Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  3. Буржуйская фототехника  »  Эволюция объективов Leica 50/2
Эволюция объективов Leica 50/2
 Erwin Puts | Опубликовано  08/2/2007 | 3. Буржуйская фототехника |
Введение

Разработка 50мм светосильного объектива с апертурой f2 была важной и нужной вехой в становлении имиджа Leica как первоклассного инструмента для работы в стиле «решающего момента» имени легендарного комрада Henri Cartier-Bresson. Еще в 1933 году Leica предлагала Summar 50/2 в качестве «штатного» объектива. Оптически этот объектив был несколько необычен. В отсутствие просветления весьма сложно полностью задействовать преимущества, свойственные схеме Гаусса (double Gauss). Эта схема – Биотар (Biotar) или Гаусс (double Gauss) – является прямым потомком двух-менисковых анастигматов (double-meniscus anastigmat), прародителем которых был Hypergon. Изначально объективы по схеме Гаусса были строго симметричными, что ограничивало использование этой конструкции в светосильной оптике. Однако, как только эти объективы развились в асимметричные вариации, раскрылся громадный потенциал этой конструкции.

Лидерство схемы Sonnar было недолгим и основывалось на меньшем количестве воздушных прослоек, что способствовало уменьшению внутреннего светорассеяния. Sonnar, по сути – это триплет Кука (Cooke triplet), фронтальный элемент которого разделен на две части для снижения зональной сферической аберрации, что позволяет увеличить светосилу объектива. Второй элемент из этой пары может быть выполнен достаточно толстым для исправления кривизны поля, устраняя необходимость применения дополнительного центрального элемента. Sonnar же фактически есть комбинация фронтальной части Biotar-а и задней части Tessar-а.

Базовая 6-линзовая схема Гаусса может быть слегка улучшена разделением фронтального или заднего элемента на две части. Разделением заднего элемента получен Summilux, а разделением фронтального элемента получена первая версия Summicron – знаменитый семилинзовый Summicron. Разделение фронтального элемента помогает свести вторичный спектр; остаточная хроматическая аберрация может быть исправлена только путем разработки APO объектива. Важный момент: в ранних рекламных материалах Leitz особо подчеркивал хорошую цветовую коррекцию Summicron и теперь мы знаем почему.

 

От переводчика. Дело в том, что «обычные» не-APO объективы (ахроматы) конструируются на сведение только двух спектров – первичного и вторичного, три видимых спектра условно сводятся лишь в апохроматах (APO). Существуют также суперахроматы (Superachromat) – термин, введенный Zeiss-ом для своих объективов, сводящих лучи спектров от ближнего инфракрасного до ультрафиолета.

Рисунок 1 Эволюция Leitz-вских 50mm f/2. (слева-направо) Summar (1933-40); Summitar (1939-55); складной (collapsible) Summicron (1953-60); нескладной (rigid) Summicron (1958-68). Обратите внимание на разницу в высоте этих объективов, особенно двух Summicron-ов. (фото Roy Moss)