Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
 А.А. Рябов | Опубликовано  06/26/2007 | 1.2. Темная комната |
Часть 2

Пигментная бумага изготавливается следующим образом.

В сосуде с теплой водой готовят раствор мыла, сахара и смешивают его расплавом желатина, распущенного в водяной бане при температуре до 45С. Либо желатине дают разбухнуть в воде, прибавляют к ней сахар и мыло и распускают смесь в водяной бане при 40С. Мыло и сахар добавляются для лучшей растворимости растворов. Отмечалось, что оптимальная температура плавления желатина для пигментного процесса должна составлять 30С.

Далее краску растирают в ступке с небольшим количеством приготовленного раствора, соединяют с остальными компонентами и по растворении профильтровывают через фланель или холст.

В качестве красок применяются нерастворимые в воде сухие уголь, графит и другие краски (пигменты). Благородные гравюрные оттенки конечного изображения достигаются применением черной, коричневой красок, сепии, морской зелени, ламповой копоти, туши, "алазарина" и индиго. В отдельных изданиях упоминается о "высочайшем качестве угля для печати, изготовленного путем сжигания скорлупы кокосового ореха".

Для приготовления пигментного слоя также рекомендовалось к желатиновому раствору в концентрации от 10-25% добавить нерастворимую в воде краску или смесь красок различных цветов, как сухую, так и жидкую в тюбиках акварельную или темперу. Краску рекомендовалось к расплаву приливать в горячем виде, после чего также фильтровать расплав через стиранное полотно, фланель (для фильтрования под давлением рекомендовалось применять водоструйный насос). К смеси в качестве консерванта прибавить салициловую кислоту либо карболовую кислоту- 10-20 мл. 1% раствора на 1 литр смеси.

Угольную бумагу всегда готовят впрок.

Рецепты пигментных растворов для полива бумаг, предложенные П.В. Клепиковым:

Вода                    200         200         400 мл
Желатина                60          60-80       100-300 г
Мыло                    6           8           12 г
Сахар                   10          0-20        20 г
Краски                  10-15       10-15       3-6 г
Салициловой кислоты                 0,25

Другие рецепты приготовления пигментного раствора для полива бумаги:

***

Вода                    2400 мл     400 мл
Желатина                330 г       100-130 г
Мыло белое              75 г        12 г
Сахар                   105 г       20 г
Краска                  5 г         20 г

*** При изготовлении пигментной бумаги "Таубе" предписывалось брать мало краски и мало хромовой соли. Такая бумага рекомендовалась для печати с вялых негативов.

При необходимости приготовления сенсибилизированного слоя для печати с нормальных негативов, к пигментному раствору рекомендовалось прибавить 10 г хромовой соли.

Желатина                            26 г
Мыла                                3 г
Сахар                               4,2 г
Краска порошок, жженая кость        0,8-1 г
Вода                                100 мл.

Далее готовят чистый лист стекла нужного размера. Накладывают на него слегка увлажненный лист бумаги. Бумага для процесса берется гладкая, плотная, со слабой проклейкой, необходимой для промокания при обработке. Стекло с бумагой кладется строго горизонтально на фотокювету, наполненную водой с температурой 50С.

Приготовленный для полива раствор наносится на бумагу и осторожно разравнивается стеклянной палочкой ("Г"- образной формы).

После получения равномерного слоя, стекло осторожно снимается с ванночки и после некоторого застуднения слоя, оберегая от попадания на него пыли, в строго горизонтальном положении, высушивается в затемненном месте при комнатной температуре.

П.В. Клепиков рекомендовал полив на бумагу производить на стекле, установленном по горизонтальному уровню, и подогревать его снизу горячей водой. При температуре 30С на лист форматом 50х60 см брать 300 мл. смеси и производить полив на бумагу, после чего слой разравнивать стеклянной палочкой. Необходимо при этом предотвратить образование в слое воздушных пузырьков, которые могут испортить слой. Прибавление к раствору небольшого количества спирта предупреждает их образование. После полива необходимо вынести стекло с бумагой в прохладное место во избежании осадка краски в слое. Такую бумагу, сняв через некоторое время со стекла, сушат в темном помещении в течении ночи. Бумага хорошо сохнет в помещении при хорошей циркуляции воздуха ("достаточно в камере для сушки пламени свечи для создания хорошей циркуляции воздуха в определенном объеме").

