Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
 журнал СоветскоеФото | Опубликовано  08/9/2007 | 1.2. Темная комната |
Работа с негативом (продолжение)

При размещении полупрозрачной фактуры на листе фотобумаги, размер которого не превышает 30X40 см, еще можно мириться с неудобствами изготовления специальных фактур изображений. Но если фотопечать идет на бумаге больших форматов, то требуется специальная и довольно громоздкая контактная аппаратура. В этом случае более простой метод — наложение фотографической фактуры непосредственно на негатив. Выбранная фактура или ее участок копируются с желаемой степенью прозрачности, резкости и контрастности на лист фотопленки, примерно равный по формату площади негатива. Фактурная копия располагается над негативом или в непосредственном контакте с ним, В итоге основное изображение суммируется с изображением фактуры. Структурная копия имеет собственную зернистость фотослоя, которая также будет в той или иной степени фиксироваться на позитиве. Поэтому для фактурных тоновых изображений удобнее применять мелкозернистую пленку с плотностью почернения меньшей, чем у основного негатива.

Если фактурную копию приподнять над негативом, а объектив сфокусировать на оригинал, фактурное изображение станет нерезким, а его зернистость практически невидимой. Таким образом, для регулирования контраста позитивного изображения или для светотональ-ного выделения необходимых участков кадра можно применить резкое и нерезкое маскирование. Резкая маска изготавливается контактным способом с основного негатива. Контраст и плотность маски должны быть меньшими, чем у оригинала. После совмещения позитивной маски с негативом производится печать на фотобумагу. В этом способе есть возможность проработки деталей изображения, но необходима большая точность совмещения маски и негатива (фо-то 1, 2).

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Менее требовательным к совпадению изображений является нерезкое маскирование. На лист неэкспонированной фотопленки кладется чистое стекло толщиной 2—5 мм; иа него эмульсией вниз — оригинал, который прижимается еще одним прозрачным стеклом и освещается сверху рассеивающим светом фотоувеличителя. Подбирая экспозицию, толщину промежуточного стекла (оно может быть и молочным), коэффициент контрастности фотопленки и характер проявления, можно добиться желаемого контраста и оптической плотности позитивной нерезкой маски, которая даст при печати хорошие результаты (фото 3). Избирательное действие масок, направленное на выделение необходимых участков кадра, достигается химическим ослаблением или закрашиванием краской тех областей маски, через которые оригинальное изображение должно пройти неизменным или полностью перекрыться. Чтобы получить на листе фотобумаги обратную шкалу распределения света и тени, то есть негативное изображение, нужно сделать с негатива контактную или проекционную копию на фотопленке; затем следует обычная печать на фотобумаге. Контраст изображения определяется типом фотопленки и режимом ее обработки. Для того чтобы получить контрастное изображение с мягкого негатива, можно воспользоваться способом поэтапного наращивания контраста: сначала изготавливается дубль-позитив, а затем с него — дубль-негатив. В зависимости от конкретной задачи подбирается контрастность репродукционной пленки и режим проявления. При двойном переносе зернистость возрастает. Изображению можно придать усиленную фактурность, что для некоторых сюжетов выигрышно; подчеркивается фактура снега, песка, камня, коры деревьев. При этом процесс репродуцирования регулируется так, чтобы сохранить контраст оригинала. Удобно копировать проекционно, с использованием точечного источника света на высокочувствительные слои или фототехнические пленки с небольшим коэффициентом контрастности.

Более сложным, но и гибким является процесс с диффузным переносом

изображения. Исходный негатив контактно или проекционно репродуцируется на лист фотопленки, затем валиком быстро и равномерно на светочувствительный слой наносится проявитель, составленный по рецепту:

Амидол                        3 г.
Сульфит натрия кристаллич     20 г
Вода                          100 мл

Далее первый лист пленки прикатывается ко второму, предварительно равномерно засвеченному и обработанному в растворе:

Уксусная кислотаконц          1 мл
Вода                          400 мл

Избыток растворов между пленками отжимается и они выдерживаются в контакте 3—6 мин. Затем слои разделяются и фиксируются. В результате на первом листе получается позитивное, а на втором — негативное изображение. Контраст дубль-негатива зависит от экспозиции первого листа, концентрации проявителя, времени выдержки в контактном состоянии двух пленок. Процесс может быть повторен до получения необходимых результатов. Здесь и далее в аналогичных процессах применяются контрастные фотопленки ФТ-101, ФТ-41, «Микрат-200», позитивная МЗ-3. Для засветки используется электролампа мощностью 40—100 Вт, размещенная от фотопленок на расстоянии 1,0— 1,5 м. Можно применить и освещение фотоувеличителем.

Основное достоинство метода фильтрации деталей — возможность в широком диапазоне изменять параметры дубль-негативов по контрасту изображения, а также способность усиливать контуры деталей (зон различной плотности).

В упоминавшейся ранее книге В. Круга и Г.-Г. Вайды «Применение научной фотографии» предлагается два основных метода. Первый из них — фильтрация деталей (ФД-метод). Фотохимическая обработка ведется следующим образом: фотопленка типа ФТ-41 выдерживается около 1 мин в кювете с проявителем следующего состава:

Метол                         1,25 г
Сульфит натрия безв.          10 г
Гидрохинон                    2,5 г
Сода безводная                8,5 г
Бромистый калий               0,75 г
Вода                          до 1 л

По окончании пропитки проявителем пленку вынимают из кюветы, и после того как раствор стечет с листа, к нему с обеих сторон прикатывают тонкие прозрачные пленки. Законсервированный таким образом фотослой можно экспонировать контактно, если толщина прозрачных пленок около 0,03 мм, и репродукционно — при большей толщине. Время экспонирования — около 1 — 2 мин. Проявление изображения и его ход наблюдаются во время экспонирования. Затем фотоматериал освобождается от защитных пленок и фиксируется. С полученного позитивного изображения подобным же методом изготавливается дубль-негатив. При этом осуществляется дополнительная фильтрация деталей и уточняется контраст за счет подбора концентрации проявителя и соотношения экспозиции с временем проявления. Далее с дубль-негатива проводится фотопечать. Второй способ называется фильтрация деталей проявлением (ФДП-метод). Он более простой: изображение с оригинального негатива копируется на контрастный фотоматериал, который затем проявляется по рецепту, приведенному выше. Концентрация проявителя определяется необходимой степенью выравнивания контраста. Проявление длится от нескольких до 20—30 с. Затем фотопленка накатывается эмульсионным слоем на стеклянную пластинку, выдерживается около 2 — 5 мин и фиксируется (фото 4, 5).

Фото 4

Фото 5

Контраст и интенсивность фильтрации деталей регулируется также по времени экспонирования и проявления в кювете, выдержкой в прикатанном состоянии. Если оригинал чрезвычайно контрастный, можно применить в качестве дополнения равномерную засветку до или после экспонирования. Методы ФД и ФДП хорошо выявляют не только детали изображения, но и лабораторную пыль, поэтому необходимо обеспечить максимально возможную чистоту оборудования и растворов.