Клуб Дальномер - http://rangefinder.ru
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
http://rangefinder.ru/articles/49/1/Hestandartnye_sposoby_pozitivnoj_fotopechati._Pigmentnyj_%28ugolnyj%29_process
А.А. Рябов
 
 А.А. Рябов
Опубликовано 06/26/2007
 

Позитивные процессы на хромированных коллоидах

КОНСПЕКТ

Составитель Рябов А.А.

Подготовлено Костя Ким


Часть 1

"Угольное печатание представляет собой единственный процесс при котором изображение остается неизменным в продолжении любого времени, вовсе не так труден, как это о нем думают и многим дешевле других способов".

Встречаются различные описания техники пигментного процесса, но все они, так или иначе схожи. Отличие может заключаться только в том, вводится ли первоначально в пигментный раствор, предназначенный для покрытия бумаги хромовая соль, либо лист пигментной бумаги по просушке очувствляется (сенсибилизируется) в растворе, содержащем хромовую соль. Есть отличия и в технике работы с пигментной бумагой, заключающиеся в том, какой вид переноса изображения на постоянную основу избран: простой, двойной либо многократный.

Для того, чтобы уяснить содержание пигментного процесса, целесообразно привести краткое описание варианта с двойным переносом, изложенное в популярном журнале "Вестник фотографии" за 1913 год.

1. Готовят пигментную бумагу.

2. Готовят переносную бумагу, для чего гладкую бумагу обрабатывают раствором желтого воска, нанесенного на тампон (обыкновенного бензина 150 см3, воска 3 г- в большинстве рецептов упоминается, что желтый воск гораздо лучше пригоден, чем белый для переносов в пигментном процессе).
Лист после нанесения воска нагревают до получения равномерного слоя и испарения бензина.

3. Пигментную бумагу очувствляют в растворе бихромата калия (бихромата аммония). Неиспользованный раствор хромовой соли бесконечно долго хранится в бутылках из темного стекла. Время очувствления пигментной бумаги в растворе 1-1,5 минуты, пока края бумаги не начнут закручиваться кверху.
Бумагу кладут очувствленным пигментным слоем на стекло и после снятия излишка раствора сушат, сначала недолго слоем на стекле (дают слегка подсохнуть), после наоборот до тех пор пока края бумаги не начнут подниматься. Лучше готовить бумаги с вечера, чтобы утром можно было начать работу. Сушку проводят в теплом, свободном от пыли месте и в темноте.

4. Перед экспонированием пигментной бумаги через негатив, его окантовывают рамкой из светонепроницаемой бумаги. Делается это для того, чтобы в пигментном слое остался кант из незадубленной под действием света желатины. Наличие такого канта, при проявлении в теплой воде, позволит легко разъединить сложенные листы пигментной и переносной бумаги.

5. Производят экспонирование (копирование) дневным светом через негатив.

6. Проявление.
В кювету с холодной водой изображением вниз опускают откопированный на пигментной бумаге отпечаток и мочат его, пока края не начнут закручиваться кверху.
На чистое стекло кладут бумагу для переноса, обработанную воском, на нее накладывают размоченный в воде пигментный отпечаток (изображением к восковому слою), листы притирают через клеенку рукой и несильно прокатывают валиком.
Как только отпечатки хорошо соединятся, их снимают со стекла и кладут под небольшой пресс на 10 минут или более, но так чтобы бумага не высохла.
Далее проявление ведут следующим образом.
Сложенные листы переносят в воду с температурой от 37С до 45С, не более, пигментной бумагой кверху. Как только по краям сложенных бумаг начнет выступать в воду краска (благодаря печати с использование рамки из светонепроницаемой бумаги), лист пигментной бумаги берут за угол и осторожно ее поднимают (отделяют), "отчего она отойдет чистою, оставляя красочное изображение на навощенной переносной бумаге".
По отделении листов, восковую бумагу поворачивают в кювете изображением вниз, и слегка покачивая кювету, ведут физическое проявление, которое заканчивают поворотом отпечатка кверху. После этого, при необходимости, из ложки или чашки изображение избирательно поливают этой же водой для выяснения в теневых местах подробностей в деталях.
Когда вода перестанет окрашиваться от пигмента, проявление заканчивают. Отпечаток помещают в холодную воду на 5 минут, после этого в течение 5 минут дубят в 10% раствор формалина и подвешивают сушить.

