Клуб Дальномер - http://rangefinder.ru
Позитивный процесс – цели и средства. Часть 2
http://rangefinder.ru/articles/61/1/Pozitivnyj_process_%96_celi_i_sredstva._Chast_2
журнал СоветскоеФото
 
 журнал СоветскоеФото
Опубликовано 08/9/2007
 

© Советское Фото, 198426

© Сергей Костромин

В предыдущих материалах серии речь шла о лабораторном оборудовании. В данной статье описывается технология некоторых приемов печати. Оценивая возможности того или иного приема, условимся, что все остальные процессы обработки проводятся согласно инструкциям.


Основные способы управления изображением при печати

Исходные светотехнические характеристики фотоувеличителя в первую очередь влияют на контраст проецируемого изображения, а следовательно, и на контраст отпечатка.

Известно, что контраст изображения при фотопечати рассеянным светом уменьшается, направленным — увеличивается. В первом случае используется диффузно-рассеивающий тип фотоувеличителя или конденсорный с матовым стеклом, во втором—только конденсорный без матового стекла и с точечным источником света (компактным телом накала лампы).

Применяя вместо диффузного увеличителя конденсорный тип или точечный источник света, можно изменять контраст позитивного изображения на величину порядка 1,5 ступени общепринятой градации фотобумаг.

Качество объектива увеличителя также влияет на контраст, который повышается при использовании жесткорисующих объективов. Подбор объективов увеличителя позволяет регулировать контрастность в интервале 0,5 ступени градации фотобумаг. Объективы с худшими параметрами контрастности целесообразно использовать при печати на фотобумагу в монохроматическом свете, размещая цветной фильтр, в зависимости от его оптического качества, под объективом или в специальном держателе между источником света и негативом. Некоторым образом повлиять на контраст при печати может и цвет фильтра. Трансформирование изображения негатива применяется, когда необходимо в небольших пределах исправить ракурсные искажения оригинала (фото 1 и 2).

Фото 1

Фото 2

Наклонив головку увеличителя и соответственно разворачивая плоскость держателя объектива, добиваются резкости по всему полю проекции кадра на экране. Неравномерность освещенности компенсируется регулировкой положения источника света или оттенением. Чтобы обеспечить максимальную резкость, объектив сильно диафрагмируют. Иные творческие цели могут поставить и обратную задачу: трансформировать изображение, намеренно исказив перпендикулярность образующих кадра (фото 3).

Фото 3

Перемещением головки увеличителя в процессе экспозиции в вертикальном направлении получают эффект движения «на нас» (фото 4). При этом прежде всего необходимо определить границы кадра на экране стола и сфокусировать изображение; зафиксировать с помощью струбцины положение головки увеличителя так, чтобы она могла двигаться только вверх; переместить головку в верхнее положение до необходимой высоты, которая определяется конкретным сюжетом; ограничить возможность передвижения вверх. Затем, после этой подготовки, возвратить увеличитель в нижнее положение, на экран уложить лист фотобумаги и начать отсчет экспозиции с одновременным и плавным подъемом головки вверх. Экспонирование заканчивается в крайнем верхнем положении. Выразительность эффекта зависит от выбранного сочетания направления и скорости перемещения, величины экспозиции.

Фото 4

Возможны следующие варианты:
— в нижнем положении головка неподвижна, фотобумага экспонируется определенное время, затем головку поднимают, не прерывая экспонирования;
— экспонирование листа производится в обратном порядке;
— экспонирование дается дискретно: в нижнем, нескольких промежуточных и в верхнем положениях;
— фокусирование изображения может отслеживать перемещение головки;
— головка неподвижна — перемещается объектив.
Если конструкция фотоувеличителя не позволяет перемещать головку строго по вертикальной оси, то можно сконструировать подъемный столик с закрепленным на нем листом фотобумаги.

