Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
 А.А. Рябов | Опубликовано  06/26/2007 | 1.2. Темная комната |
Часть 4

Экспонирование (инсоляция).

На приготовленную для экспонирования пигментную бумагу плотно прикладывают негатив, приготовленный способами, описанными выше и поверх него накладывают рамку из светонепроницаемой бумаги. Все закрепляют в изготовленной для печати фоторамке или другом фиксирующем приспособлении и выставляют на свет. Для придания плотного контакта листу пигментной бумаге с негативом допускается применение листа стекла.

Производя с негатива печать следует помнить о сохранении сторон (прямое или зеркальное изображение), т.к. полученное изображение в последующем будет переносится однократно либо двойным и более переносом.

При экспонировании всегда следует избегать попадания на негатив сильного лучей солнечного света, т.к. могут получиться слишком жесткие и контрастные копии. Лучше использовать рассеянный дневной свет. Для смягчения освещения следует использовать прокладки из прозрачной матовой (папиросной) бумаги, матовые пленки и стекла. Отпечаток после засветки еще некоторое время можно оставить в темноте до нескольких часов, это удобно, когда печать осуществлялась при неблагоприятных условиях, особенно зимой, при слабом освещении. Процесс окисления в слое еще будет продолжаться некоторое время.

Экспонирование также можно осуществлять и искусственным светом, содержащим коротковолновую часть спектра (ртутные источники света, галогенные лампы, лампы накаливания большой мощности и ).

Говоря об экспонировании слоев, содержащих хромовые соли, необходимо еще раз подчеркнуть, что оптимальное время экспозиции того или иного материала устанавливается преимущественно экспериментальным путем.

По завершении процесса экспонирования приступают к процессу проявления.

Процесс проявления заключается в размачивании проэкспонированного через негатив пигментного слоя, его переносе на постоянную подложку-основу при однократном переносе и окончательном проявление красочного слоя либо его переносе на временную основу, проявлении и в дальнейшем переносе на постоянную основу- при многократном переносе. Все работы с пигментной бумагой производятся при слабом свете.

Простой перенос.

Проэкспонированную пигментную бумагу и желатиновую бумагу для переноса для размягчения кладут в воду с температурой 12-15С и подводят в воде слой к слою. Удаляют образовавшиеся на слоях воздушные пузырьки. После того, как листы выпрямятся их достают из воды и между слоями фильтровальной бумаги прикатывают валиком слоями друг к другу. Оставляют в контакте на 10-20 минут.

После этого сложенные вместе листы опускают в воду с температурой около 20С и постепенно поднимают температуру до 30С и более.

При медленном покачивании фотокюветы пигмент начнет растворяться и, когда края пигментной и переносной бумаги начнут отставать друг от друга, листы осторожно разъединяют за углы. Красочное изображение должно остаться на переносной бумаге.

Дальнейшее его проявление ведется в теплой воде на наклонном листе стекла, при этом можно применять легкую струю воды воды, мягкую кисть, пульверизатор и др. приемы, позволяющие избирательно вымывать из слоя краску.

Если перенос ведется на шероховатую бумагу, то температуру воды следует поднять до 35-40С.

При допущенном недоэкспонировании слоя проявление идет очень быстро. При переэкспонировании- медленно. Для интенсификации процесса проявления в раствор, которым проявляют красочное изображение, следует прибавить 10 г буры на 100 мл воды. Слой, оставшийся на переносной бумаге чрезвычайно нежен.

Для остановки проявления лист с изображением погружают в холодную воду либо в 5% раствор калиевых квасцов. Дубят, тщательно промывают до удаления из слоя желтого цвета и сушат.

Либо пигментную бумагу и бумагу для переноса слой к слою опускают в холодную воду, по выпрямлению пигментной копии через 1-2 минуты вынимают из воды, прокатывают резиновым валиком и вешают на 5 минут для просушки. Обсохший отпечаток (вместе с переносной бумагой) погружают для переноса в воду с температурой от 40-50С. С появлением по краям выступающей краски листы разъединяют. Изображение переходит (пристает) на переносную бумагу. Изображение проявляют в воде в этой же ванночке или кладут на стекло и поливают струей теплой воды, пока стекающая с изображения на переносной бумаге вода перестанет окрашиваться.

Для более интенсивного проявления, выделения на красочном изображении отдельных участков, в зависимости от замысла, оно обливается водой в смеси с мелкими древесными опилками. После этого изображение на переносной бумаге 15 минут дубят в 40% растворе квасцов и дубят, промывают и сушат. Изображение получилось обращенное.

Другой вариант с простым переносом.

Инсолированную пигментную бумагу и желатиновую бумагу для переноса размачивали в воде при 10-15С (лучше холоднее) до момента их распрямления ("полное распрямление пигментной бумаги говорит о готовности ее к дальнейшей обработке и является самым подходящим для контакта с подложкой"). Клали на стекло оба листа, удаляли избытки воды, притирали гладилкой слоями друг к другу и осторожно прикатывали валиком, не допуская образования между листами воздушных пузырей. Работу вели при неярком свете.

Склеившиеся листы помещали под стекло, под груз и оставляли в таком состоянии на несколько часов, не дожидаясь пока листы высохнут.

Сложенные листы проявляли в воде с температурой до 30С. Не забывали при инсолированнии применять кант из светонепроницаемой бумаги, иначе в дальнейшем было проблематичным легко разделить листы. В воде выдерживали до тех пор, пока краска не начинала струйкой выделяться между сложенными листами. После этого их отделяли с угла.

При необходимости ускорения проявления повышали температуру воды либо к воде прибавли нашатырный спирт, поташ, ускоряющие растворение желатины.

Изображение в пигментной массе прилипало к желатиновой подложке, на которой и вели водой проявление. Признаком готовности отпечатка заключался в том, что с темных мест на красочном изображении не образовывалось подтеков краски.

Отпечаток промывали в холодной воде, закрепляли в растворе хромовых квасцов 2:100.

Для повторного переноса полученное изображение сильно не квасцевали, просушивали при нормальной температуре или сразу же работали с ним без просушки.

Бумагу для второго переноса размачивали в воде, чтобы слой стал липким. Прикладывали ее под водой к листу с изображением, доставали из воды, убрали ее излишки и прикатывали валиком. Временная подложка удалялась, когда отпечатки совсем высохнут.

Матовая структура изображения зависела от того, на какую подложку, поверхность или материал осуществлялся перенос.

Перенос также осуществлялся на временную подложку - бумагу, обработанную раствором воска пчелиного- 1 часть, канифоли -3 части, скипидара- 7,5 частей или переносили на лист целлулоида.

Если изображение на переносной бумаге получилось крайне нежным, то для его укрепления оно предварительно проклеивалось для придания ему прочности и только после этого производился перенос Раствор для проклейки готовиться по рецепту:

Воды                    7100 мл
Желатина                5 г
Хромовых квасцов        3 г

Применялись и многократные переносы- цветоразделенная печать (для двух и более тоновых изображений), изготовленных на разного цвета пигментных бума- гах. Для получения многокрасочных и цветных изображений широко применялся аддитивный способ печати, маски, растушевки в светах и тенях и др. приемы.

При окончательном переносе изображения на другие поверхности их предварительно матировали, полировали и проклеивали 5-8% раствором желатины.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№3 из 4, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
  2. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Полезные сведения
  3. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
  4. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Озобромный процесс