными вспышками Contax TLA. Вместе с ней появилась компактная и стилистически подходящая вспышка TLA140. но можно использовать и все вспышки TLA, выпускаемые для "больших" зеркалок Contax.

Первыми в системе появились четыре объектива. Помимо уже упомянутого сверхширокоугольного Хологона это были штатник Planar T* 45 мм f/2, широкоугольник Biogon T* 28 мм f/2:8 и телевик Sonnar Т* 90 мм f/2.8. Выбор, конечно, поскромнее леечного, но довольно разнообразный. Причём его можно расширить благодаря адаптеру GA-1. Он позволяет ставить на электронные дальномер-ки Контакс цейссовскую оптику от контаксовских же зеркалок с диапазоном фокусных расстояний от 28 до 85 мм. И хотя в этом случае функция автофокусировки перестаёт действовать, изображение в зум-видоискателе будет соответствовать полю зрения выбранного объектива, будет действовать и система компенсации параллакса (для объектива 85 мм на дистанции до 3 м, для остальных - до 1 м). А вот наводить на резкость придётся вручную, по шкале дистанций объектива.

(+++)

Спустя пару лет успешная камера Contax G1 была дополнена камерой Contax G2. В новой камере были учтены все недостатки предшествующей модели (которая тем не менее не сошла со сцены). Был расширен диапазон выдержек, поставлен более мощный мотор протяжки плёнки, повышена надёжность камеры. Сократилась до 1/200 с выдержка синхронизации.

(+++)

Наиболее существенным отличием G2 стало применение двойной активно-пассивной системы автофокусировки. Предварительная грубая фокусировка выполняется с помощью активной системы, а окончательная предельно точная наводка выполняется пассивной системой. Заслуживает особого упоминания система ручной фокусировки. В видоискателе также действует электронный дальномер (его аналоговая шкала-метражка расширена, что повышает удобство и точность работы), а вот собственно наводка выполняется рубчатым колесиком, расположенным на передней панели, в месте, к которому привыкли фотографы старших поколений, снимавшие ещё довоенными Контаксами с оптическими дальномерами (или послевоенными дальномерными же Киевами).

(+++)

Вместе с G2 появились ещё два объектива-широкоугольника: Biogon Т* 21 мм f/2,8, требующий дополнительного видоискателя, и Planar T* 35 мм f/2. Для их использования на камере G1 последняя должна была проходить бесплатную модернизацию в авторизованных сервисных центрах. А последняя новинка в оптическом семействе камер Contax G - первый в мире полноценный зум-объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 35-70 f/3,5-5.6. Поскольку камеры оснащаются зум-видоискателем, способным на плавное изменение поля изображения, у создателей не было жёсткого требования обеспечить переключение фиксированных фокусных рас стояний, и они оставили возможность плавного изменения. И хотя кратность этого уникального дальномерного зума невелика, удобство его для фотографа-"дальномерщика" трудно недооценить.

(+++)

Среди новинок, увидевших свет вместе с G2. более мощная вспышка TLA200 с зум-рефлектором и многофункциональная датирующая крышка GD-2, которая может впечатывать экспозиционную информацию в межкадровое пространство.

И G1. и G2 - камеры электронные и моторизованные, а это значит, что их энергопотребление резко повышено по сравнению с той же Лейкой. Для повышения энерговооружённости с помощью адаптера GP-1 камеры можно питать от блока питания Р-8, используемого и для зеркальных Контаксов. О высоком классе обоих Контаксов свидетельствует и наличие на каждом обычного синхроконтак-та, дополняющего башмак с контактами TTL согласования.

Камеры снабжены рядом пользовательских функций. Так, на Contax G1 можно изменить работу экспопамяти (она может включаться как полунажатием на спусковую кнопку, так и установкой выключателя в положение AEL), изменить порядок кадров в экспозиционной вилке (норма-передержка-недодержка либо передержка-норма-недодержка) и оставлять при обратной перемотке заправочный конец плёнки снаружи (обычно он, как и на большинстве камер с автоматической обратной перемоткой, заматывается в кассету полностью). На G2. кроме того, можно изменять направление вращения фокусировочного диска при ручной фокусировке и настраивать работу функции мультиэкспозиции (она может либо "слетать" после второй экспозиции, либо оставаться активной до отмены).