7. По совершенном высыхании изображения проводят его повторный (окончательный) перенос на желатиновую бумагу, покрытую 6 % раствором желатина, задубленным квасцами. Для этого навощенную переносную бумагу с изображением, размоченную в воде при 25С помещают на стекло, настилают на нее желатиновую бумагу, на которой останется окончательное изображение и, накрыв клеенкой, сильно прикатывают листы валиком, сушат под прессом. По высыхании осторожно за угол удаляют восковую подложку. Изображение остается на желатиновом слое без признаков воска.
Переносной лист навощенной бумаги можно использовать несколько раз. Для изготовления больших изображений рекомендуется применять шероховатую бумагу.

В приведенных ниже описаниях в деталях даны рекомендации по подбору реактивов, материалов, порядку приготовления растворов, технике исполнения процесса и т.д. Изложенные по процессу рекомендации могут быть учтены на практике и в других процессах с солями хрома.


Часть 2

Пигментная бумага изготавливается следующим образом.

В сосуде с теплой водой готовят раствор мыла, сахара и смешивают его расплавом желатина, распущенного в водяной бане при температуре до 45С. Либо желатине дают разбухнуть в воде, прибавляют к ней сахар и мыло и распускают смесь в водяной бане при 40С. Мыло и сахар добавляются для лучшей растворимости растворов. Отмечалось, что оптимальная температура плавления желатина для пигментного процесса должна составлять 30С.

Далее краску растирают в ступке с небольшим количеством приготовленного раствора, соединяют с остальными компонентами и по растворении профильтровывают через фланель или холст.

В качестве красок применяются нерастворимые в воде сухие уголь, графит и другие краски (пигменты). Благородные гравюрные оттенки конечного изображения достигаются применением черной, коричневой красок, сепии, морской зелени, ламповой копоти, туши, "алазарина" и индиго. В отдельных изданиях упоминается о "высочайшем качестве угля для печати, изготовленного путем сжигания скорлупы кокосового ореха".

Для приготовления пигментного слоя также рекомендовалось к желатиновому раствору в концентрации от 10-25% добавить нерастворимую в воде краску или смесь красок различных цветов, как сухую, так и жидкую в тюбиках акварельную или темперу. Краску рекомендовалось к расплаву приливать в горячем виде, после чего также фильтровать расплав через стиранное полотно, фланель (для фильтрования под давлением рекомендовалось применять водоструйный насос). К смеси в качестве консерванта прибавить салициловую кислоту либо карболовую кислоту- 10-20 мл. 1% раствора на 1 литр смеси.

Угольную бумагу всегда готовят впрок.

Рецепты пигментных растворов для полива бумаг, предложенные П.В. Клепиковым:

Вода                    200         200         400 мл
Желатина                60          60-80       100-300 г
Мыло                    6           8           12 г
Сахар                   10          0-20        20 г
Краски                  10-15       10-15       3-6 г
Салициловой кислоты                 0,25

Другие рецепты приготовления пигментного раствора для полива бумаги:

***

Вода                    2400 мл     400 мл
Желатина                330 г       100-130 г
Мыло белое              75 г        12 г
Сахар                   105 г       20 г
Краска                  5 г         20 г

*** При изготовлении пигментной бумаги "Таубе" предписывалось брать мало краски и мало хромовой соли. Такая бумага рекомендовалась для печати с вялых негативов.

При необходимости приготовления сенсибилизированного слоя для печати с нормальных негативов, к пигментному раствору рекомендовалось прибавить 10 г хромовой соли.

Желатина                            26 г
Мыла                                3 г
Сахар                               4,2 г
Краска порошок, жженая кость        0,8-1 г
Вода                                100 мл.

Далее готовят чистый лист стекла нужного размера. Накладывают на него слегка увлажненный лист бумаги. Бумага для процесса берется гладкая, плотная, со слабой проклейкой, необходимой для промокания при обработке. Стекло с бумагой кладется строго горизонтально на фотокювету, наполненную водой с температурой 50С.

Приготовленный для полива раствор наносится на бумагу и осторожно разравнивается стеклянной палочкой ("Г"- образной формы).