Фото 5

Эффект движения «вокруг» (фото 5) достигается вращением листа фотобумаги вокруг оси при неподвижной головке увеличителя. Осью вращения листа может быть игла, которой лист фотобумаги прикалывается к столу. Чтобы избежать образования отверстия в листе фотобумаги, можно использовать игольчатый центр с плоской верхней поверхностью, к которой липким материалом прикрепляется подложка фотобумаги. Перемещением головки с одновременным вращением листа образуется суммарный эффект. Пропорциональное соотношение эффектов движения «на нас» и «вокруг» диктуется конкретным содержанием работы.

Размещение между объективом увеличителя и листом фотобумаги структурных материалов различной степени прозрачности может придать позитиву необходимые соотношения по плотности в светах и тенях. По техническим возможностям этот вид преобразования изображения — один из основных. Для выравнивания контраста изображения или светового акцентирования его деталей применяются оттенители различных профилей: круг, отверстие, дуга, зигзаг и т. п. С их помощью можно перекрыть необходимую часть кадра на определенное время от воздействия общей экспозиции.


Основные способы управления изображением при печати (продолжение)

Часть 1.

Для изготовления оттенителей может служить любой, лучше всего светонепроницаемый, небольшой по толщине, сохраняющий форму материал: черная бумага, тонкий картон, текстолит, проявленная на свету фототехническая пленка и т.п. Оттенители размешаются на таком расстоянии от поверхности фотобумаги, которое обеспечивает желаемую нерезкость контура. Кроме того, ширина зоны нерезкости зависит от значения диафрагмы объектива, рассеянного или направленного светового потока, неподвижного или слегка передвигаемого оттенителя. Иногда края оттенителя делаются в форме зубьев разной ширины и глубины.

Часто оттенители изготавливаются для конкретного силуэта. Чем ближе к листу фотобумаги расположен оттенитель, тем точнее следует выполнить его контур. Оттенитель удобно крепить к специальным шарнирным держателям. Время нахождения оттенителя в световом потоке определяется опытным путем. Несложные контуры могут образовать кисти рук, всегда готовые к работе.

Удовлетворительные результаты дает применение специальных маскирующих контуров или нерезких изображений, которые частично или полностью перекрывают проецируемый кадр. Такой метод хорош для градационного выравнивания и в оптическом способе фотомонтажа.

Фото 6

Первый прием — контурно-механический (фото 6). Под объективом параллельно поверхности стола устанавливается и закрепляется прозрачный лист стекла. На него кладется черная бумага и слегка прикрепляется клеем, липкой лентой. Изображение негатива по нужному контуру обрисовывается карандашом на черной бумаге, затем разделяется ножницами или скальпелем так, чтобы не повредить края маски. После этого одна часть маски снова укладывается на стекло, ее положение уточняется по проекции на экране и следует экспонирование на фотобумагу. Затем вторая часть маски стыкуется с первой, фиксируется на стекле, первая снимается и отрабатывается следующая экспозиция. Расстояние от плоскости стекла до поверхности фотобумаги подбирается опытным путем. Если контур на черной бумаге сильно размыт и обрисовка его затруднена, то надо, сфокусировав изображение объективом, обвести его, а затем перед экспонированием снова вернуть резкость на экран. Второй способ отличается тем, что роль маски выполняет фотографическое изображение дубль-позитива. Как и в первом способе применяется стекло. На него кладется лист фототехнической пленки нужной степени контрастности. Изображение негатива фокусируется на экране увеличителя. Дается экспозиция на фотопленку, которая обрабатывается и после сушки снова укладывается на прежнее место, предварительно зафиксированное упорами, штифтами или метками. Фотомаска должна быть хорошо совместима с проекцией кадра. Выбор позитивного или негативного изображения, плотность почернения, контраст, величина нерезкости маски задается и подбирается в ходе работы. Если применять стеклянную фотопластинку, то совмещение изображений будет точнее. Возможно химическое ослабление участков маски или закрашивание ретушер-ской краской.