В целом система Contax G - это современное воплощение старой дальномерной идеи. Пусть камеры лишены полностью автоматической программы экспонирования и приоритета выдержки - в руках опытного фотографа их с успехом заменит имеющийся приоритет диафрагмы. Впрочем, относительно камер с оптическим дальномером (не говоря уже о зеркалках) существует определённый минус - невозможность точно проконтролировать, на что именно сфокусировалась камера: даже в режиме ручной фокусировки расстояния указываются на шкале и дисплее с известным огрублением. Когда и эта проблема будет решена (может быть, на гипотетическом Контаксе G3 -должен же он появиться, раз фотоплёнка не сдаёт своих позиций?), можно будет ждать и объективов с повышенной светосилой (и до f/1.4, а то и до f/1, - думается, конструкторы Carl Zeiss не заставят себя долго ждать, было бы соответствующее техническое задание от производителя камер).

Konica Hexar RF

Эта камера стала, пожалуй, последним и самым крупным достижением дальномерного фотоаппаратостроения минувшего века. Откровенно говоря, все ждали чего-то подобного от Лейки, но камеру выпустила фирма Konica. казалось бы, давно расставшаяся с идеей выпуска системных фотоаппаратов. Что ж. идея возродить их выпуск оказалась весьма удачной и была достойно реализована. Высокая планка была взята.

Внешне камера Hexar RF весьма напоминает классические дальномерные Лейки, но внутреннее её устройство заметно сложнее. Камера оснащается точным электронно-управляемым ламельным затвором с вертикальным ходом шторок, что позволило сократить до 1/125 с выдержку синхронизации (против 1/50 с у Лейки) и расширить диапазон выдержек до 1/4000 с в короткую сторону. Экспозиционная автоматика обеспечивает работу в режиме приоритета диафрагмы. Встроенный вайндер автоматически протягивает плёнку, обеспечивая серийную съёмку со скоростью до 2.5 к/с.

Не хватает, пожалуй, только TTL-управления вспышками. Возможно, это производитель оставил себе задел на будущее развитие.

(+++)

Камера выполнена на очень высоком техническом уровне и по тщательности изготовления не уступает вышеописанным моделям. Корпус - металлический, медно-силуминовый, с титановым напылением. Надёжный затвор, компактные высокоэффективные моторы, строгий и в то же время эргономичный дизайн...

Байонет у камеры, кстати, совпадает с лейковским. Поэтому, хотя выбор собственных объективов и невелик (объективы серии M-Hexanon 28, 35, 50 и 90 мм), возможности у фотографа выходят за его границы. Не зря и в видоискателе имеются дополнительные рамки границ кадра для фокусных расстояний 75 и 135 мм.

Система автоматической компенсации параллакса так же. как и в Лейках, заставляет их при фокусировке перемещаться по полю видоискателя. В самом же видоискателе помимо ярких рамок и центрального прямоугольника оптического дальномера имеется шкала выдержек. К сожалению, диафрагма в видоискателе не указывается. Впрочем, эта проблема присуща всем дальномерным камерам - и Лейкам, и Контаксам, и Фойхтлендерам; диафрагма устанавливается и визуально определяется исключительно по кольцу диафрагмирования, находящемуся в передней части объектива, и не передаётся в камеру - поскольку диафрагмирование никак не влияет на яркость сюжета в видоискателе, замер экспозиции производится по рабочей диафрагме, и сообщать её в камеру особенной нужды нет (даже преисполненные всяческой электроники Контаксы не имеют автоматической установки диафрагмы).

Поскольку камера для своего новорожденного класса - оптических дальномерок с экспозиционной электроникой - представляется вполне самодостаточной, выбор системных аксессуаров для неё невелик. Это вспышка Konica HX-18W с простым согласованием (в видоискателе камеры включается сигнал готовности и устанавливается выдержка синхронизации) да набор линз диоптрийной коррекции окуляра видоискателя. Возможно, вскоре появится датирующая крышка - по крайней мере, именно такая мысль приходит в голову при взгляде на контакты, имеющиеся под штатной глухой задней крышкой.

Стремление Коники двигаться по пути Лейки заметно и по тому факту, что начало нового века отмечено выпуском ограниченной серии камеры Hexar RF Limited в количестве 2001 шт. (Лейка широко известна выпуском ограниченных серий коммеморативных камер в улучшенном исполнении по всякому удобному случаю.) Камера выпущена в характерном тёплом титановом исполнении и комплектуется эксклюзивно разработанным для этой серии светосильным стандартным объективом М-Нехапоп 50 мм f/1,2.

Voigtlander и другие

Voigtlander Bessa-R

Благодаря японской компании Cosina, прежде известной сменными объективами для автофокусных и неавтофокусных зеркалок и недорогими зеркальными камерами, сделанными по мотивам Yashica FX-3, мир снова увидел дальномерные камеры по цене меньше тысячи долларов (по правде говоря, мир видит по такой цене и Contax G1, но это - меньше половины его первоначальной цены; прошло время, появился G2, старая камера стала дешеветь - естественный маркетинговый процесс).