После получения равномерного слоя, стекло осторожно снимается с ванночки и после некоторого застуднения слоя, оберегая от попадания на него пыли, в строго горизонтальном положении, высушивается в затемненном месте при комнатной температуре.

П.В. Клепиков рекомендовал полив на бумагу производить на стекле, установленном по горизонтальному уровню, и подогревать его снизу горячей водой. При температуре 30С на лист форматом 50х60 см брать 300 мл. смеси и производить полив на бумагу, после чего слой разравнивать стеклянной палочкой. Необходимо при этом предотвратить образование в слое воздушных пузырьков, которые могут испортить слой. Прибавление к раствору небольшого количества спирта предупреждает их образование. После полива необходимо вынести стекло с бумагой в прохладное место во избежании осадка краски в слое. Такую бумагу, сняв через некоторое время со стекла, сушат в темном помещении в течении ночи. Бумага хорошо сохнет в помещении при хорошей циркуляции воздуха ("достаточно в камере для сушки пламени свечи для создания хорошей циркуляции воздуха в определенном объеме").

Другие авторы рекомендовали, по их мнению, наиболее удобный способ покрытия пигментным раствором временной подложки, дающий всегда стабильный результат, заключающийся в том, что лист увлажненной бумаги, слегка изогнутый полумесяцем осторожно протаскивается по поверхности подогретого пигментного раствора, налитого в фотокювету.

Также предлагалось стекло покрыть раствором желтого воска в бензоле 1:100 и протереть, чтобы удалить излишки воска. Лист стекла установить горизонтально. На середину налить теплую массу, быстро распределить по всей поверхности пальцем или кистью. Удалить пузырьки. Кагда масса застынет, на нее положить лист хорошо смоченной бумаги. Класть медленно, с угла. Когда бумага и желатин высохнут, лист снять. Получится великолепный слой с гладкой и блестящей поверхностью.

При изготовлении пигментной бумаги рекомендовалось листы сушить следующим образом.

Два одинаковых по размеру листа покрыть (проклеить) 2% раствором желатины. Сложить их в сыром состоянии оборотными сторонами и подвесить на просушку. По завершении сушки обрезать сложенные листы с четырех сторон и разъединить. Листы должны получиться абсолютно ровными.

Другое описание техники приготовления бумаги для пигментного процесса.

Берут слабопроклеенную, гладкую бумагу. Краску применяют преимущественно светопрочную. Рекомендуется китайская тушь, сажа, жженая кость, окись железа, главное, чтобы краска была без примеси, без квасцов и формалина.

Краску следует мелко измельчить и растереть до консистенции густого теста на толстом зеркальном стекле с водой и добавкой небольшого количества глицерина. Такую краску хорошо хранить в густом виде в закрытом сосуде. Краску рекомендовалось готовить и непосредственно перед работой, растерев ее с небольшим количеством воды, с последующим прибавлением желатинового раствора и других компонентов.

Предлагались следующие растворы для полива бумаги.

Желатин                 100-130 г
Мыла                    12 г
Сахара                  20 г
Краски                  3-6 г.
Воды                    400
см3

Желатин                 200 г
Сахара                  30-60 г
Сухого мыла             25 г
Краски                  6 г.
Воды                    675
см3

Желатин                 150 г
Глицерина               20 г
Краски                  6 г
Воды                    1литр

Раствор для полива готовили так:

1. Растворить сахар, мыло, глицерин, в воде и в этом количестве размочить в течении часа весь, предварительно раздробленный, желатин.

2. Сосуд поместить в водяную баню до полного растворения желатины.

3. После этого, перемешивая, добавить небольшими порциями приготовленную, как сказано выше, краску, и размещать раствор до образования однородного состава.

4. Полученное профильтровать через влажную фланель в сосуд, который помещен в теплую воду.

5. Краску на бумагу нанести путем полива или протягивания листа по поверхности расплава (фабричный метод), либо полить расплавом чистое стекло и на застывшую поверхность наложить бумагу (расход производят из расчета: на 100 см2 около 16,5 см3 расплава).

