Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Нестандартные способы позитивной фотопечати. Озобромный процесс
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Озобромный процесс
 А.А. Рябов | Опубликовано  07/15/2007 | 1.2. Темная комната |
Часть 1

Принципиальное отличие озобромного процесса от пигментного процесса состоит в том, что задубливание желатинового слоя пигментной бумаги в нем осуществляется не посредством света, подействовавшего через негатив (фотохимическое дубление), как в пигментном процессе, а путем задубливания слоя восстанавливаемым, под действием озобромного раствора серебром, содержащимся в позитивном бромосеребрянном снимке (химическое дубление). Иными словами, степень задубливания пигментного слоя в контакте с бромистым отпечатком находится в пропорциональной зависимости от плотности имеющегося на нем изображения. Образно говоря в описанном процессе "бромосеребрянный отпечаток, обработанный озораствором, выполняет на себя роль негатива и подействовавшего через него света, как в пигментном процессе. Все остальное в технике проявления конечного изображения мало отличается от пигментного процесса".

В обобщенном виде техника озобромного процесса заключается в следующем.

Пропитанный в озобромном растворе слой пигментной (угольной) бумаги, вводят в контакт с размоченным в воде бромистым отпечатком на 15-20 минут и более. После контакта, который ведется под небольшим грузом, листы разъединяют, помещают в воду определенной температуры и далее работают с пигментной бумагой по технике пигментного процесса с переносом либо без переноса.

Бромистый же позитивный отпечаток, несколько отбеленный, после контакта, тщательно промывают от озобромного раствора- до исчезновения желтой окраски, при необходимости на свету допроявляют в обычном позитивном проявителе и закрепляют в фиксаже. Такой бромистый отпечаток может быть использован в озобромном процессе многократно.

Либо задубленное пигментное изображение, после контакта, оставляют на самом бромосеребрянном отпечатке "отдавая его вжертву", как на переносной бумаге и ведут на нем окончательное проявление.

В статье "Озобром и его применение", опубликованной в журнале "Вестник фотографии" за 1912 год озобромный процесс описывался более подробно.

Взять слегка перепроявленный бромосеребрянный позитив, тщательно отмытый от фиксажа, вымочить его в течение 10-20 минут в воде с температурой 30oС, удалить избыток воды и положить тыльной стороной на стекло.

Пигментную бумагу опустить в озобромный раствор комнатной температуры (20oС) на 2 минуты.

Вода                    600 мл
Двухромовокислый калий  5 гр
Красная кровяная соль   5 гр
Калий бромистый         5 гр
Хромовые квасцы         1 гр

Квасцы простые          1,6 гр
Лимонная кислота        0,6 гр
* раствор всегда готовится свежим.

По распрямлению листа пигментной бумаги быстро ополоснуть его в чистой холодной воде, убрать излишки воды и наложить пигментным слоем на влажный бромосеребряный оригинал, аккуратно прижать и с умеренной силой прикатать резиновым валиком.

Листы накрыть стеклом и выдержать в контакте от 30 минут до 1,5 часов под легким грузом между двумя листами влажной фильтровальной бумаги. Придерживаясь при этом следующего правила: чем больше глубоких теней в отпечатке, тем дольше листы должны быть контакте. Чем меньше в контакте находились листы, тем контрастнее получится отпечаток, а более продолжительное время контакта даст более мягкий отпечаток.

Когда хотят сохранить бромистый отпечаток, то сложенные вместе бромистую и пигментную бумагу погружают не в теплую, а в холодную воду, спустя 5 минут разъединяют и тут же под водой изображение, оставшееся на пигментной бумаге, вводят в контакт с бумагой для простого переноса. Достают из воды листы, переносную и пигментную бумаги кладут на стекло, прикатывают валиком и держат под листом стекла с грузом 30-60 минут, после чего приступают к проявлению водой перенесенного отпечатка, работая, как в пигментном процессе в ванной с водой температурой до 40oС, перенося изображение с его проявлением на переносной бумаге (временной подложке).

Если желают оставить пигментный отпечаток на бромосеребрянном, то оба листа, после контакта, погружают в воду с температурой до 30-40oС и проявляют, как при обычном пигментном способе. Когда между листами начнут выделяться струйки пигментированной желатины, листы осторожно разъединяют. Постоянным покачиванием ванночки с листом бромосеребоянной бумаги с него вымывается незадубленный пигмент и на нем остается лишь нерастворимое пигментное изображение, под которым лежит первоначальное побелевшее серебряное изображение.

Снимок квасцуется в течение 1-2 минут в 5% растворе калиевых квасцов, тщательно отмывается в холодной воде от следов озобромного раствора (до полного исчезновения желтой окраски), погружается в фиксаж и, после основательной промывки в холодной воде, высушивается на воздухе.

При необходимости окончательного удаления бромосеребрянного изображения применяется ослабитель Фермера, который избирательно кистью наносится в необходимых местах.

Определенный интерес могут представить снимки, в которых под красочным изображением выступают следы бромосеребрянного отпечатка.

Это может быть использовано для получения изображений в двух тонах.

При работе в озобромном процессе возможно путем переноса получение позитивных копий в два тона и более, а также комбинационных многоцветных (цветных) отпечатков при окончательном переносе на подложку пигментных изображений, изготовленных на пигментных бумагах разных цветов. Упоминается, что для усиления деталей бромистый отпечаток в отдельных местах обрабатывался кистью с озораствором, процесс с пигментной бумагой повторялся и таким образом достигался желаемый результат.

Для придания неповторимого рисунка фотобумагу с красочным изображением помещали в 2% раствор сернистого натрия, тогда на снимке будут присутствовать и черное (красочное) и коричневое изображение. При этом, работая кистью по отдельным частям снимка ослабителем Фермера, можно достичь двухтональных и много тональных изображений.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№4 из 4, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
  2. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Полезные сведения
  3. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
  4. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Озобромный процесс