Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
 журнал СоветскоеФото | Опубликовано  08/9/2007 | 1.2. Темная комната |
Основные способы управления изображением при печати

Исходные светотехнические характеристики фотоувеличителя в первую очередь влияют на контраст проецируемого изображения, а следовательно, и на контраст отпечатка.

Известно, что контраст изображения при фотопечати рассеянным светом уменьшается, направленным — увеличивается. В первом случае используется диффузно-рассеивающий тип фотоувеличителя или конденсорный с матовым стеклом, во втором—только конденсорный без матового стекла и с точечным источником света (компактным телом накала лампы).

Применяя вместо диффузного увеличителя конденсорный тип или точечный источник света, можно изменять контраст позитивного изображения на величину порядка 1,5 ступени общепринятой градации фотобумаг.

Качество объектива увеличителя также влияет на контраст, который повышается при использовании жесткорисующих объективов. Подбор объективов увеличителя позволяет регулировать контрастность в интервале 0,5 ступени градации фотобумаг. Объективы с худшими параметрами контрастности целесообразно использовать при печати на фотобумагу в монохроматическом свете, размещая цветной фильтр, в зависимости от его оптического качества, под объективом или в специальном держателе между источником света и негативом. Некоторым образом повлиять на контраст при печати может и цвет фильтра. Трансформирование изображения негатива применяется, когда необходимо в небольших пределах исправить ракурсные искажения оригинала (фото 1 и 2).

Фото 1

Фото 2

Наклонив головку увеличителя и соответственно разворачивая плоскость держателя объектива, добиваются резкости по всему полю проекции кадра на экране. Неравномерность освещенности компенсируется регулировкой положения источника света или оттенением. Чтобы обеспечить максимальную резкость, объектив сильно диафрагмируют. Иные творческие цели могут поставить и обратную задачу: трансформировать изображение, намеренно исказив перпендикулярность образующих кадра (фото 3).

Фото 3

Перемещением головки увеличителя в процессе экспозиции в вертикальном направлении получают эффект движения «на нас» (фото 4). При этом прежде всего необходимо определить границы кадра на экране стола и сфокусировать изображение; зафиксировать с помощью струбцины положение головки увеличителя так, чтобы она могла двигаться только вверх; переместить головку в верхнее положение до необходимой высоты, которая определяется конкретным сюжетом; ограничить возможность передвижения вверх. Затем, после этой подготовки, возвратить увеличитель в нижнее положение, на экран уложить лист фотобумаги и начать отсчет экспозиции с одновременным и плавным подъемом головки вверх. Экспонирование заканчивается в крайнем верхнем положении. Выразительность эффекта зависит от выбранного сочетания направления и скорости перемещения, величины экспозиции.

Фото 4

Возможны следующие варианты:
— в нижнем положении головка неподвижна, фотобумага экспонируется определенное время, затем головку поднимают, не прерывая экспонирования;
— экспонирование листа производится в обратном порядке;
— экспонирование дается дискретно: в нижнем, нескольких промежуточных и в верхнем положениях;
— фокусирование изображения может отслеживать перемещение головки;
— головка неподвижна — перемещается объектив.
Если конструкция фотоувеличителя не позволяет перемещать головку строго по вертикальной оси, то можно сконструировать подъемный столик с закрепленным на нем листом фотобумаги.

Фото 5

Эффект движения «вокруг» (фото 5) достигается вращением листа фотобумаги вокруг оси при неподвижной головке увеличителя. Осью вращения листа может быть игла, которой лист фотобумаги прикалывается к столу. Чтобы избежать образования отверстия в листе фотобумаги, можно использовать игольчатый центр с плоской верхней поверхностью, к которой липким материалом прикрепляется подложка фотобумаги. Перемещением головки с одновременным вращением листа образуется суммарный эффект. Пропорциональное соотношение эффектов движения «на нас» и «вокруг» диктуется конкретным содержанием работы.

Размещение между объективом увеличителя и листом фотобумаги структурных материалов различной степени прозрачности может придать позитиву необходимые соотношения по плотности в светах и тенях. По техническим возможностям этот вид преобразования изображения — один из основных. Для выравнивания контраста изображения или светового акцентирования его деталей применяются оттенители различных профилей: круг, отверстие, дуга, зигзаг и т. п. С их помощью можно перекрыть необходимую часть кадра на определенное время от воздействия общей экспозиции.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№2 из 2, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Позитивный процесс – цели и средства. Часть 1.
  2. Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2