Клуб Дальномер - http://rangefinder.ru
Позитивный процесс – цели и средства. Часть 1.
http://rangefinder.ru/articles/53/1/Pozitivnyj_process_%96_celi_i_sredstva._Chast_1.
журнал СоветскоеФото
 
 журнал СоветскоеФото
Опубликовано 06/28/2007
 

© Советское Фото, 1983 № 9…11

© Сергей Костромин

Назначение серии статей, которые начинает публиковать журнал,— обзор и обобщение опыта по использованию специальных приемов позитивного процесса. Это даст возможность фотолюбителям, особенно начинающим, лучше ориентироваться в различных способах трансформации позитивного изображения и поможет некоторые из них применять в творческой практике.


Введение

В позитивном процессе назначение всех этапов работы состоит в «избирательном выделении» из оригинального негатива той визуальной информации, которая представляется автору наиболее важной. Специальные приемы позволяют «отфильтровать» составляющие фотографической фактуры, преобразовать ее, сгруппировать различные участки изображений, усилить определенные акценты.

Совокупность многократно используемых технических средств — одна из составляющих, которые формируют авторский стиль, придают своеобразие «почерку» фотографа. Например, жесткая графика фотомонтажей характерна для В.Бутырина; использование метода ФДП — для ранних работ В.Филонова,* стилизованные, скупые в деталях тени и света портретные композиции — для Л.Тугалева; черные, графически выделенные силуэты объектов с тоновым вторым планом — для В.Костина; многоконтурные кадры — для В.Лазарева; цветные изогелии — для Ю.Шпагина, А.Лыкова, Я.Гайлитиса…

Но бывает и так, что правомерность использования того или иного специального способа творчески не обоснована автором. Иногда прием подавляет содержание, вызывая отрицательное отношение специалистов и зрителей. Желание слепо следовать фотографической моде нередко заводит автора в творческий тупик. Фотолюбитель, концентрируя внимание на реализации приема, зачастую не может сохранить свежесть восприятия и вызвать интерес к своему замыслу.

Конечно, на первом этапе, когда автор только начинает овладевать специальными приемами, преобладающим будет стремление к самообучению, приобретению технических навыков, Но желание стать мастером, обрести свободу обращения с материалом не должно отодвинуть на второй план творческую сторону дела.

Пройдет время, и начинающий фотолюбитель вырастет в квалифицированного автора со своим стилем и своей темой. Освоив многое из длинного списка приемов и способов позитивного процесса, он может потом в новом свете уяснить старую истину: окружающий нас мир природы и человеческих отношений неизмеримо богаче любой фантазии. Тогда стремление приблизиться к простому жизненному материалу станет в его творчестве определяющим, но процесс этот будет проходить уже на качественно более высоком уровне.


О коэффициенте контрастности

Перед тем как перейти к описанию специальных приемов, необходимо определить технические возможности фотоматериалов и условия их обработки. В процессе работы автору часто приходится выводить значение коэффициента контрастности и плотности почернения. Необходимо научиться оценивать их значения. Это можно сделать с помощью экспонометра для съемки или фотопечати. Источник света в данном случае — фотоувеличитель. Кроме того, нужен контактный прибор или любое аналогичное устройство. Для определения плотности почернения нужно измерить световой поток, а затем поместить негатив с исследуемым участком между источником света и экспонометром. Если разница показаний будет составлять, например, 1000 раз (около десяти значений диафрагмы), то в общепринятом логарифмическом выражении это будет означать, что плотность почернения D будет равна числу 3, так как lg 1000=3. Коэффициент контрастности находится подобным образом, только для его определения сравнивается плотность вуали с зоной максимальной плотности почернения фотослоя. Соотношение значений также находится через десятичный логарифм числа и обозначается как γ. Так, при γ=4 перепад плотностей составляет 10000 раз. Наиболее часто для проекционого репродуцирования и контратипирования используются фототехнические пленки типа «ФТ». Подробную информацию об их характеристиках можно получить из справочника Ю.И.Гороховского и В.П.Барановой «Свойства черно-белых фотографических пленок» (М., Наука, 1970).