Регулировать световой поток можно нейтральными серыми фильтрами с переменной плотностью почернения. Для изготовления фильтра пригодна стеклянная фотопластинка любого типа размером 6X9 см и более. Удобно, когда имеется несколько фильтров с различными коэффициентами приращения плотности. Если пластинку разместить под углом 45° к поверхности стола увеличителя, про-экспонировать и обработать, то верхняя ее часть, которая была ближе к объективу, будет оптически плотнее нижней. Изменяя угол наклона пластинки, расстояние до объектива, подбирая контрастность эмульсии и время проявления, добиваются необходимых значений приращения плотности почернения фильтра. Переменную шкалу плотностей можно получить также, если равноускоренно двигать фотопластинку относительно проекции световой щели или равномерно перекрывать непрозрачным экраном свет лампы. Изменения плотности могут быть не только линейными, но и представлять собой «размытые» проекции геометрических фигур или их частей. Совмещение различных фильтров обеспечивает большое количество вариантов затенения. Готовый к работе фильтр или комплект фильтров устанавливается под объективом в специальном держателе, обеспечивающем их перемещение в горизонтальной и вертикальной плоскостях для выбора нужного участка. Оперативность в работе, повторяемость результатов и разнообразив форм выгодно отличают фильтры с переменной плотностью почернения от других типов оттенителей, особенно в случаях, когда невозможно осуществлять визуальный контроль процесса.

Часть 2.

Продолжая разговор о печати фотографий, остановимся на некоторых основных приемах смягчения изображения и методах его дополнения искусственными структурами. Еще одним способом смягчения контраста изображения является известный прием диффузного маскирования. Маской служит сетка, которая помещается под объективом. Степень «размывания» изображения определяется размером ячеек сетки, диафрагмой объектива, масштабом увеличения. Простую маску можно приготовить из рамки, намотав на нее проволоку диаметром 0,05 — 0,1 мм с равномерным или переменным шагом. Сетки можно складывать, подбирая густоту линий в нужном районе проекции изображения.

Представляют интерес способы избирательного смягчения изображения кадра. Для этого между объективом и листом фотобумаги устанавливается прозрачное стекло. Места изображения, подлежащие смягчению, определяются в плоскости стекла и покрываются вазелином. Толщина слоя уточняется опытным путем. В качестве светорассеиваю-щей среды можно применять полупрозрачные целлофановые маски («СФ», 1978, № 4).

Фото 1

Если при экспонировании полупрозрачный структурный материал приложить к эмульсии фотобумаги вплотную, то это даст проекцию фактуры на изображение. Этим принципом пользуются, когда необходимо имитировать фотографию под живопись, рису нок карандашом, литографию. Технологию приготовления структурных изображений можно разделить на несколько приемов. Первый прием (фото 1). На прозрачное стекло с размерами отпечатка наносится слой вазелина, на котором можно сделать оттиски фактуры тканей, других шероховатых поверхностей, или кистью, тампоном нанести группы штрихов (мазков), соответствующим образом ориентированных по направлениям.

Фото 2

Второй прием (фото 2). Структурный полупрозрачный материал служит непосредственной фактурой, через которую проходит проекция изображения. Это — марлевые и металлические сетки, рифленое стекло, полиэтиленовые и другие пленки. Экспонирование кадра производится в один этап. Случаи, когда экспонирование дается поочередно: сначала для негатива, а затем для фактуры, технологически ближе к фотомонтажному процессу и о нем будет рассказано отдельно.

Фото 3

Третий прием (фото 3). Фактура готовится фотографическим способом. Это значит, что с любой поверхности материалов или с графически выполненных растровых изображений изготавливают репродукцию на фототехнической пленке, затем контактно печатают на фотобумаге, как и в предыдущих приемах. Из-за большого расхода фотопленки наложение фактуры удобнее перенести в плоскость проецируемого негатива. Как это сделать — будет рассмотрено в разделе «Работа с негативом».


