Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
 журнал СоветскоеФото | Опубликовано  08/9/2007 | 1.2. Темная комната |
Работа с негативом

Очевидно, что в фотографии получение негатива с желаемыми художественными и техническими свойствами — более чем половина дела. Но какие же мотивы побуждают фотохудожников и любителей проводить кропотливую доработку негатива? Да и всегда ли эти мотивы определяются художественными задачами? Часто основной причиной, вызывающей необходимость исправления негатива, является несоответствие между ценностью самого изображения и его техническим исполнением. Интереснейший сюжет может быть безвозвратно потерян из-за ошибок в съемке и проявлении, неудовлетворительных условий хранения или просчете при фотопечати. Определенная степень риска в фотопроцессе всегда существует. Чаще ошибки связаны с определением экспозиции, отклонениями от режимов обработки, реже — с нестабильностью свойств фотоматериала и другими трудно поддающимися анализу причинами — дефектами слоя, выходами за пределы светочувствительности, контрастности и т. п.

Небольшие по значению ошибки исправляются при печати, а существенные — вынуждают порой переходить от привычного полутонового изображения к какому-либо производному. При этом изначальная идея съемки может исказиться до неузнаваемости или, за счет приобретения новых визуальных особенностей, усилиться именно в преображенной форме. Это справедливо для такой разновидности современной фотографии, как фотографика, с присущим ей свойством выделения наиболее характерных линий и силуэтов, образующих композицию.

И все-таки лучше получить хороший негатив, а «испортить» его можно уже при печати.

Общий критерий при оценке технического качества — максимальное количество деталей при относительном удобстве их воспроизведения на позитиве. На практике выдержать стандартные условия съемки и обработки бывает трудно, поэтому полезно уметь прогнозировать величину предполагаемых ошибок, смещая их в ту сторону, где они легче компенсируются подбором фотоматериалов и оборудования при наименьших затратах времени.

Когда имеется возможность выбора контрастных фотобумаг, то удобнее в работе мягкий негатив. Если выбор ограничен мягкими и нормальными фотобумагами — негатив может быть немного контрастнее. Кроме этого, тональное решение позитива определяется натурой съемки и склонностью автора к доминированию темных или светлых тонов, резким или пластичным переходам. Все это неизбежно отразится на параметрах негатива. Переэкспонированный в 2 раза черно-белый фотослой дает увеличенную плотность изображения, которую можно компенсировать выдержкой при печати. Недоэкспонированный негатив лишает возможности проработать детали в тенях. Это — потеря информации, восполнимая только воображением автора. Так что пусть лучше негатив получится несколько плотнее и мягче нормального, чем прозрачнее и контрастнее. Но следует помнить, что выделение одних характеристик проходит, как правило, за счет ухудшения других. Пример этого — необоснованное форсирование светочувствительности фотопленок за счет удлинения времени проявления или использования энергичных, специальных проявителей. Расплачиваться за двойное или склонностью автора к доминированию темных или светлых тонов, резким или пластичным переходам. Все это неизбежно отразится на параметрах негатива. Переэкспонированный в 2 раза черно-белый фотослой дает увеличенную плотность изображения, которую можно компенсировать выдержкой при печати. Недоэкспонированный негатив лишает возможности проработать детали в тенях. Это — потеря информации, восполнимая только воображением автора. Так что пусть лучше негатив получится несколько плотнее и мягче нормального, чем прозрачнее и контрастнее. Но следует помнить, что выделение одних характеристик проходит, как правило, за счет ухудшения других. Пример этого — необоснованное форсирование светочувствительности фотопленок за счет удлинения времени проявления или использования энергичных, специальных проявителей. Расплачиваться за двойное или тройное увеличение числа светочувствительности приходится сильным контрастом негатива и ростом зернистости в полутонах и светах. Это значительно усложняет процесс фотопечати или вынуждает применять особые ослабители, что может, даже при небольших увеличениях оригинала, свести на нет достигнутое в светочувствительности преимущество. Обратимся к конкретным примерам.

Негативы часто имеют царапины на целлулоидной стороне, что при увеличении дает трудно заделываемые на позитиве следы. Если повреждения значительны или требуется тиражирование крупноформатных копий, то ретушь кистью из-за чрезвычайной трудоемкости неприемлема. В этом случае применяется иммерсия негатива — печать с покрытой глицерином фотопленки, зажатой между стеклянными прозрачными фотопластинками. Показатель преломления света в стекле, глицерине и подложке пленки приблизительно одинаков, поэтому микронеровности, заполненные жидкостью, невидимы в проходящем пучке света. Царапины на эмульсии, повредившие изображение, способ иммерсии, естественно, устранить не может.

Фото 1а

Для примера на основе пленки со стороны противоположной эмульсии были нанесены царапины (фото 1а), затем негатив был отпечатан методом иммерсии (фото 16).