Лейка поддерживала жизнь дальномерок на уровне тлеющего уголька (камера по цене более $2000 без объектива массовой быть не может). Контакс насытил дальномерки электронными системами, но заметно дешевле они от этого не стали. Коника, внедрившая в чистоту леечной идеи экспозиционную автоматику и мотор, тоже не прицеливалась на массовый рынок, очевидно позиционируя себя как конкурент той же Лейке (не только по качеству, но и по цене).

И только Cosina, правильно рассчитавшая свои силы и оценившая перспективы рынка, вовремя приобрела прежде известную, но обнищавшую и отсутствовавшую несколько десятилетий на рынке торговую марку Фойхтлендер и наполнила её новым содержанием, интересным и многократно более доступным по сравнению с той же Лейкой.

Оказалось, что спрос на дальномерные камеры уже был созревшим. Многие фотографы вожделели подобную простую, компактную и тихую камеру, но не могли себе позволить Лейку, сопоставимую по цене с мощным профессиональным комплектом зеркальной аппаратуры.

(+++)

Bessa-R по своим "камерным" характеристикам по-прежнему напоминает Yashica FX-3: это ламельный затвор, диапазон выдержек от 1/2000 до 1 с, TTL-экспо-нометр со светодиодной индикацией правильной или неправильной экспозиции. Но вместо призмы в верхней части камеры - оптический видоискатель, сопряжён- ный с дальномером. В видоискателе появляются яркие рамки, обозначающие границы кадра при съёмке объективами с фокусным расстоянием 35, 50, 75 или 90 мм, переключающиеся вручную рычажком слева от горячего башмака.

Главная же черта этой камеры - это крепление объективов на традиционной старой леечной резьбе М39. Камера позволяет придать второе дыхание как леечным объективам прежних лет, так и множеству объективов других марок, в том числе Canon и Nikon. Среди возможных альтернатив -всевозможные Юпитеры, Орионы, Руссары и другие, выпускавшиеся в прежние годы в СССР для Зорких и ФЭДов (имеющих ту же самую присоединительную резьбу).

Через несколько страниц вы сможете познакомиться с этой Бессой в рубрике 'Субъективная оценка", поэтому здесь мы не будем углубляться в подробности. Отметим только затвор с двойными шторками - одни предна-

значены для собственно отработки выдержек, другие просто защищают плёнку от засветки. То есть необходимость надевать на объектив крышку сразу после экспонирования или ставить на него минимальную диафрагму теперь отсутствует. Важным является и высокое качество изготовления внешних и внутренних узлов камеры.

Voigtlander Bessa-T

Bessa-T- новейшее пополнение в семействе новых Фойхтлендеров. Эта камера - откровенное предложение второго, сравнительно недорогого корпуса для современных фотографов-леечников, поскольку для крепления оптики на ней предусмотрен байонет М.

(+++)

Корпус камеры - прочный и весьма высококачественный. При взгляде строго анфас она даже напоминает древнюю Лейку с её двумя маленькими круглыми глазками дальномера. Затем обращаешь внимание на отсутствие большого глаза видоискателя.

А видоискателя у камеры-то и нет. Есть только окуляр дальномера. Видоискателем же в любом случае придётся пользоваться дополнительным, внешним. Конечно, это не так удобно и совсем неоперативно, но. учитывая что и стоит она раза в четыре дешевле новой Лейки, соотношение цены и качества вполне может сгладить некоторые неизбежные неудобства. В конце концов, вторая камера нередко нужна как аварийный вариант, когда уже не до жиру...

Все же прочие фотографические характеристики у Бессы-Т на высоте. Камера оснащена TTL-экспонометром, индикаторы которого загораются в поле дальномера, тип замера - центровзвешенный. Диапазон выдержек -всё тот же. 1/2000 - 1 с, синхронизация со вспышками на 1/125 с. Выпускается специальный адаптер, позволяющий устанавливать на байонет М резьбовые (М39) объективы, причём привод поводка дальномера полностью сохраняется.

Стоит отметить, что и Bessa-R, и Bessa-T выпускаются в чёрном и светлом вариантах корпуса (в отличие от Лейки, цена от этого, похоже, не зависит).

Ещё пара интересных камер

В этой статье нельзя не упомянуть ещё одну Бессу - камеру Bessa-L. Она не является дальномерной. Фактически это - просто камера, в своём прямом значении слова - чёрная коробка с дыркой для крепления объектива, местом для плёнки и затвором (всё тем же затвором, отсекающим выдержки 1/2000 - 1 с, синхронизация со вспышкой на 1/125 с). Конечно, есть спусковая кнопка, курок взвода затвора и протяжки плёнки, рулетка обратной перемотки. Дань современности - наличие TTL-экспонометра (он не действует при использовании объективов, у которых задняя линза располагается слишком близко от шторок затвора). А вот дань простоте - отсутствие какого бы то ни было видоискателя вообще. Даже некуда оказалось поместить экспонометрические светодиоды.