Хранение негативов

Иногда бывает трудно оценить информационное и эстетическое значение кадра непосредственно после съемки. Через несколько лет могут появиться другие критерии отбора материала, случается, что спустя годы вдруг понимаешь — в твоих руках уникальный кадр. И тогда часто приходится сетовать на небрежное хранение негатива. Никогда не скручивайте пленки в рулончик. Это деформирует подложку и эмульсию, приводит к большому числу царапин на них. Царапины сильно увеличивают объем работы над ретушью позитива. Следует сразу наладить правильное хранение и учет оригиналов, ограничив контакт с негативами до необходимого минимума. Система хранения может быть различной, но есть основное требование к организации фототеки — просмотр, учет и отбор материала ведется только по контрольным или контактным отпечаткам. Негативы извлекаются из архива только тогда, когда возникает необходимость их печати. Сразу после сушки малоформатная пленка разделяется по 3—5 кадров, а сред-неформатная — по 1—2. Негативы вкладываются в полиэтиленовые пакетики. Затем через полиэтиленовую пленку с негативов изготавливаются контактные отпечатки. Далее, по желанию фотографа, можно применить один из способов организации архива. Самый простой из них — вложить негатив в почтовый конверт, а на него наклеить контрольку. Кадр аннотируется в необходимом объеме. Конверты помещаются в ящики. Другой способ — расклеивание контролен на листах бумаги, лучше мелованной, размером около 20X30 см. На таком листе хорошо укладываются: 36 кадров 24X36 мм, 12 — 6X6 см и 8 — 6X9 см. Предварительно или позднее листы могут брошюроваться в блоки по 100 или 50 листов, если наклеивать с двух сторон. Каждому листу присваивается порядковый номер, а кадру — номер контрольного отпечатка. Пер вому блоку удобно присвоить число 1, второму — 2 и т. д.; первой странице каждого блока — 0, последней — 99. Тогда полный шифр будет определяться одной или двумя цифрами номера блока, затем двумя цифрами номера страницы и, через знак дроби, еще одной-двумя цифрами номера кадра. Например, шифр № 199/36 указывает: блок 1, страница 99, кадр 36. Если автору известно число пленок, которые обрабатываются им за год, то, с учетом уже имеющихся негативов, легко определить минимальное число блоков, необходимых для организации подобной фототеки. Негативы размещаются в конверты согласно номерам страниц и объединяются в один ящик, на котором проставляется номер блока. Теперь исключена путаница при учете фотографий, отправляемых на фотовыставки и конкурсы, отпадает необходимость строго следить за названиями работ, появляется оперативность в отборе нужных кадров.

Еще одна важная сторона дела касается принципа расклеивания контрольных отпечатков. Это может быть хронологический, географический, жанровый, форматный или любой другой принцип, который обеспечивает простоту работы с фототекой. В любительской практике жанровый признак может оказаться самым удобным: портрет, пейзаж, спорт, жанр, семья, заготовки, цвет и т. д. В конце блока резервируется несколько свободных от контролек листов. На них указывается место, время и условия съемки. Здесь можно фиксировать публикацию кадров, участие в выставках, дипломы, медали, делать различные примечания.

Конечно, подобное ведение архивного хозяйства—труд немалый, но может наступить время, когда у вас накопятся десятки тысяч негативов и эту проблему все равно придется решать тем или иным способом. Так лучше с самого начала не откладывать это дело и заняться систематизацией материала.


Работа с негативом

Очевидно, что в фотографии получение негатива с желаемыми художественными и техническими свойствами — более чем половина дела. Но какие же мотивы побуждают фотохудожников и любителей проводить кропотливую доработку негатива? Да и всегда ли эти мотивы определяются художественными задачами? Часто основной причиной, вызывающей необходимость исправления негатива, является несоответствие между ценностью самого изображения и его техническим исполнением. Интереснейший сюжет может быть безвозвратно потерян из-за ошибок в съемке и проявлении, неудовлетворительных условий хранения или просчете при фотопечати. Определенная степень риска в фотопроцессе всегда существует. Чаще ошибки связаны с определением экспозиции, отклонениями от режимов обработки, реже — с нестабильностью свойств фотоматериала и другими трудно поддающимися анализу причинами — дефектами слоя, выходами за пределы светочувствительности, контрастности и т. п.

