Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
 А.А. Рябов | Опубликовано  06/26/2007 | 1.2. Темная комната |
Часть 5

Не требующий переноса способ пигментного печатания

Брали тонкую, прочную, однородную бумагу, по структуре похожую на матовое стекло. Бумагу окунали в теплую воду, распрямляли на стекле большего формата, убирали излишки воды фильтровальной бумагой и наносили на нее тонкий слой теплого пигментного раствора. Раствор готовился так: 10 г желатины клали на ночь в теплую воду, давали ей разбухнуть. Растворяли желатин в 90 г воды до 40С с прибавлением 2 г. сахара и растворенными в 10 г воды 2 г мыла. Немного полученной смеси смешивали с 3 г сажи (другой краски). Все это прибавляли к полученному студню из желатины и мыла. Далее, помешивая смесь, расплавляли ее в водяной бане и расплавом покрывали бумагу.

Очувствляли пигментную бумагу в 5% растворе бихромата калия, намазывая его на оборотную сторону бумаги. Сушили в темноте. Печать производить со стороны, покрытой раствором бихромата калия и заканчивали ее тогда, когда рисунок выступал бурым на желтом фоне, а белые места не становились слегка серыми.

Проявляли, почти в темноте, заставляя отпечаток плавать в холодной воде.

Когда слой размякнет, то приступали к проявлению на свету.

Отпечаток слоем вверх клали воду до 28С или выше и проявляли, постоянно покачивая ванночку. Желатиновый слой сначала растворялся на поверхности слоя, не подвергнутому воздействию света, после растворялся в местах с глубокими тенями, а полутона оставались без изменения, "обрисовываясь лучше чем при других способах".

Для устранения жесткости изображения при печати с очень сильных негативах для очувствления применяли 7% раствор бихромата калия (больший процент содержания в растворе бихромата даваал более мягкий результат).

Если слой сходил с бумаги полностью, то это означало, что допущена передержка под светом.

Проявление хорошо регулировалось повышением либо понижением температуры водного раствора. После проявления отпечаток помещали для дубления в 5% раствор квасцов. Когда при квасцевании исчала желтизна, отпечаток отмывали от избытка квасцов и 2-3 раза ополаскивали . Давали воде стечь и сушили на фильтровальной бумаге.

Г. Беланьи из практики печатания на пигментных бумагах нашел, по его мнению, один из лучших рецептов очувствляющей ванны для слоев на основах желатины, придающий идеальную чувствительность слою, сравнимую со светочувствительностью фотобумаги,- 1-1,5 % раствор бихромата калия.

По просушке бумаги он помещал его в фоторамку, делал прослойку из тонкого стекла и выставлял на солнце. Перенос красочного изображения осуществлял на навощенное стекло, используя пропускную (фильтровальную) бумагу вместо клеенки при прикатывании к нему изображения. В контакте листы держал 10 минут. Изображение проявлял в воде с температурой 37-39С, применяя при этом мягкую кисть. Иногда температуру воды доводил и до 80С .

Г. Беланьи советовал снимок класть в холодную воду на неопределенное время ("не повредит"), проявлял же прибавляя теплую воду. Для второго переноса применял любые бумаги, в зависимости от замысла и желания получить определенный результат. Временная подложка при этом готовил так: Матовое стекло покрывал восковым раствором. Это стекло 5 минут выдерживал в 10% растворе калиевых квасцов, хорошо промывал, делал на него перенос и проявлял. После этого изображение промывал, ополаскивал и дубил квасцами и промывают.

Изготавливались и пигментные диапозитивы либо негативы. Для этого при исполнении диапозитивов пигментную бумагу инсолировали под негативом, а для изготовления негативов- под диапозитивом и переносили красочные изображения на стекло.

Стекло предварительно покрывали расплавом, приготовленном в водяной бане, из 30 г желатины на литр воды. По каплям, к расплаву прибавляли раствор 1 г хромовых квасцов в 100 мл воды. Если, вдруг, внезапно расплав густел, то к нему по каплям прибавляли уксусную кислоту, пока раствор вновь не становился жидким. В нагретом состоянии раствор отфильтровывали и после этого поливали чистое обезжиренное стекло.

Для приготовления пигментных диапозитивов (негативов) рекомендовалось пигментную бумагу в течение 1-2 минут очувствить в растворе бихромата калия крепостью от 10 до 40% (10-40 г на 1000 см3 воды: 10 г- для слабого негатива, 40 г- сильного, плотного негатива) с примесью 3 см3 10% раствора NaOH.

Перенос осуществлялся также на стекло, предварительно покрытое 3% слоем раствора желатины с добавкой 100 см3 2% холодного раствора хромовых квасцов и высушенное при комнатной температуре.

Перенос с пигментной бумаги производился наложением ее на приготовленное стекло в ванной с водой с последующим помещением под пресс. Бумажную подложку удаляли в воде с температурой 40-50С и образовавшееся на стекле изображение после проявления дубили в растворе хромовых квасцов.

Для изготовления диапозитивов (негативов) также предлагалось нанести ватой на стекло смесь насыщенного раствора бихромата калия и 10% с раствора гуммиарабика и выставить его на яркий солнечный свет для просушки и задубливания слоя под светом.

После этого осторожно, чтобы не образовалось воздушных пузырьков наложить на него откопированную и размоченную в воде пигментную бумагу с позитивным либо негативным изображением и прикатать. Проявить в воде. Отмечалось, что пигментное изображение пристает настолько сильно, что даже нет необходимости при печати делать предохранительную черную рамку. После проявления на белых местах легкую желтую окраску легко удаляли в ванной из раствора квасцов или бисульфита.

Также предлагалось проэкспонированную и размоченную пигментную бумагу прикатать не к стеклу, а к листу бумаги, предварительно тщательно навощенной (на бумагу положить кусочек желтого воска с горошину и растереть воск слегка отжатым ватным тампоном, смоченном в чистом бензине и просушить).

После прикатки копии к навощенному листу и короткого пребывания под прессом, пигментную бумагу снимали обычным способом и проявляли на навощенной бумаге изображение. При этом отмечалось, что "не стоит преждевременно волноваться, что изображение как-то плохо проявляется. Оно на просвет мягко, с боку ясно выступает рельеф. Проявляют до тех пор, пока вода не будет совершенно чистою от краски". Далее осуществляли перенос на стекло.

Размоченную переносную бумагу с изображением прикатывали к стеклу, покрытому раствором из воды -100 см3, мягкой желатины- 5 г, хромовых квасцов-0,5 г либо на стекло, предварительно облитое 3% раствором желатины, задубленным в 5% растворе формалина.

Иногда стекло для переноса обрабатывали раствором воды с фуксовым стеклом (раствором жидкого стекла). Изображение переносили на него вышеуказанным способом, также для переноса использовали и любые другие прозрачные подложки. Такие диапозитивы, при необходимости, окрашивали в разные цвета.