Для изготовления полутоновых репродукций с черно-белых негативов применяется пленка ФТ-11, с цветных слайдов и негативов — ФТ-12. Для получения контрастных копий — ФТ-30, ФТ-31, ФТ-41, ФТ-101.

Первая или две первые цифры в трехзначном индексе обозначают приближенное значение коэффициента контрастности пленки. Вторая или третья цифра — характер светочувствительности: 1 — ортохроматическая (можно обрабатывать при темно-красном свете); 2 — изопанхроматическая (проявлять в темноте).

Завод-изготовитель рекомендует обрабатывать фототехнические пленки ФТМ1, ФТ-12 в проявителе № 2; ФТ-30, ФТ-31, ФТ-41 —в проявителе ФТ-2; ФТ-101 — в проявителе Ф-1.

Рецепт проявителя ФТ-2:
Метол                                           5,0 г
Натрий сернокислый (сульфит натрия) безводный   40,0 г
Гидрохинон                                      6,0 г
Калий углекислый (поташ)                        40,0 г
Калий бромистый                                 6,0 г
Вода                                            до 1000 мл
Длительность проявления при 20°С — 2—6 мин.

Как известно, значение коэффициента контрастности негатива зависит от интервала яркостей объекта, свойств фотопленки (мягкая, нормальная, контрастная), состава, концентрации, температуры проявителя и времени обработки в нем. При изготовлении копий с негативов, применяя один тип проявителя, например ФТ-2, можно в некоторых пределах регулировать коэффициент контрастности изображения, с изменением номинальных параметров: светочувствительности, плотности вуали, почернения фотослоя и некоторых других.

Контрастность ФТ-41 можно значительно уменьшить. Для этого необходимо увеличить экспозицию при репродуцировании и уменьшить время проявления. Изменять температуру проявления нецелесообразно, поскольку сложно ее поддерживать на определенном уровне. Если контрастность все же велика, то можно разбавить проявитель водой, то есть уменьшить его концентрацию. Величина экспозиции, концентрация и температура должны быть такими, чтобы время проявления составляло не менее 1 — 1,5 мин, иначе возможно возникновение неравномерного по плотности почернения фотослоя. В тех случаях, когда требуется увеличить контрастность, нужно учитывать, что для каждого типа пленки имеется предельное значение коэффициента контрастности γмакс, которое достигается более сильной концентрацией проявителя и удлинением времени обработки.

Хорошие результаты дает гидрохиноновый проявитель Д-8 с едкой щелочью для получения максимального контраста. Состав его приводится в «Фотографическом рецептурном справочнике» В. П. Микулина.

Запасный раствор:
Вода (около 30°С) 750 мл
Натрий сернокислый (сульфит натрия) безводный  90,0 г
Гидрохинон  45,0 г
Едкий натр  37,5 г
Калий бромистый   30,0 г
Вода холодная     до 1000 мл

Сухую щелочь нужно растворить в 150 мл холодной воды и медленно долить к общему раствору. Для употребления смешать 2 части запасного раствора с 1 частью воды. Время проявления при 20°С — около 2 мин. Результаты проявления фотопленок будут более стабильными, если использовать свежий проявитель/применять уксуснокислый прерыватель и закрепление вести в кислом фиксаже.

Из других характеристик фототехнических пленок представляет интерес значение разрешающей способности слоя и его гранулометрические свойства — фактор зернистости. Оба параметра имеют наилучшие значения при определенных плотностях почернения фотослоя. Так, разрешающая способность фотопленки ФТ-41 максимальна (R = 155 лин/мм) при оптимальной плотности почернения DR = 3; для ФТ-11 R=115 лин/мм при DR = 1,9. Если плотность почернения будет меньше или больше DR, то разрешающая способность слоя будет ниже.