Небольшие по значению ошибки исправляются при печати, а существенные — вынуждают порой переходить от привычного полутонового изображения к какому-либо производному. При этом изначальная идея съемки может исказиться до неузнаваемости или, за счет приобретения новых визуальных особенностей, усилиться именно в преображенной форме. Это справедливо для такой разновидности современной фотографии, как фотографика, с присущим ей свойством выделения наиболее характерных линий и силуэтов, образующих композицию.

И все-таки лучше получить хороший негатив, а «испортить» его можно уже при печати.

Общий критерий при оценке технического качества — максимальное количество деталей при относительном удобстве их воспроизведения на позитиве. На практике выдержать стандартные условия съемки и обработки бывает трудно, поэтому полезно уметь прогнозировать величину предполагаемых ошибок, смещая их в ту сторону, где они легче компенсируются подбором фотоматериалов и оборудования при наименьших затратах времени.

Когда имеется возможность выбора контрастных фотобумаг, то удобнее в работе мягкий негатив. Если выбор ограничен мягкими и нормальными фотобумагами — негатив может быть немного контрастнее. Кроме этого, тональное решение позитива определяется натурой съемки и склонностью автора к доминированию темных или светлых тонов, резким или пластичным переходам. Все это неизбежно отразится на параметрах негатива. Переэкспонированный в 2 раза черно-белый фотослой дает увеличенную плотность изображения, которую можно компенсировать выдержкой при печати. Недоэкспонированный негатив лишает возможности проработать детали в тенях. Это — потеря информации, восполнимая только воображением автора. Так что пусть лучше негатив получится несколько плотнее и мягче нормального, чем прозрачнее и контрастнее. Но следует помнить, что выделение одних характеристик проходит, как правило, за счет ухудшения других. Пример этого — необоснованное форсирование светочувствительности фотопленок за счет удлинения времени проявления или использования энергичных, специальных проявителей. Расплачиваться за двойное или склонностью автора к доминированию темных или светлых тонов, резким или пластичным переходам. Все это неизбежно отразится на параметрах негатива. Переэкспонированный в 2 раза черно-белый фотослой дает увеличенную плотность изображения, которую можно компенсировать выдержкой при печати. Недоэкспонированный негатив лишает возможности проработать детали в тенях. Это — потеря информации, восполнимая только воображением автора. Так что пусть лучше негатив получится несколько плотнее и мягче нормального, чем прозрачнее и контрастнее. Но следует помнить, что выделение одних характеристик проходит, как правило, за счет ухудшения других. Пример этого — необоснованное форсирование светочувствительности фотопленок за счет удлинения времени проявления или использования энергичных, специальных проявителей. Расплачиваться за двойное или тройное увеличение числа светочувствительности приходится сильным контрастом негатива и ростом зернистости в полутонах и светах. Это значительно усложняет процесс фотопечати или вынуждает применять особые ослабители, что может, даже при небольших увеличениях оригинала, свести на нет достигнутое в светочувствительности преимущество. Обратимся к конкретным примерам.

Негативы часто имеют царапины на целлулоидной стороне, что при увеличении дает трудно заделываемые на позитиве следы. Если повреждения значительны или требуется тиражирование крупноформатных копий, то ретушь кистью из-за чрезвычайной трудоемкости неприемлема. В этом случае применяется иммерсия негатива — печать с покрытой глицерином фотопленки, зажатой между стеклянными прозрачными фотопластинками. Показатель преломления света в стекле, глицерине и подложке пленки приблизительно одинаков, поэтому микронеровности, заполненные жидкостью, невидимы в проходящем пучке света. Царапины на эмульсии, повредившие изображение, способ иммерсии, естественно, устранить не может.

Фото 1а

Для примера на основе пленки со стороны противоположной эмульсии были нанесены царапины (фото 1а), затем негатив был отпечатан методом иммерсии (фото 16).