Прим. При домашнем приготовлении пигментной бумаги предлагалось бихромат калия прибавлять непосредственно к желатиновой массе. Перед поливом на каждые 200 см3раствора прибавляли 4-5 гр бихромата калия и 1,5-2,5 г кристаллического углекислого натрия. Углекислого натрия брали тем меньше, чем менее температура плавления желатины и чем выше температура воздуха, при которой работали со слоем. Отмечалось, что такие бумаги долго не хранятся.

Бумага, предназначенная для переноса покрывалась раствором желатины 1:5, задубленного хромовыми квасцами. Для однократного переноса этот слой делался полностью нерастворимым, для двойного таким образом, чтобы слой желатины не утратил возможность растворяться в теплой воде. В технике процесса упоминалось о применении бумаги для предварительного переноса обработанной раствором желтого воска, растворенном в бензоле либо переносе на стекло, предварительно облитое 3% раствором желатины, задубленным в 5% растворе формалина.

Для переноса применяли гибкие и негибкие подложки: стекло, целлюлоидную пленку, обработанные любым способом, бумагу и другие материалы, главное, чтобы они были недоступны пропусканию воздуха и воды.


Часть 3

Очувствление пигментной бумаги осуществляется в растворах бихроматов с температурой 12-15 градусов. Очувствление пигментной бумаги, как изложено в журнале "Вестник фотографии" за 1911 год, производится раствором 1,5-5 г бихромата калия в 40 мл воды с прибавлением 60 мл ацетона. Раствор быстро и равномерно наносят на бумагу мягкой широкой кистью. Бумага после обработки сохнет в тепле в течении 15-20 минут. Очувствленная таким способом бумага после просушки хранится не более 3 дней.

Рекомендовалось также бумагу очувствлять только в 4% раствор бихромата калия либо применять ванну 5-6 % раствора бихромата калия для получения мягких копий и 1-2 %- жестких копий.

В.П. Клепиков рекомендовал лист пигментной бумаги положить на очувствляющий раствор слоем вниз на 1-4 минуты (предпочтительнее 1-2 минуты, вообще чем короче время очувствления, тем выше светочувствительность и контрастность слоя), следя чтобы под слоем не образовалось воздушных пузырьков. Когда бумага расправится, и края листа начнут загибаться кверху, бумага достается из раствора на просушку.

Лист бумаги можно положить лицевой стороной вверх и покачивая ванночку, удаляя воздушные пузырьки перевернуть его лицевой стороной вниз и лишь только лист распрямится вынуть его за углы и вывесить для просушки.

Пригодность приготовленной сенсибилизированной пигментной бумаги определяется следующим образом: опустить клочек бумаги в воду с температурой 38С. Если желатин не сходит с подложки или сходит неравномерно, то бумага для процесса не пригодна, так как сильные света уже не выйдут хорошо.

Растворы, рекомендуемые В.П. Клепиковым

Воды                    1000 мл
Бихромата калия         30 г брать (летом)
                        40 г брать (зимой).

При печати с сочных негативов раствор применяется в 6%, а при печати с нормальных негатив в 3-4% концентрации, что делает матрицы более контрастными, но несколько замедляет работу. Отмечено, чем ближе тон бумаги к синему, тем полнее происходит передача деталей негатива.

Стандартный

Вода                    200 мл
Бихромат калия          40 г для нормального негатива
                        50-60 г для сильного негатива
                        10-20 г для слабого негатива
Аммиака                 5 мл

Раствор хранится долго. Перед употреблением его следует профильтровать, а при появлении темно-коричневого цвета раствор считается непригодным.

Воды                    100 мл
Двухромовокислого калия 4 г
Аммиака                 0,5 мл

Увеличивая крепость раствора получаем более мягкие отпечатки и наоборот.

                        Для вялых негативов     Для контрастных негативов
Вода                    100                     100 мл
Бихромат калия          5-6                     1-2 г
Аммиак                  0,5                     0,5 мл

Пигментную бумагу рекомендовалось очувствлять в 4 или 5% растворе бихромата калия.

Бумагу опускали слоем вверх в очувствляющую ванну, выдерживали 1,5 минуты, переворачивали и очувствляли еще около 3 минут, пока слой не становился клейким. Для слабых негативов применяли 1-2% раствор бихромата. К 100 см3 раствора прибавли несколько капель нашатырного спирта.