Для большинства фотопленок чем ниже значение плотности почернения, тем меньше фактор зернистости, и выражается это в величине предельного масштаба увеличения Мпред., при котором для невоору¬женного глаза обнаружи¬ваются первые следы зернистой структуры. Для ФТ-41 Мпред. = 4, для ФТ-11 Мпред. = 3 при плотности почернения DR = 1,5. Эти свойства фототехнических пленок следует учитывать при репродуцировании, что в свою очередь приводит к необходимости использования относительно больших площадей дубль-негативов и позитивов.

Полутоновое репродуцирование выгоднее делать на катушечных фотопленках для любительской фотографии. «Фото-32» имеет: R = 150 лин/мм при DR =1,1 и Мпред. = 8,35 при D = 1,0, что лучше, чем у ФТ-11 (Мпред. =3,3 при D = 1,0).

В любительской практике максимальный размер проекционного негатива составляет 6X9 см. Это означа¬ет, что с учетом Мпред. качественный отпечаток увеличенной репродукции составит: для ФТ-11 20XЗ0 см, а для «Фото-32» 50X75 см. Результат сравнения очевиден. В свою очередь, из любительских фотопленок максимальную величину коэффициента контрастности дает только «Фото-32». Ее значение γмакс. = 1,2, что значительно меньше γмакс. ФТ-41 и ФТ-101. «Запас» контраста необходим для выявления таких эффектов, как контурный, псевдосоляризация, черно-белая графика, изогелия. Триацетатная основа фототехнической пленки позволяет получать копии любого размера и производить перфорирование.

Оснащение лаборатории (часть 1)

Речь пойдет о подготовке фотооборудования и прежде всего о необходимой модернизации фотоувеличителя для удобства изготовления на нем точных контратипов.

Фотоувеличитель — прибор универсальный, он позволяет производить фотопечать негативов, проекционное репродуцирование и контратипирование. Пригоден любой увеличитель с размером кадрового окна 6X9 см: «Нева-2М», «Нева-ЗМ», «Крокус-4». Последний по своим конструктивным особенностям наиболее предпочтителен.

Перед тем, как переоборудовать увеличитель, полезно познакомиться с рядом рекомендаций («СФ», 1978, № 12). В качестве источника света используется лампа КГМ 12-100 для кинопроектора «Русь» или К 12-90 для кинопроектора «Свет» («СФ», 1981, № 12). Лампа устанавливается в горизонтальном положении таким образом, чтобы нить накала проходила по вертикальной оси штока фотоувеличителя. Узел для крепления лампы должен обеспечить механическую жесткость, хороший электрический контакт и безопасный тепловой режим. При мощности лампы 100 Вт и напряжении 12 В сила тока составляет более 8А, поэтому необходимо использовать проводники с большей площадью сечения. Для питания лампы можно применить понижающий трансформатор от диапроектора «Свет». Регулировать напряжение питания лампы в пределах 8~12В можно трансформатором с несколькими выводами выходной обмотки или изменением исходного напряжения с помощью автотрансформатора. Контроль напряжения на лампе обязателен, так как при изменении питания лампы на 1В мощность колеблется в пределах 20Вт. Лучше использовать цифровой вольтметр, который позволяет следить за величиной напряжения без дополнительной подсветки шкалы прибора. Учитывая инерцию нагрева нити накала подобных ламп после подачи и снятия напряжения, время экспозиции не должно быть менее 1~2с. Реле времени может быть любым с интервалом 1~60с и точностью не менее ±10%.

Необходим фотоэкспонометр для печати. Основные требования — стабильность показаний и удобство в работе с датчиком. Измерение освещенности следует производить в плоскости стола фотоувеличителя. При фотопечати на фотобумаге и фототехнических пленках неравномерность света должна быть минимальной. Этого можно добиться центрированием лампы. Так, для точечного источника света в фотоувеличителе «Крокус-4» (лампа КГМ 12-100, объектив «Амар», F=105 мм) неравномерность освещения при 5-кратном увеличении кадра 6X9 см составляет 8% без матового стекла на конденсоре и 30% — с матовым стеклом на конденсоре, при диафрагме 5,6. Известно, что для зрительного восприятия неравномерность освещения неразличима, если она в светах не более 5%, а в тенях 15%. Для фотоотпечатков 5%-ная неравномерность вполне удовлетворительна. При использовании фототехнической пленки после пяти проекционных переносов изображения неравномерность будет составлять около 30% без учета влияния контрастности материала. Это может привести к тому, что изображение на краях кадра станет черным или прозрачным, если экспозиционная привязка проводилась по центру.