Фото 1б

Слабые следы царапин в правой нижней части кадра остались видны из-за неполного проникновения глицерина на всю глубину канавок. Это устранимо, если до сборки пленку подольше выдержать в глицерине. Предварительно негатив надо промыть для удаления пыли и твердых частиц, обработать в растворе смачивателя и высушить. Стекла для зажима негатива должны быть без царапин и пузырьков, размером на 1—2 см больше формата пленки. Их надо промыть стиральным порошком, высушить в подвешенном состоянии. Чистые пластинки скрепляются липкой лентой по одной из длинных сторон. Поверхности стекол и фотопленки кистью и струей воздуха освобождаются от пылинок. Нижняя пластина покрывается слоем глицерина, на который укладывается фотопленка. На нее также наносится глицерин. Затем верхнюю пластину нужно прижать к нижней так, чтобы пузырьки воздуха вывести за пределы негатива. При этом избыток глицерина будет вытекать со свободных сторон. Не ослабляя усилия сжатия, струей теплой воды глицерин нужно смыть с внешних поверхностей стекол. После этого пластины скрепляются лейкопластырем. Их поверхности осушаются салфетками и протираются тампоном со спиртом. При хорошем навыке этот процесс может занимать 5—10 мин. Черно-белые фотопленки хранятся в этом состоянии несколько лет без признаков изменения оптической плотности или появления других дефектов.

Для фотопечати иммерсионная сборка вставляется в негативодержатель так, чтобы исключить давление сверху. Иначе пластинки разойдутся, и воздух между ними создаст узорчатую картину.

Дополнительные царапины, ворсинки, а также кольца Ньютона могут создать на позитиве сами прижимные стекла негативодержателя, поэтому применять их нужно только в исключительных случаях. Пленки лучше раскладывать в специальные рамки из тонкого картона (фото 2).

Фото 2

Размер кадрового окна немного меньше формата негатива. Рамки состоят из двух одинаковых частей, скрепленных липкой лентой, с удлиненной нижней частью, чтобы можно было точно определить местоположение негатива при проекции на экран. Верхняя часть имеет небольшие пазы, через которые иглой можно корректировать положение пленки. После закладки в рамку обе стороны фотопленки очищают от пыли. Особенно эффективен мини-пылесос с резиновой трубочкой, на свободном конце которой закрепляется кисть в металлической обойме. Частички пыли сдвигаются волосом кисти и всасываются с воздухом.

Путем дополнительной обработки изображение слабоконтрастного и прозрачного негатива может быть усилено. В основе усиления — принцип замены нейтрально-серого изображения на окрашенное. В зависимости от применяемой рецептуры можно получить негатив в желтых, коричневых, красных или сине-голубых тонах. Окрашенный фотослой зрительно может выглядеть прозрачным, но его усиливающее воздействие на позитив достаточно высоко. Существуют типы усилителей, которые вместе с изменением цвета активно наращивают общую плотность изображения. К ним относится хинон-тиосульфатный усилитель, который можно приобрести в фотомагазинах.

Если изображение негатива окрашивается в синий цвет, то фотопечать следует вести с желтым фильтром. В результативности этого способа можно убедиться, если синий и желтый светофильтры сложить вместе — их суммарная оптическая плотность резко возрастает. На этом принципе строится так называемое хромо-генное усиление. Рецептура и подробное описание его есть в книге В. Круга, Г.-Г. Вайде «Применение научной фотографии» —М.: Мир, 1975.

Плотные, но нормальные по контрасту негативы обрабатываются поверхностными ослабителями, сохраняющими контраст изображения (ослабитель Фармера). Для особо контрастных и передержанных слоев применяют пропорциональные или суперпропорциональные ослабители. Один из них — медный ослабитель.

Раствор ослабителя прост в изготовлении и долговечен.

Вода                          600 мл
Медный купорос                100 г
Хлористый натрий              100 г
Серная кислота 10%-ная        250 мл
Вода                          до 1000 мл

Промытый негатив помещается на несколько минут в раствор ослабителя до осветления почернения фотослоя. Затем следует промывка (3—10 мин) до исчезновения синеватой окраски. На этом процесс обработки может быть закончен. Если при фотопечати выяснится, что контраст изображения недостаточен, негатив допрояв-ляется в любом мелкозернистом проявителе, разбавленном вдвое. Обработка проводится на свету и после получения удовлетворительного результата негатив надо отфиксиро-вать, промыть и высушить. Это метод голокопии. Он настолько доступен, что его можно рекомендовать для большинства случаев оперативного уменьшения контраста негатива. Другое его достоинство — возможность возвращения плотности слоя в исходное состояние. Это значительно уменьшает вероятность утраты изображения из-за ошибок обработки в каких-либо других типах ослабителей. Метод голокопии позволяет также уменьшить зернистость фотослоя, но не настолько, чтобы применять его с этой целью. На фото За, 36 показана способность ослабителя к градационному выравниванию, которое выявляет дополнительные детали изображения в плотных местах негатива, малодоступных для воспроизведения без специальной обработки.