Другие авторы рекомендовали, по их мнению, наиболее удобный способ покрытия пигментным раствором временной подложки, дающий всегда стабильный результат, заключающийся в том, что лист увлажненной бумаги, слегка изогнутый полумесяцем осторожно протаскивается по поверхности подогретого пигментного раствора, налитого в фотокювету.

Также предлагалось стекло покрыть раствором желтого воска в бензоле 1:100 и протереть, чтобы удалить излишки воска. Лист стекла установить горизонтально. На середину налить теплую массу, быстро распределить по всей поверхности пальцем или кистью. Удалить пузырьки. Кагда масса застынет, на нее положить лист хорошо смоченной бумаги. Класть медленно, с угла. Когда бумага и желатин высохнут, лист снять. Получится великолепный слой с гладкой и блестящей поверхностью.

При изготовлении пигментной бумаги рекомендовалось листы сушить следующим образом.

Два одинаковых по размеру листа покрыть (проклеить) 2% раствором желатины. Сложить их в сыром состоянии оборотными сторонами и подвесить на просушку. По завершении сушки обрезать сложенные листы с четырех сторон и разъединить. Листы должны получиться абсолютно ровными.

Другое описание техники приготовления бумаги для пигментного процесса.

Берут слабопроклеенную, гладкую бумагу. Краску применяют преимущественно светопрочную. Рекомендуется китайская тушь, сажа, жженая кость, окись железа, главное, чтобы краска была без примеси, без квасцов и формалина.

Краску следует мелко измельчить и растереть до консистенции густого теста на толстом зеркальном стекле с водой и добавкой небольшого количества глицерина. Такую краску хорошо хранить в густом виде в закрытом сосуде. Краску рекомендовалось готовить и непосредственно перед работой, растерев ее с небольшим количеством воды, с последующим прибавлением желатинового раствора и других компонентов.

Предлагались следующие растворы для полива бумаги.

Желатин                 100-130 г
Мыла                    12 г
Сахара                  20 г
Краски                  3-6 г.
Воды                    400
см3

Желатин                 200 г
Сахара                  30-60 г
Сухого мыла             25 г
Краски                  6 г.
Воды                    675
см3

Желатин                 150 г
Глицерина               20 г
Краски                  6 г
Воды                    1литр

Раствор для полива готовили так:

1. Растворить сахар, мыло, глицерин, в воде и в этом количестве размочить в течении часа весь, предварительно раздробленный, желатин.

2. Сосуд поместить в водяную баню до полного растворения желатины.

3. После этого, перемешивая, добавить небольшими порциями приготовленную, как сказано выше, краску, и размещать раствор до образования однородного состава.

4. Полученное профильтровать через влажную фланель в сосуд, который помещен в теплую воду.

5. Краску на бумагу нанести путем полива или протягивания листа по поверхности расплава (фабричный метод), либо полить расплавом чистое стекло и на застывшую поверхность наложить бумагу (расход производят из расчета: на 100 см2 около 16,5 см3 расплава).

Прим. При домашнем приготовлении пигментной бумаги предлагалось бихромат калия прибавлять непосредственно к желатиновой массе. Перед поливом на каждые 200 см3раствора прибавляли 4-5 гр бихромата калия и 1,5-2,5 г кристаллического углекислого натрия. Углекислого натрия брали тем меньше, чем менее температура плавления желатины и чем выше температура воздуха, при которой работали со слоем. Отмечалось, что такие бумаги долго не хранятся.

Бумага, предназначенная для переноса покрывалась раствором желатины 1:5, задубленного хромовыми квасцами. Для однократного переноса этот слой делался полностью нерастворимым, для двойного таким образом, чтобы слой желатины не утратил возможность растворяться в теплой воде. В технике процесса упоминалось о применении бумаги для предварительного переноса обработанной раствором желтого воска, растворенном в бензоле либо переносе на стекло, предварительно облитое 3% раствором желатины, задубленным в 5% растворе формалина.

Для переноса применяли гибкие и негибкие подложки: стекло, целлюлоидную пленку, обработанные любым способом, бумагу и другие материалы, главное, чтобы они были недоступны пропусканию воздуха и воды.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№3 из 4, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
  2. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Полезные сведения
  3. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
  4. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Озобромный процесс