Растворы для бумаг с большим сроком хранения (до 5 недель)

Воды                    1000 мл
Двухромовокислый калий  20 г
Лимонная кислота        7 г
Аммиак (примерно)       30 мл

Аммиак прибавляют до тех пор, пока раствор не станет соломенно-желтого цвета. Прибавление к раствору щавелевокислого калия нейтрального повышает светочувствительность бумаги.

Вода                    1000 мл
Двухромовокислый калий  40 г
Щавелевая кислота       40 г

Бумагу обработанную в растворе сушат 6-7 часов.

Воды                    1000 мл.
Бихромата калия         20 г
Аммиака                 30 мл (10% раствора)
Лимонной кислоты        5-10 г.

Растворы для приготовления быстросохнущих бумаг:

Вода                          1000 мл
Двухромовокислый аммоний      60 г
Углекислая сода               1 г

Для очувствления 30 частей раствора разбавляют 60 частями любого крепкого спирта. Смесь наносят кистью, причем, большая светочувствительность достигается нанесением большего количества раствора.

Взять 10% раствор бихромата калия или аммония.
На каждые 30 мл раствора прибавить 45 мл ацетона.
Налить на бумагу и быстро распределить по всей поверхности кистью, пока кисть не станет несколько прилипать к слою. Просушить 15 минут.

Воды                    100 частей
Хромовой соли           8 частей
Ацетона                 120 частей
Бумага к печати готова через 5-10 минут.

Бихромат аммония        8 весовых частей
Воды                    100 весовых частей
Ацетона                 120 весовых частей

Воды                    7100 мл.
Двухромовокислого аммония    6-8 г
Ацетон                  120-150 мл
Бумага высыхает за 5-10 минут и готова к употреблению.

Для больших форматов:

Вода                    100 мл
Бихромат аммония       
Углекислой соды         1г.
Для очувствляющего раствора смешивают 30 мл этого раствора с 60 частями 95 градусного спирта и наносят широкой кистью на лист.

Для пигментной бумаги (рекомендовалась при изготовлении матриц для трехцветной печати)

Бихромат калия          9 г
Воды                    300 мл
Лимонной кислоты        от 1 до 2 г
Прибавить 10% раствор аммиака до получения окраски соломенного цвета. Последнее предполагает высокую светочувствительность и длительное время хранения материала. Бумагу очувствлять 3 минуты.

Очувствление бумаги производилось также погружением ее слоем вверх в холодный раствор бихромата калия, до образования сверху слоя раствора в 3-5 см. Предлагалось убрать образовавшиеся воздушные пузырьки. Дождаться полного распрямления листа (признак, что слой пропитался в достаточной степени) и перевернуть лист слоем вниз. Лист достать, когда начнет распрямляться в обратном направлении.

После этого лист и положить лицом вниз на стекло обработанное даммаром в бензоле. и оставить на стекле до просушки, предварительно обтерев и прикатав гладилкой. Сушить при температуре от 17С до 20С, около 4-5 часов. При этом, бумага должна быть высушенной "в меру, чтобы не прилипала к пальцам, но и не была пересушена". Сушить бумагу предлагалось, положив ее по центру на палочку, либо картон или на пропускную бумагу лицом кверху. Такую бумагу хранить до 12-14 дней и лучше на стеклах.


Часть 4

Экспонирование (инсоляция).

На приготовленную для экспонирования пигментную бумагу плотно прикладывают негатив, приготовленный способами, описанными выше и поверх него накладывают рамку из светонепроницаемой бумаги. Все закрепляют в изготовленной для печати фоторамке или другом фиксирующем приспособлении и выставляют на свет. Для придания плотного контакта листу пигментной бумаге с негативом допускается применение листа стекла.

Производя с негатива печать следует помнить о сохранении сторон (прямое или зеркальное изображение), т.к. полученное изображение в последующем будет переносится однократно либо двойным и более переносом.

При экспонировании всегда следует избегать попадания на негатив сильного лучей солнечного света, т.к. могут получиться слишком жесткие и контрастные копии. Лучше использовать рассеянный дневной свет. Для смягчения освещения следует использовать прокладки из прозрачной матовой (папиросной) бумаги, матовые пленки и стекла. Отпечаток после засветки еще некоторое время можно оставить в темноте до нескольких часов, это удобно, когда печать осуществлялась при неблагоприятных условиях, особенно зимой, при слабом освещении. Процесс окисления в слое еще будет продолжаться некоторое время.