Фото 3а

Фото 3б

Методы химического ослабления и усиления плотности негатива нельзя рассматривать как единственно возможные для исправления погрешностей съемки и проявления. Современные способы позволяют на любом этапе получения позитива в той или иной степени регулировать плотность и контраст изображения. Не следует прибегать к дополнительной обработке негатива, не испробовав других, хотя и более сложных, но гарантирующих сохранность фотослоя способов. Во всяком случае непреложным правилом должно стать: сначала освоение приема на нескольких пробах, затем работа с оригиналом.


Работа с негативом (продолжение)

При размещении полупрозрачной фактуры на листе фотобумаги, размер которого не превышает 30X40 см, еще можно мириться с неудобствами изготовления специальных фактур изображений. Но если фотопечать идет на бумаге больших форматов, то требуется специальная и довольно громоздкая контактная аппаратура. В этом случае более простой метод — наложение фотографической фактуры непосредственно на негатив. Выбранная фактура или ее участок копируются с желаемой степенью прозрачности, резкости и контрастности на лист фотопленки, примерно равный по формату площади негатива. Фактурная копия располагается над негативом или в непосредственном контакте с ним, В итоге основное изображение суммируется с изображением фактуры. Структурная копия имеет собственную зернистость фотослоя, которая также будет в той или иной степени фиксироваться на позитиве. Поэтому для фактурных тоновых изображений удобнее применять мелкозернистую пленку с плотностью почернения меньшей, чем у основного негатива.

Если фактурную копию приподнять над негативом, а объектив сфокусировать на оригинал, фактурное изображение станет нерезким, а его зернистость практически невидимой. Таким образом, для регулирования контраста позитивного изображения или для светотональ-ного выделения необходимых участков кадра можно применить резкое и нерезкое маскирование. Резкая маска изготавливается контактным способом с основного негатива. Контраст и плотность маски должны быть меньшими, чем у оригинала. После совмещения позитивной маски с негативом производится печать на фотобумагу. В этом способе есть возможность проработки деталей изображения, но необходима большая точность совмещения маски и негатива (фо-то 1, 2).

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Менее требовательным к совпадению изображений является нерезкое маскирование. На лист неэкспонированной фотопленки кладется чистое стекло толщиной 2—5 мм; иа него эмульсией вниз — оригинал, который прижимается еще одним прозрачным стеклом и освещается сверху рассеивающим светом фотоувеличителя. Подбирая экспозицию, толщину промежуточного стекла (оно может быть и молочным), коэффициент контрастности фотопленки и характер проявления, можно добиться желаемого контраста и оптической плотности позитивной нерезкой маски, которая даст при печати хорошие результаты (фото 3). Избирательное действие масок, направленное на выделение необходимых участков кадра, достигается химическим ослаблением или закрашиванием краской тех областей маски, через которые оригинальное изображение должно пройти неизменным или полностью перекрыться. Чтобы получить на листе фотобумаги обратную шкалу распределения света и тени, то есть негативное изображение, нужно сделать с негатива контактную или проекционную копию на фотопленке; затем следует обычная печать на фотобумаге. Контраст изображения определяется типом фотопленки и режимом ее обработки. Для того чтобы получить контрастное изображение с мягкого негатива, можно воспользоваться способом поэтапного наращивания контраста: сначала изготавливается дубль-позитив, а затем с него — дубль-негатив. В зависимости от конкретной задачи подбирается контрастность репродукционной пленки и режим проявления. При двойном переносе зернистость возрастает. Изображению можно придать усиленную фактурность, что для некоторых сюжетов выигрышно; подчеркивается фактура снега, песка, камня, коры деревьев. При этом процесс репродуцирования регулируется так, чтобы сохранить контраст оригинала. Удобно копировать проекционно, с использованием точечного источника света на высокочувствительные слои или фототехнические пленки с небольшим коэффициентом контрастности.

