В данном обзоре четырех эволюций объективов Leica 50/2 я ограничил себя наиболее важными характеристиками, описывающими качество изображения. Поколения Summar/Summitar/Summicron заметно различаются по качеству и рисунку, индивидуальности. Многие аналитики качеств оптики Leica приходят к мнению, что эти особенности сознательно внесены конструкторами как «тонкая настройка» объектива под требования фоторафов, снимающих камерами Leica, а также к стилю и жанрам фотосъемки камерами Leica. Тут приходят на ум широко распространенные дискуссии вроде «наивысшее качество в центре ценой слабого по полю» и «баланс качества в центре и по полю»… Данный обзор показывает: такие компромиссы вовсе не являются намеренным выбором инженера-оптика. Конструкторы всегда стремятся максимально улучшить качество по всему полю в любом случае. Недоступность подходящих марок стекла и недостаточный контроль аберраций высшего порядка – вот «виновники» «недостатков» изображения (читай – характерного рисунка объектива) объективов старших поколений. Однако любой из представленных объективов демонстрирует максимально высокий уровень, достижимый расчетными ресурсами своего времени и, что не менее важно, допусками сборки и оптической обработки. MTF диаграммы четко показывают шаги этой эволюции. В центральной области качесво изображения высоко у всех поколений, прогресс же наблюдается в улучшении качества по полю изображения и в отображении наиболее мелких деталей. Что является прямым результатом прогресса в контроле оптических аберраций и совершенствования технологий производства. Также MTF диаграммы и мои описания показывают, что наиважнейшее значение для качества изображения оказывает характеристика передачи частоты 20 пар линий на мм.
В завершение, можно отметить, что эволюция оптики в период 1930-1960гг была весьма «Дарвинистической»: слабейшие виды были «сметены» неотвратимым стремлением к совершенству. Сейчас, в 1990е инженеры Leica опираются на этот богатый опыт и более того: добавляют свои секретные и весьма специфические ингредиенты… Но это уже совсем другая история…