Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
 А.А. Рябов | Опубликовано  06/26/2007 | 1.2. Темная комната |
Часть 1

"Угольное печатание представляет собой единственный процесс при котором изображение остается неизменным в продолжении любого времени, вовсе не так труден, как это о нем думают и многим дешевле других способов".

Встречаются различные описания техники пигментного процесса, но все они, так или иначе схожи. Отличие может заключаться только в том, вводится ли первоначально в пигментный раствор, предназначенный для покрытия бумаги хромовая соль, либо лист пигментной бумаги по просушке очувствляется (сенсибилизируется) в растворе, содержащем хромовую соль. Есть отличия и в технике работы с пигментной бумагой, заключающиеся в том, какой вид переноса изображения на постоянную основу избран: простой, двойной либо многократный.

Для того, чтобы уяснить содержание пигментного процесса, целесообразно привести краткое описание варианта с двойным переносом, изложенное в популярном журнале "Вестник фотографии" за 1913 год.

1. Готовят пигментную бумагу.

2. Готовят переносную бумагу, для чего гладкую бумагу обрабатывают раствором желтого воска, нанесенного на тампон (обыкновенного бензина 150 см3, воска 3 г- в большинстве рецептов упоминается, что желтый воск гораздо лучше пригоден, чем белый для переносов в пигментном процессе).
Лист после нанесения воска нагревают до получения равномерного слоя и испарения бензина.

3. Пигментную бумагу очувствляют в растворе бихромата калия (бихромата аммония). Неиспользованный раствор хромовой соли бесконечно долго хранится в бутылках из темного стекла. Время очувствления пигментной бумаги в растворе 1-1,5 минуты, пока края бумаги не начнут закручиваться кверху.
Бумагу кладут очувствленным пигментным слоем на стекло и после снятия излишка раствора сушат, сначала недолго слоем на стекле (дают слегка подсохнуть), после наоборот до тех пор пока края бумаги не начнут подниматься. Лучше готовить бумаги с вечера, чтобы утром можно было начать работу. Сушку проводят в теплом, свободном от пыли месте и в темноте.

4. Перед экспонированием пигментной бумаги через негатив, его окантовывают рамкой из светонепроницаемой бумаги. Делается это для того, чтобы в пигментном слое остался кант из незадубленной под действием света желатины. Наличие такого канта, при проявлении в теплой воде, позволит легко разъединить сложенные листы пигментной и переносной бумаги.

5. Производят экспонирование (копирование) дневным светом через негатив.

6. Проявление.
В кювету с холодной водой изображением вниз опускают откопированный на пигментной бумаге отпечаток и мочат его, пока края не начнут закручиваться кверху.
На чистое стекло кладут бумагу для переноса, обработанную воском, на нее накладывают размоченный в воде пигментный отпечаток (изображением к восковому слою), листы притирают через клеенку рукой и несильно прокатывают валиком.
Как только отпечатки хорошо соединятся, их снимают со стекла и кладут под небольшой пресс на 10 минут или более, но так чтобы бумага не высохла.
Далее проявление ведут следующим образом.
Сложенные листы переносят в воду с температурой от 37С до 45С, не более, пигментной бумагой кверху. Как только по краям сложенных бумаг начнет выступать в воду краска (благодаря печати с использование рамки из светонепроницаемой бумаги), лист пигментной бумаги берут за угол и осторожно ее поднимают (отделяют), "отчего она отойдет чистою, оставляя красочное изображение на навощенной переносной бумаге".
По отделении листов, восковую бумагу поворачивают в кювете изображением вниз, и слегка покачивая кювету, ведут физическое проявление, которое заканчивают поворотом отпечатка кверху. После этого, при необходимости, из ложки или чашки изображение избирательно поливают этой же водой для выяснения в теневых местах подробностей в деталях.
Когда вода перестанет окрашиваться от пигмента, проявление заканчивают. Отпечаток помещают в холодную воду на 5 минут, после этого в течение 5 минут дубят в 10% раствор формалина и подвешивают сушить.

7. По совершенном высыхании изображения проводят его повторный (окончательный) перенос на желатиновую бумагу, покрытую 6 % раствором желатина, задубленным квасцами. Для этого навощенную переносную бумагу с изображением, размоченную в воде при 25С помещают на стекло, настилают на нее желатиновую бумагу, на которой останется окончательное изображение и, накрыв клеенкой, сильно прикатывают листы валиком, сушат под прессом. По высыхании осторожно за угол удаляют восковую подложку. Изображение остается на желатиновом слое без признаков воска.
Переносной лист навощенной бумаги можно использовать несколько раз. Для изготовления больших изображений рекомендуется применять шероховатую бумагу.

В приведенных ниже описаниях в деталях даны рекомендации по подбору реактивов, материалов, порядку приготовления растворов, технике исполнения процесса и т.д. Изложенные по процессу рекомендации могут быть учтены на практике и в других процессах с солями хрома.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№3 из 4, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
  2. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Полезные сведения
  3. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
  4. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Озобромный процесс