Чаще всего конденсорная схема фотоувеличителя не позволяет преодолеть границу 5%-ной неравно¬мерности.

Безусловно, использование диффузионных типов фотоувеличителей предпочтительнее (Жданов А., Орловская Г., Славянский Е. Увеличители для цветной печати. «СФ», 1982, № 8). Другим, более простым способом, обеспечивающим хороший результат, является контактное копирование (контратипирование). С этой целью неэкспонированная пленка укладывается эмульсией вверх, на нее помещается оригинал эмульсией вниз, сверху прижимным прозрачным стеклом пленки приводятся в контакт друг с другом. Затем включается источник света увеличителя и отрабатывается экспозиция.

Для лучшей равномерности света колбу увеличителя можно поднять вверх, а кадровое окно негативодержателя уменьшить настолько, чтобы на столе фотоувеличителя образовалась световая проекция размером около 9X12 см. Экспонометром для печати настраивается положение лампы относительно конденсора с матовым стеклом. Интенсивность света в плоскости стола должна быть практически равномерной. При работе с контратипами 6X9 см можно воспользоваться простой сборной конструкцией из двух стеклянных пластинок размером 9X12 см (рис. 1).

(увеличить)

На нижнюю пластинку 1 наклеивается лист черной бумаги 2, затем на ней размещается два слоя фотопленки 3, сверху накладывается прозрачное стекло 4. Пластинки скрепляются по длинной стороне липкой лентой 5 и 6. При одновременном контратипировании группы оригиналов размер стеклянных пластинок должен быть не более 18X24 см. Для изготовления черно-белых и цветных контратипов размером до 9X12 см более надежен контактный копировальный прибор с магнитным прижимом (рис. 2). Контратипирование производится с использованием света фотоувеличителя. Сменные вставки позволяют вести контратипирование на перфорационных отверстиях.

(увеличить)

Прибор состоит из сменной вставки 1, которая имеет восемь ограничительных штифтов 2 (по два на каждый угол). К вставке приклеен клеем БФ-4 лист поролона 3 толщиной 1—2 мм с черным бархатом наверху. Рамка 4 с прижимным стеклом 5 через два якоря 6 притягивается двумя электромагнитами 7. При поджатии штифты подпружинены гибкими пластинами 8 уходят вниз, не давая листам фотопленки 9 смещаться в стороны, не препятствуя ходу рамки. Корпус 10 фиксируется с помощью стальной пластины 11 электромагнитом стола увеличителя. Рамка прижимного стекла может подниматься для размещения фотопленки. При опускании рамки своими нижними плоскостями она включает через контактные коммутаторы (на схеме не показаны) электромагниты, которые надежно притягивают к себе якорь и удерживают рамку до момента, когда электрическая цепь не будет разомкнута выключателем.

Вставка для перфорированной пленки имеет 4 штифта Ø 2,5 мм, на которых размещается лист пленки с предварительно пробитыми отверстиями. Межцентровые расстояния для штифтов выбираются такого размера, чтобы от края пленки до центра отверстия было 4,5—5 мм.

Прижимное стекло размером 10X15 см может выниматься из рамки для очистки поверхности его от пыли или замены после возникновения царапин. Применяемый материал — алюминий, латунь, текстолит, кроме стальных штифтов, пружин, якорей и электромагнитов, собранных на трансформаторных пластинах Ш—12. Прижимным стеклом служит очищенная от эмульсии фотопластинка.

Оснащение лаборатории (часть 2)

Комплект оборудования для работы с графическими оригиналами может включать помимо штифтовой копировальной рамки и другое более совершенное диффузно-рассеивающее устройство — контактный копировальный прибор с использованием импульсной лампы (рис. 1).

