Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  3. Буржуйская фототехника  »  Случайность или тенденция?
Случайность или тенденция?
 журнал Фотомагазин | Опубликовано  08/14/2007 | 3. Буржуйская фототехника |
Введение

В дни безудержного разгула компакт-камер и однообъективных зеркалок возврат к малоформатным системным дальномеркам может показаться совершенно невозможным. Только Лейка позволяла себе побаловать богатеньких и консервативных эстетов изысканным блюдом под соусом Мб, да харьковский, ныне закордонный ФЭД до конца прошлого века продолжал выпускать антикварно устаревшую модель без сменной оптики и с качеством, увы, весьма далёким от прецизионного. Мы избалованы всепроникающей фотоэлектроникой и почти безграничной автоматикой, освобождающей слабеющие головы от непосильных напряжений. "Навёл и нажал", а что получится-достаточно неплохо смотрится в цветастом семейном альбоме...

Однако, похоже, кое-кто в разных странах мира этой благодатью уже насытился. Как иначе воспринять очевидный возврат к старине, но, конечно, уже на новом техническом уровне?

Лейка, кажется, существовала всегда. Да и в самом деле, если взять камеры, снимающие на 35-мм киноплёнку, по большому счёту, так оно и есть. Дальномерная камера, в которой единственная дань моде (да и то уже не новой) - байонетное крепление объективов. Никакой автоматики, практически никакой электроники... Ну можно ли считать электроникой встроенный экспонометр, застенчиво рекомендующий экспозицию двумя красными светодиодными треугольничками в видоискателе?

(+++)

И вдруг появляется система Contax G - сначала на базе электронной автоматизированной системной камеры Contax G1 со сменной оптикой. На волне её успеха на свет появляется Contax G2 - ещё более совершенная электронная дальномерка. Затем из хорошей, тщательно продуманной, почти компактной камеры Konica Hexar была сделана тоже автоматизированная и уже совсем не компактная Konica Hexar RF - по цене почти что Лейка и с тремя столь же дорогими сменными объективами. Эта камера оказалась одной из изюминок Фотокины-2000, фирма её активно пропагандировала и расхваливала. Подержав её в руках, действительно чувствуешь, что камера стоящая. Фирма считает её конкуренткой дальномерной Лейке, снабжённой экспозиционной автоматикой с приоритетом диафрагмы, экс-попамятью, электронным затвором с вертикальным движением металлических шторок, с расширенным интервалом выдержек в автоматическом режиме (1/4000 - 16 с), синхронизацией при 1/125 с (у Лейки 1/50 с), моторной протяжкой плёнки, возможностью серийной съёмки до 2,5 к/с, совершенно совпадающим с Лейкой весом и таким же креплением объективов, что делает её как бы второй камерой для счастливых владельцев Леек.

Иными словами, это как бы современная Лейка с полезным набором электронных удобств. Вот только пока ещё выбор сменной оптики послабее и имидж поскромнее, но это дело наживное. На выставке был представлен и вариант представительского класса (особая отделка, стандартный объектив f/1,2), но по цене чуть ли не трёх Леек сразу. "Дорого - мило", поэтому всяк приём хорош, чтобы привлечь состоятельного пижона. В комплект входят также согласованная вспышка и несколько полезных мелочей вроде футляра и корректирующих зрение окулярных линз. От своей предшественницы (ФМ № 10 2000) RF унаследовала удивительную бесшумность работы - подчас даже сам фотограф не слышит, сработал ли у него затвор и перемоталась ли плёнка. В ближайшем будущем мы сможем более подробно поделиться с читателями нашими впечатлениями в рубрике "Субъективная оценка", а результаты лабораторных испытаний этой камеры вы можете изучить через несколько страниц.

Если Konica - камера хотя бы по цене элитная, то другой, немного раньше появившийся представитель этой группы явно рассчитан на покупателя массового. Вновь родившийся уже в Японии (после почти полувекового исчезновения) благодаря второразрядной компании Cosina Фойхтлендер представил сначала механическую камеру с TTL экспозамером, но вообще без дальномера (Bessa-L, чистая метражка а-ля Смена в наши-то дни!), а позднее - производные модели с оптическим дальномером (Bessa-R и Bessa-T). Ностальгия по чистой механике на приличном уровне качества, по-видимому, была столь велика, что к камерам последовала приличная серия объективов с резьбой 39 мм (как у старинных Леек или ФЭДа и Зоркого) и историческими именами Гелиар, Скопар, известными чуть не с начала уже прошлого века. Никакой автоматики, встроенный экспонометр, отличный набор выдержек (1 - 1/2000 с), курковый взвод затвора - не это ли составляет хрупкую мечту пресыщенного владельца хилой электронно напичканной зеркалки?

Вся система как бы подчёркивает, что для хорошего снимка нужны только собственная голова, отличная оптика и надёжная механическая коробка. Всё остальное - от лукавого, засоряющего всевозможными хитростями чистый творческий процесс создания художественных шедевров.

На самом деле, кроме названных лирических достоинств дальномерные камеры (причём неважно, является дальномер классически оптическим или модернистски электронным) не лишены и ряда вполне объективных преимуществ. Во-первых, они компактнее зеркалок. Во-вторых, в них нет прыгающего вверх-вниз зеркала, и. следовательно, они гораздо меньше вибрируют в процессе съёмки. Да и звук срабатывания затвора много тише, если он не сопровождается "зеркальными" звуками. В-третьих, изображение в видоискателе не затемняется на наиболее ответственный момент - момент экспозиции. В-четвёртых, временной лаг между нажатием на спусковую кнопку и срабатыванием затвора, как правило, много короче зеркального - ведь зеркало не нужно поднимать, освобождая дорогу свету... Но, пожалуй, главное достоинство дальномерных камер вытекает опять-таки из отсутствия зеркала

В 35-мм зеркальных камерах объектив "не имеет права" приблизиться к плёнке своей задней частью ближе, чем примерно на 45 мм. иначе зеркало будет лишено необходимого простора для передвижения. Дальномерные же камеры развязывают конструкторам оптики руки, позволяя придвигать заднюю линзу объектива чуть ли не вплотную к шторкам затвора (ради примера вспомните хотя бы широкоугольник Юпитер-12 35 мм f/2.8 в любом варианте - под ФЭД/Зоркий. то есть с лейковской резьбой, или под Киев, он же Контакс). И свободой этой конструкторы, прежде всего Лейки и Цейсса, пользуются сполна.