Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  3. Буржуйская фототехника  »  Эволюция объективов Leica 50/2
Эволюция объективов Leica 50/2
 Erwin Puts | Опубликовано  08/2/2007 | 3. Буржуйская фототехника |
Оптические показатели объективов

Прогресс оптики в период 1930-60 гг. развивался в двух взаимосвязанных направлениях: улучшение стекла и лучший контроль над аберрациями, особенно по краям поля изображения. Как я упоминал в своей статье в Viewfinder 31/4, высокое качество изображения в центре поля было легко достигаемо для квалифицированного оптика. Параксиальная (или Гауссова) оптика базируется на «простых» расчетах и в ней несложно скорректировать некоторые из основных аберраций в центре поля. Протестированный мною Summar (No. 385292) показал низкий контраст на полном отверстии на ряду с серьезным светорассеянием и заметным астигматизмом. Краевой контраст и мелкие детали весьма расплывчаты. В центре разрешение довольно высокое, достигающее 100 лин/мм. Это значение практически такое же, как у современного Summicron, и это является лишним подтверждением того, что значения разрешающей способности не столь уж важны как качественные критерии. Контуры крупных объектов и мелкие детали передаются Summar-ом мягко, с размытыми краями. Очень мелкие детали, хотя различимы, сильно смягчены, с раздвоением линий. Черные линии объектов на изображении передаются серыми, т.е. значительная часть светового пучка не концентрируется в точку, а рассеивается. С удалением от центра к краю, даже не очень мелкие детали теряют контраст и передаются размыто. На f/4.5 мелкие детали «проявляются» и в центре поля качество изображения становится очень хорошим; по полю наблюдается некоторое улучшение микроконтраста и краевой резкости. На f/9 достигается оптимальное качество со средним уровнем контраста по всему полю и четкой передачей мелких деталей практически по всему полю изображения. Однако края очень мелких деталей остаются нечеткими. На дистанции 1 метр качество изображения неудовлетворительное при полной апертуре, требуется диафрагмирование хотя бы до f/4.5 для достижения приемлемого уровня качества.

Summitar (No. 784694) на полном отверстии работает лучше: слегка увеличен краевой контраст и значительно уменьшен астигматизм по краю поля. Засветка также снижена в центре поля, но все еще значительна по краю. Тонкие детали передаются смягченными, а очень мелкие едва различимы. Диафрагмирование до f/2.8 и f/4 значительно улучшает контраст и в центральной части изображения (диаметром около 16 мм) края мелких деталей начинают передаваться более четко. На f/8 достигается оптимальный уровень качества, когда мелкие детали передаются с хорошим уровнем четкости по большей части поля. Углы однако просто плохи. На f/11 контраст падает и изображение заметно смягчается. На ближней дистанции фокусировки (около 1 метра) при открытой диафрагме качество изображения низкое и для получения «увеличибельного» негатива требуется диафрагмирование до f/5.6. Стоит отметить, что отсутствие просветления у Summar и ранних Summitar-ов приводит к общему пониженному контрасту, а особенно понижает микроконтраст (MTF более высоких частот), сильнее страдающий от светорассеяния.

Collapsible Summicron (No. 1377201) – первый объектив, «оснащенный» новыми марками стекла, знаменитым редкоземельным LaK9 в трех из девяти элементов. На открытой диафрагме объектив дает средний контраст, но все еще со значительным светорассеянием. Астигматизм снижен до значительно более низкого уровня на краях поля. Качество изображения в центре чуть ниже, но изображение по полю улучшено и теперь даже очень мелкие детали четко различимы, не смотря на краевую мягкость. В углах изображение тоже улучшилось и теперь может быть задействовано. На f/2.8 качество в центре сравнивается с Summitar на f/2. Summicron же на f/2.8 устанавливает новую планку стандарта качества изображения по полю с четким отображением мелких деталей и лишь незначительным виньетированием. При f/4 очень мелкие детали различимы с размытыми краями. Контраст в центре чуть падает из-за сферической аберрации. Оптимум достигается на f/8. Качество на ближней дистанции фокусировки и полной апертуре хорошее со средним уровнем контраста, мелкие детали вполне различимы. При f/4 достигается очень хороший уровень качества для ближних дистанций.

Rigid Summicron (No. 1956284) на полном отверстии дает изображение со средним контрастом и хорошей четкостью. Светорассеяние все еще немного заметно, зато астигматизм уменьшен до очень низких значений и микроконтраст улучшен. По краю полямелкие детали передаются смягченными. Диафрагмирование до f/2.8 проявляет мелкие детали, края которых обретают резкие очертания. Изображение в углах «вполне пригодное», хотя детали несколько размыты. При f/5.6 объектив достигает оптимального качества изображения, при котором экстремально мелкие детали переданы с хорошим микроконтрастом и чуть размытыми очертаниями. Качество на близких дистанциях при полной апертуре лучше чем у предшественника, однако для важной съемки требуется диафрагмирование до f/2.8, а для более точной работы – f/4.

Сравнение Summar с нескладным Summicron (rigid Summicron) – на полной апертуре – показывает прогресс, достигнутый Leitz в качестве оптики. Summicron, к примеру, демонстрирует уровень контраста от среднего к высокому, с очень мелкими деталями, различимыми в большей части поля изображения. Для сравнения: Summar-у недостает четкости, «прозрачности» изображения из-за остаточных аберраций, снижающих контраст и «покрывающих» мелкие детали «налетом серости». Summar воспроизводит мелкие детали в центре со смягченными очертаниями и средним микроконтрастом. По полю изображения очертания деталей несколько размываются, а микроконтраст падает. Мелкие детали различимы, но им не хватает кристальности, как в более поздних схемах. В целом низкий микроконтраст и отсутствие очень мелких деталей (находящихся за границей различимости) создает приятную сглаженность рисунка, которую многие наблюдатели обозначили как "Leica glow".

Современная версия Summicron на полной апертуре дает высококонтрастное изображение с четко прорисованными чрезвычайно мелкими деталями почти по всему полю. Изображение на ближних дистанциях и с открытой диафрагмой также имеет высокий контраст, хотя очертания очень мелких деталей несколько смягчаются. Диафрагмирование «возвращает на место» различимость экстремально мелких деталей на изображении. В целом текущая версия Summicron дает отличную четкость и кристальное отображение чрезвычайно мелких деталей, по всему полю, до самых краев при f/4.