(увеличить)

Прибор автономен по источнику света и электропитанию. Размер рабочего кадра определяется сечением световода. Рекомендуемый формат — 58X72 мм. Веса цветосмесительного устройства достаточно для контактного копирования цветных слайдов и изготовления изополихромных изображений. Свет от импульсной лампы 1 направляется на матовое стекло 2, затем ограничивается диафрагмой типа «кошачий глаз» 3 и после отражения от структурного зеркала 4 подается на вход световода 5. Световод, выполненный из дюралюминия, снабжен на входе и выходе матовыми пластинами из оргстекла 6. Выход световода защищен сверху стеклом 7. Сборка фотопленок 8 устанавливается на четыре штифта 9 и прижимается поролоновой подушечкой 10, которая приклеена к подвижной пластине 11. Пластина через пружинную подвеску 12 соединена с основанием 13, которое откидывается в сторону на оси при закладке пленки и ограничивается уступом при подготовке к контратипированию. Прижим подвижной пластины осуществляется якорями 14 к электромагнитам 15. Система подвески подвижной пластины и электромагнитное притягивание надежно обеспечивают смену контратипов в полной темноте.

(увеличить)

Питание лампы ИФК-120 — от стабилизированного источника — 297 В (рис 2). Стабилизация осуществляется двумя последовательно включенными стабилитронами Л1, Л2. О полном заряде батареи емкостей C1÷C10 сигнализирует тиратрон ЛЗ, момент зажигания которого настраивается резисторами R7, R8. Такая схема обеспечивает на выходе стабилизатора напряжение —297+3-2 В при изменении напряжения в сети 220±20 В. Время полного заряда до максимальной емкости около 15 с. Энергия вспышки определяемся комбинацией емкостей C1÷C10. Если конденсаторы включать последовательно друг за другом, то величина импульса будет удваиваться, достигнув значения около 120 Дж. Диафрагма регулирует световой поток с точностью ±3% (например, коэффициент приращения может быть кратен числам: 1,26; 1,33; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0). Общая экспозиция при контратипировании подбирается сочетанием мощности светового импульса и площади окна диафрагмы. Целесообразно использовать флашметр («СФ», 1982, № 5).

Прибор можно упростить, осуществляя ручной прижим фотопленок без штифтового устройства и отказавшись от прецизионной диафрагмы. Усовершенствование прибора может идти по линии механизации смены контратипов, автоматического запуска импульсных ламп, тиристорного регулирования мощности вспышки, индикации процессов, добавлением двух дополнительных световодов на отдельных импульсных лампах для получения меток на контратипах, с их последующим проекционным совмещением. Между стеклом 2 и диафрагмой 3 (рис. 1) можно разместить лоток для светофильтров с различной плотностью почернения.

Для пробивки отверстий в фотопленке применяются перфораторы. Конструкция их должна обеспечить получение отверстий с ровными, без заусенцев краями и с сохранением межцентровых расстояний. Для точного совмещения достаточно двух отверстий, но при проекционной печати возможно искривление свободных углов пленки в рамкокодержателе. Установка пленки на четыре отверстия обеспечит равномерное растягивание материала и хорошую повторяемость результатов. Для перфорирования следует применять только безусадочную полиэфируритановую пленку на полиэтилентерефталатной основе (ФТ-41П, ФТ-101П).