Более сложным, но и гибким является процесс с диффузным переносом

изображения. Исходный негатив контактно или проекционно репродуцируется на лист фотопленки, затем валиком быстро и равномерно на светочувствительный слой наносится проявитель, составленный по рецепту:

Амидол                        3 г.
Сульфит натрия кристаллич     20 г
Вода                          100 мл

Далее первый лист пленки прикатывается ко второму, предварительно равномерно засвеченному и обработанному в растворе:

Уксусная кислотаконц          1 мл
Вода                          400 мл

Избыток растворов между пленками отжимается и они выдерживаются в контакте 3—6 мин. Затем слои разделяются и фиксируются. В результате на первом листе получается позитивное, а на втором — негативное изображение. Контраст дубль-негатива зависит от экспозиции первого листа, концентрации проявителя, времени выдержки в контактном состоянии двух пленок. Процесс может быть повторен до получения необходимых результатов. Здесь и далее в аналогичных процессах применяются контрастные фотопленки ФТ-101, ФТ-41, «Микрат-200», позитивная МЗ-3. Для засветки используется электролампа мощностью 40—100 Вт, размещенная от фотопленок на расстоянии 1,0— 1,5 м. Можно применить и освещение фотоувеличителем.

Основное достоинство метода фильтрации деталей — возможность в широком диапазоне изменять параметры дубль-негативов по контрасту изображения, а также способность усиливать контуры деталей (зон различной плотности).

В упоминавшейся ранее книге В. Круга и Г.-Г. Вайды «Применение научной фотографии» предлагается два основных метода. Первый из них — фильтрация деталей (ФД-метод). Фотохимическая обработка ведется следующим образом: фотопленка типа ФТ-41 выдерживается около 1 мин в кювете с проявителем следующего состава:

Метол                         1,25 г
Сульфит натрия безв.          10 г
Гидрохинон                    2,5 г
Сода безводная                8,5 г
Бромистый калий               0,75 г
Вода                          до 1 л

По окончании пропитки проявителем пленку вынимают из кюветы, и после того как раствор стечет с листа, к нему с обеих сторон прикатывают тонкие прозрачные пленки. Законсервированный таким образом фотослой можно экспонировать контактно, если толщина прозрачных пленок около 0,03 мм, и репродукционно — при большей толщине. Время экспонирования — около 1 — 2 мин. Проявление изображения и его ход наблюдаются во время экспонирования. Затем фотоматериал освобождается от защитных пленок и фиксируется. С полученного позитивного изображения подобным же методом изготавливается дубль-негатив. При этом осуществляется дополнительная фильтрация деталей и уточняется контраст за счет подбора концентрации проявителя и соотношения экспозиции с временем проявления. Далее с дубль-негатива проводится фотопечать. Второй способ называется фильтрация деталей проявлением (ФДП-метод). Он более простой: изображение с оригинального негатива копируется на контрастный фотоматериал, который затем проявляется по рецепту, приведенному выше. Концентрация проявителя определяется необходимой степенью выравнивания контраста. Проявление длится от нескольких до 20—30 с. Затем фотопленка накатывается эмульсионным слоем на стеклянную пластинку, выдерживается около 2 — 5 мин и фиксируется (фото 4, 5).

Фото 4

Фото 5

Контраст и интенсивность фильтрации деталей регулируется также по времени экспонирования и проявления в кювете, выдержкой в прикатанном состоянии. Если оригинал чрезвычайно контрастный, можно применить в качестве дополнения равномерную засветку до или после экспонирования. Методы ФД и ФДП хорошо выявляют не только детали изображения, но и лабораторную пыль, поэтому необходимо обеспечить максимально возможную чистоту оборудования и растворов.