Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
 журнал СоветскоеФото | Опубликовано  08/9/2007 | 1.2. Темная комната |
Основные способы управления изображением при печати (продолжение)

Часть 1.

Для изготовления оттенителей может служить любой, лучше всего светонепроницаемый, небольшой по толщине, сохраняющий форму материал: черная бумага, тонкий картон, текстолит, проявленная на свету фототехническая пленка и т.п. Оттенители размешаются на таком расстоянии от поверхности фотобумаги, которое обеспечивает желаемую нерезкость контура. Кроме того, ширина зоны нерезкости зависит от значения диафрагмы объектива, рассеянного или направленного светового потока, неподвижного или слегка передвигаемого оттенителя. Иногда края оттенителя делаются в форме зубьев разной ширины и глубины.

Часто оттенители изготавливаются для конкретного силуэта. Чем ближе к листу фотобумаги расположен оттенитель, тем точнее следует выполнить его контур. Оттенитель удобно крепить к специальным шарнирным держателям. Время нахождения оттенителя в световом потоке определяется опытным путем. Несложные контуры могут образовать кисти рук, всегда готовые к работе.

Удовлетворительные результаты дает применение специальных маскирующих контуров или нерезких изображений, которые частично или полностью перекрывают проецируемый кадр. Такой метод хорош для градационного выравнивания и в оптическом способе фотомонтажа.

Фото 6

Первый прием — контурно-механический (фото 6). Под объективом параллельно поверхности стола устанавливается и закрепляется прозрачный лист стекла. На него кладется черная бумага и слегка прикрепляется клеем, липкой лентой. Изображение негатива по нужному контуру обрисовывается карандашом на черной бумаге, затем разделяется ножницами или скальпелем так, чтобы не повредить края маски. После этого одна часть маски снова укладывается на стекло, ее положение уточняется по проекции на экране и следует экспонирование на фотобумагу. Затем вторая часть маски стыкуется с первой, фиксируется на стекле, первая снимается и отрабатывается следующая экспозиция. Расстояние от плоскости стекла до поверхности фотобумаги подбирается опытным путем. Если контур на черной бумаге сильно размыт и обрисовка его затруднена, то надо, сфокусировав изображение объективом, обвести его, а затем перед экспонированием снова вернуть резкость на экран. Второй способ отличается тем, что роль маски выполняет фотографическое изображение дубль-позитива. Как и в первом способе применяется стекло. На него кладется лист фототехнической пленки нужной степени контрастности. Изображение негатива фокусируется на экране увеличителя. Дается экспозиция на фотопленку, которая обрабатывается и после сушки снова укладывается на прежнее место, предварительно зафиксированное упорами, штифтами или метками. Фотомаска должна быть хорошо совместима с проекцией кадра. Выбор позитивного или негативного изображения, плотность почернения, контраст, величина нерезкости маски задается и подбирается в ходе работы. Если применять стеклянную фотопластинку, то совмещение изображений будет точнее. Возможно химическое ослабление участков маски или закрашивание ретушер-ской краской.

Регулировать световой поток можно нейтральными серыми фильтрами с переменной плотностью почернения. Для изготовления фильтра пригодна стеклянная фотопластинка любого типа размером 6X9 см и более. Удобно, когда имеется несколько фильтров с различными коэффициентами приращения плотности. Если пластинку разместить под углом 45° к поверхности стола увеличителя, про-экспонировать и обработать, то верхняя ее часть, которая была ближе к объективу, будет оптически плотнее нижней. Изменяя угол наклона пластинки, расстояние до объектива, подбирая контрастность эмульсии и время проявления, добиваются необходимых значений приращения плотности почернения фильтра. Переменную шкалу плотностей можно получить также, если равноускоренно двигать фотопластинку относительно проекции световой щели или равномерно перекрывать непрозрачным экраном свет лампы. Изменения плотности могут быть не только линейными, но и представлять собой «размытые» проекции геометрических фигур или их частей. Совмещение различных фильтров обеспечивает большое количество вариантов затенения. Готовый к работе фильтр или комплект фильтров устанавливается под объективом в специальном держателе, обеспечивающем их перемещение в горизонтальной и вертикальной плоскостях для выбора нужного участка. Оперативность в работе, повторяемость результатов и разнообразив форм выгодно отличают фильтры с переменной плотностью почернения от других типов оттенителей, особенно в случаях, когда невозможно осуществлять визуальный контроль процесса.

Часть 2.

Продолжая разговор о печати фотографий, остановимся на некоторых основных приемах смягчения изображения и методах его дополнения искусственными структурами. Еще одним способом смягчения контраста изображения является известный прием диффузного маскирования. Маской служит сетка, которая помещается под объективом. Степень «размывания» изображения определяется размером ячеек сетки, диафрагмой объектива, масштабом увеличения. Простую маску можно приготовить из рамки, намотав на нее проволоку диаметром 0,05 — 0,1 мм с равномерным или переменным шагом. Сетки можно складывать, подбирая густоту линий в нужном районе проекции изображения.

Представляют интерес способы избирательного смягчения изображения кадра. Для этого между объективом и листом фотобумаги устанавливается прозрачное стекло. Места изображения, подлежащие смягчению, определяются в плоскости стекла и покрываются вазелином. Толщина слоя уточняется опытным путем. В качестве светорассеиваю-щей среды можно применять полупрозрачные целлофановые маски («СФ», 1978, № 4).

Фото 1

Если при экспонировании полупрозрачный структурный материал приложить к эмульсии фотобумаги вплотную, то это даст проекцию фактуры на изображение. Этим принципом пользуются, когда необходимо имитировать фотографию под живопись, рису нок карандашом, литографию. Технологию приготовления структурных изображений можно разделить на несколько приемов. Первый прием (фото 1). На прозрачное стекло с размерами отпечатка наносится слой вазелина, на котором можно сделать оттиски фактуры тканей, других шероховатых поверхностей, или кистью, тампоном нанести группы штрихов (мазков), соответствующим образом ориентированных по направлениям.

Фото 2

Второй прием (фото 2). Структурный полупрозрачный материал служит непосредственной фактурой, через которую проходит проекция изображения. Это — марлевые и металлические сетки, рифленое стекло, полиэтиленовые и другие пленки. Экспонирование кадра производится в один этап. Случаи, когда экспонирование дается поочередно: сначала для негатива, а затем для фактуры, технологически ближе к фотомонтажному процессу и о нем будет рассказано отдельно.

Фото 3

Третий прием (фото 3). Фактура готовится фотографическим способом. Это значит, что с любой поверхности материалов или с графически выполненных растровых изображений изготавливают репродукцию на фототехнической пленке, затем контактно печатают на фотобумаге, как и в предыдущих приемах. Из-за большого расхода фотопленки наложение фактуры удобнее перенести в плоскость проецируемого негатива. Как это сделать — будет рассмотрено в разделе «Работа с негативом».

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№2 из 2, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Позитивный процесс – цели и средства. Часть 1.
  2. Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2