(+++)

Камера имеет классическое резьбовое (М39) присоединение оптики и теоретически может использоваться с любым таким объективом. Однако необходимость наводить на резкость по шкале дистанций и пользоваться внешним видоискателем снижает практичность этой камеры для объективов с фокусным расстоянием от нормального (примерно 50 мм) и больше. Вспомним классическую советскую Смену (8М или любую другую того же типа): при закрытой диафрагме особых проблем не было, а вот при полном отверстии, да при предельно малых дистанциях съёмки {1-2 м) легко можно было промахнуться с наводкой...

А вот с широкоугольными и тем более сверхширокоугольными объективами с гигантским полем зрения и огромной глубиной резко изображаемого пространства (вроде косиновско-фойхтлендеровского объектива Super Wide-Heliar 15 мм f/4,5 Aspherical. который мы испытывали вместе с Бессой-R) - никаких проблем. Объектив диафрагмируется, ставится на гиперфокальное расстояние, и в распоряжении фотографа оказываются снимки с великолепной резкостью и особой перспективой. Но стоит ли такая камера $260 - решать потребителю.

И ещё одна камера стоит особняком в мире 35-мм фотоаппаратуры. Это Hasselblad ХРап. По формальным признакам она попадает в разряд дальномерок. Дальномер у неё есть, есть возможность менять объективы, которых пока выпускается три штуки: Hasselblad 30, 45 и 90 мм f/4.

(+++)

Возможно, вы обратили внимание на то, что объективы не цейссовские. Дело в том. что эту камеру Hasselblad разрабатывал совместно с компанией Fujifilm. и оптику к ней создали японские конструкторы (в Японии эта камера даже продаётся под маркой Fujifilm, а объективы, соответственно, Fujinon).

Однако мы вынесли эту камеру на периферию нашего повествования, поскольку она всё же является весьма специальной, даже специфической камерой. Она двухформатна: объективы, которые на ней используются, фактически являются среднеформатны-ми и рисуют изображение очень большого диаметра, достаточного, чтобы снимать не только обычные кадры 24x36 мм, но и панорамы 24x65 мм. Интересно, что переключение форматов возможно в любой момент: специальные шторки сужают кадровое окно, а механизм протяжки плёнки подтягивает её так, чтобы не нарушались межкадровые промежутки.

Фокальный ламельный затвор отсекает выдержки от 1/1000 до 8 с и В, синхронизация со вспышкой на 1/125 с. Замер экспозиции центровзвешенный. экспозиционная автоматика с приоритетом диафрагмы или ручной режим съёмки. Есть функции экспо коррекции, эксповилки. имеется информативный ЖК-дисплей. Корпус камеры изготавливается из титана и алюминия - в общем, это дорогая (корпус без объектива -больше $1700) и очень интересная камера, но рассчитанная не столько на среднего (но состоятельного) фотолюбителя, сколько на специалиста по панорамной съёмке.


Заключение

И так, на неисчерпаемом и быстро меняющемся фоне электронных зеркальных и компактных автоматов, в большинстве своём автофокусных, вновь вспыхнули современные по технологии, но антикварные по "физиологии", привычные и симпатичные дальномерные камеры со сменной оптикой. Надолго ли? Или это простая случайность, вызванная ностальгическими воспоминаниями старших поколений? И не умрёт ли этот рецидив, почти не успев по-настоящему развернуться, вместе со всей массовой плёночной малоформатной макулатурой уже в ближайшие годы, похороненный могучей лавиной цифровой техники?

Однако мы предполагаем, что на наш век плёнки хватит. Три года назад в ФМ № 6'98 мы назвали статью о дальномерных камерах "Проигравшие, но непобеждённые". Они по-прежнему непобеждённые и уже не производят впечатления проигравших. И это радует.

Жаль только, что отечественные производители никак не реагируют на мировые тенденции, продолжая идти "своим путём". А ведь тот же Зоркий-4К (тщательно отъюстированный, естественно) на фоне Фойхтлендеров вовсе не выглядит таким уж большим анахронизмом...

И напоследок напомним, что существует ещё не очень большая группа электронных дальномерок с несменной оптикой. Это, в частности. Konica Hexar, камеры Rollei серии OZ 35, Nikon 28T, Leica Minilux, Contax T3 и TVs III. Они сочетают удобство автофокусировки с возможностью ручной наводки на резкость. Однако по причине практически поголовной принадлежности к группе элитных камер они отличаются не только высокой надёжностью, но и немалой ценой.