(увеличить)

Простой перфоратор (рис. 3) состоит из основания 1, матрицы 2, ограничителей З, верхнего основания 4, пластины 5 с пунсонами 6 прижимной подушки 7. Для пробивки отверстий лист фотопленки 8 укладывается на основание матрицы, верхнее основание опускается вниз, при этом поролоновая подушечка прижимает пленку, а затем резким движением приводятся в действие пуансоны. Рабочие части пуансонов вытолкнут кружочки фотопленки через сквозные отверстия в нижнем основании. Материал дпя изготовления верхнего и нижнего основания: фанера (10 — 15 мм), текстолит. Матрица 2 — из инструментальной стали с закалкой рабочей зоны, пластина 5 — из стали Ст. 3. Материал для пуансонов — хвостовые части сверл Ø 2,5 мм. Сложность изготовления и сборки заключается в том, чтобы выдержать межцентровые размеры («СФ», 1982, №11). Репродуцирование фотоувеличителем дает высокое техническое качество получаемых негативов и практическую доступность, возможность репродуцирования по одному кадру и его быструю обработку. Возможна съемка с близких расстояний, использование нормальных или контрастных фотоматериалов, пересъемка на формат 6Х9 см, Вместе с этим при работе с фотоувеличителем возникают свои сложности. Первая из них — устранение боковой засветки фотопленки в негативодержателе во время экспонирования. Несложная в изготовлении кассета позволяет освободиться от этой трудности.

(увеличить)

Схема кассеты представлена на рис. 4. Она состоит из основания 1 со сквозным окном. В основание вкладывается лист фотопленки 2 эмульсией вниз, сверху пленка закрывается крышкой 3. По контуру окна основания сделана канавка, в которую вклеивается полоска черного бархата 4, выступающая над поверхностью. Полоска исключит боковую засветку фотопленки. Основание и крышки изготавливаются из металла, текстолита или картона и красятся черной матовой эмалью. Габариты сборки определяются размерами негативодержателя, но общая толщина не должна превышать 5 мм. Зарядка кассеты производится непосредственно перед съемкой в темноте или при красном свете, в зависимости от типа применяемой пленки.

Наводка на резкость — важный этап в репродуцировании. Методику фокусирования объектива фотоувеличителя надо отработать до автоматически повторяемых операций. Это исключит случайные ошибки и повысит стабильность результатов. Если вкладывать какой-либо негатив и проекционным способом определять положение резкости на экране стола фотоувеличителя, то это даст неверный результат. В этом можно убедиться, если убрать матовое стекло на конденсоре. На рис. 4 изображена третья часть кассеты, предназначенная  для определения границ кадра и резкости. Крышка 5 повторяет крышку 3, только в ней сделано окно, которое снизу закрыто матовой пленкой 6. Материал для изготовления этой пленки — пленка ФТ-11, отфиксированная без проявления.

Общий порядок определения резкости таков: снять верхнюю часть колбы фотоувеличителя, вложить в негативодержатель кассету с основанием 1 и крышкой 5. Расположить на столе фотоувеличителя  оригинал, освещенный лампами. Через раздиафрагмированный объектив определить масштаб изображения и сфокусировать его на матовой пленке 6. Конденсор на фотоувеличителе несколько увеличивает изображение, и если это неудобно, то можно наводить на резкость через лупу. Далее объектив диафрагмируется до значения числа 8—16, затем отключается свет, кассета с пленкой вставляется вместе с негативодержателем в увеличитель, и производится экспонирование. Лампы располагаются под углом 30 — 60° с двух или четырех сторон. Для экспонирования можно применить один источник света, плавно и равномерно перемещая его вокруг оригинала. Удовлетворительное качество обеспечивает репродуцирование с помощью одной импульсной лампы, которую ориентируют на центр стола фотоувеличителя на расстоянии З0-50 см, затем поочередно дают световые импульсы с четырех углов. Экспозицию можно регулировать (кроме числа диафрагмы объектива) мощностью вспышки, количеством импульсов, расстоянием между лампой и оригиналом. Репродуцирование с импульсной лампой требует навыка и соблюдения обязательного условия: в момент разряда надо закрывать глаза.

Ретушь контратипов и оценку их качества удобно производить на световом столе, роль которого может выполнять типовой светильник с двумя лампами дневного света, мощностью 20 Вт каждая. Для ретуши контратипов потребуются колонковые беличьи кисти № 1—3 и коричневая ретушерная краска № 4000-06 или другая со сходными свойствами.

По ходу описания специальных приемов позитивного процесса будут рассматриваться и другие устройства в соответствии с конкретной задачей.