Фото 1б

Слабые следы царапин в правой нижней части кадра остались видны из-за неполного проникновения глицерина на всю глубину канавок. Это устранимо, если до сборки пленку подольше выдержать в глицерине. Предварительно негатив надо промыть для удаления пыли и твердых частиц, обработать в растворе смачивателя и высушить. Стекла для зажима негатива должны быть без царапин и пузырьков, размером на 1—2 см больше формата пленки. Их надо промыть стиральным порошком, высушить в подвешенном состоянии. Чистые пластинки скрепляются липкой лентой по одной из длинных сторон. Поверхности стекол и фотопленки кистью и струей воздуха освобождаются от пылинок. Нижняя пластина покрывается слоем глицерина, на который укладывается фотопленка. На нее также наносится глицерин. Затем верхнюю пластину нужно прижать к нижней так, чтобы пузырьки воздуха вывести за пределы негатива. При этом избыток глицерина будет вытекать со свободных сторон. Не ослабляя усилия сжатия, струей теплой воды глицерин нужно смыть с внешних поверхностей стекол. После этого пластины скрепляются лейкопластырем. Их поверхности осушаются салфетками и протираются тампоном со спиртом. При хорошем навыке этот процесс может занимать 5—10 мин. Черно-белые фотопленки хранятся в этом состоянии несколько лет без признаков изменения оптической плотности или появления других дефектов.

Для фотопечати иммерсионная сборка вставляется в негативодержатель так, чтобы исключить давление сверху. Иначе пластинки разойдутся, и воздух между ними создаст узорчатую картину.

Дополнительные царапины, ворсинки, а также кольца Ньютона могут создать на позитиве сами прижимные стекла негативодержателя, поэтому применять их нужно только в исключительных случаях. Пленки лучше раскладывать в специальные рамки из тонкого картона (фото 2).

Фото 2

Размер кадрового окна немного меньше формата негатива. Рамки состоят из двух одинаковых частей, скрепленных липкой лентой, с удлиненной нижней частью, чтобы можно было точно определить местоположение негатива при проекции на экран. Верхняя часть имеет небольшие пазы, через которые иглой можно корректировать положение пленки. После закладки в рамку обе стороны фотопленки очищают от пыли. Особенно эффективен мини-пылесос с резиновой трубочкой, на свободном конце которой закрепляется кисть в металлической обойме. Частички пыли сдвигаются волосом кисти и всасываются с воздухом.

Путем дополнительной обработки изображение слабоконтрастного и прозрачного негатива может быть усилено. В основе усиления — принцип замены нейтрально-серого изображения на окрашенное. В зависимости от применяемой рецептуры можно получить негатив в желтых, коричневых, красных или сине-голубых тонах. Окрашенный фотослой зрительно может выглядеть прозрачным, но его усиливающее воздействие на позитив достаточно высоко. Существуют типы усилителей, которые вместе с изменением цвета активно наращивают общую плотность изображения. К ним относится хинон-тиосульфатный усилитель, который можно приобрести в фотомагазинах.

Если изображение негатива окрашивается в синий цвет, то фотопечать следует вести с желтым фильтром. В результативности этого способа можно убедиться, если синий и желтый светофильтры сложить вместе — их суммарная оптическая плотность резко возрастает. На этом принципе строится так называемое хромо-генное усиление. Рецептура и подробное описание его есть в книге В. Круга, Г.-Г. Вайде «Применение научной фотографии» —М.: Мир, 1975.

Плотные, но нормальные по контрасту негативы обрабатываются поверхностными ослабителями, сохраняющими контраст изображения (ослабитель Фармера). Для особо контрастных и передержанных слоев применяют пропорциональные или суперпропорциональные ослабители. Один из них — медный ослабитель.

Раствор ослабителя прост в изготовлении и долговечен.

Вода                          600 мл
Медный купорос                100 г
Хлористый натрий              100 г
Серная кислота 10%-ная        250 мл
Вода                          до 1000 мл

Промытый негатив помещается на несколько минут в раствор ослабителя до осветления почернения фотослоя. Затем следует промывка (3—10 мин) до исчезновения синеватой окраски. На этом процесс обработки может быть закончен. Если при фотопечати выяснится, что контраст изображения недостаточен, негатив допрояв-ляется в любом мелкозернистом проявителе, разбавленном вдвое. Обработка проводится на свету и после получения удовлетворительного результата негатив надо отфиксиро-вать, промыть и высушить. Это метод голокопии. Он настолько доступен, что его можно рекомендовать для большинства случаев оперативного уменьшения контраста негатива. Другое его достоинство — возможность возвращения плотности слоя в исходное состояние. Это значительно уменьшает вероятность утраты изображения из-за ошибок обработки в каких-либо других типах ослабителей. Метод голокопии позволяет также уменьшить зернистость фотослоя, но не настолько, чтобы применять его с этой целью. На фото За, 36 показана способность ослабителя к градационному выравниванию, которое выявляет дополнительные детали изображения в плотных местах негатива, малодоступных для воспроизведения без специальной обработки.

Фото 3а

Фото 3б

Методы химического ослабления и усиления плотности негатива нельзя рассматривать как единственно возможные для исправления погрешностей съемки и проявления. Современные способы позволяют на любом этапе получения позитива в той или иной степени регулировать плотность и контраст изображения. Не следует прибегать к дополнительной обработке негатива, не испробовав других, хотя и более сложных, но гарантирующих сохранность фотослоя способов. Во всяком случае непреложным правилом должно стать: сначала освоение приема на нескольких пробах, затем работа с оригиналом.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№2 из 2, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Позитивный процесс – цели и средства. Часть 1.
  2. Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2