Экспонирование также можно осуществлять и искусственным светом, содержащим коротковолновую часть спектра (ртутные источники света, галогенные лампы, лампы накаливания большой мощности и ).

Говоря об экспонировании слоев, содержащих хромовые соли, необходимо еще раз подчеркнуть, что оптимальное время экспозиции того или иного материала устанавливается преимущественно экспериментальным путем.

По завершении процесса экспонирования приступают к процессу проявления.

Процесс проявления заключается в размачивании проэкспонированного через негатив пигментного слоя, его переносе на постоянную подложку-основу при однократном переносе и окончательном проявление красочного слоя либо его переносе на временную основу, проявлении и в дальнейшем переносе на постоянную основу- при многократном переносе. Все работы с пигментной бумагой производятся при слабом свете.

Простой перенос.

Проэкспонированную пигментную бумагу и желатиновую бумагу для переноса для размягчения кладут в воду с температурой 12-15С и подводят в воде слой к слою. Удаляют образовавшиеся на слоях воздушные пузырьки. После того, как листы выпрямятся их достают из воды и между слоями фильтровальной бумаги прикатывают валиком слоями друг к другу. Оставляют в контакте на 10-20 минут.

После этого сложенные вместе листы опускают в воду с температурой около 20С и постепенно поднимают температуру до 30С и более.

При медленном покачивании фотокюветы пигмент начнет растворяться и, когда края пигментной и переносной бумаги начнут отставать друг от друга, листы осторожно разъединяют за углы. Красочное изображение должно остаться на переносной бумаге.

Дальнейшее его проявление ведется в теплой воде на наклонном листе стекла, при этом можно применять легкую струю воды воды, мягкую кисть, пульверизатор и др. приемы, позволяющие избирательно вымывать из слоя краску.

Если перенос ведется на шероховатую бумагу, то температуру воды следует поднять до 35-40С.

При допущенном недоэкспонировании слоя проявление идет очень быстро. При переэкспонировании- медленно. Для интенсификации процесса проявления в раствор, которым проявляют красочное изображение, следует прибавить 10 г буры на 100 мл воды. Слой, оставшийся на переносной бумаге чрезвычайно нежен.

Для остановки проявления лист с изображением погружают в холодную воду либо в 5% раствор калиевых квасцов. Дубят, тщательно промывают до удаления из слоя желтого цвета и сушат.

Либо пигментную бумагу и бумагу для переноса слой к слою опускают в холодную воду, по выпрямлению пигментной копии через 1-2 минуты вынимают из воды, прокатывают резиновым валиком и вешают на 5 минут для просушки. Обсохший отпечаток (вместе с переносной бумагой) погружают для переноса в воду с температурой от 40-50С. С появлением по краям выступающей краски листы разъединяют. Изображение переходит (пристает) на переносную бумагу. Изображение проявляют в воде в этой же ванночке или кладут на стекло и поливают струей теплой воды, пока стекающая с изображения на переносной бумаге вода перестанет окрашиваться.

Для более интенсивного проявления, выделения на красочном изображении отдельных участков, в зависимости от замысла, оно обливается водой в смеси с мелкими древесными опилками. После этого изображение на переносной бумаге 15 минут дубят в 40% растворе квасцов и дубят, промывают и сушат. Изображение получилось обращенное.

Другой вариант с простым переносом.

Инсолированную пигментную бумагу и желатиновую бумагу для переноса размачивали в воде при 10-15С (лучше холоднее) до момента их распрямления ("полное распрямление пигментной бумаги говорит о готовности ее к дальнейшей обработке и является самым подходящим для контакта с подложкой"). Клали на стекло оба листа, удаляли избытки воды, притирали гладилкой слоями друг к другу и осторожно прикатывали валиком, не допуская образования между листами воздушных пузырей. Работу вели при неярком свете.

Склеившиеся листы помещали под стекло, под груз и оставляли в таком состоянии на несколько часов, не дожидаясь пока листы высохнут.

Сложенные листы проявляли в воде с температурой до 30С. Не забывали при инсолированнии применять кант из светонепроницаемой бумаги, иначе в дальнейшем было проблематичным легко разделить листы. В воде выдерживали до тех пор, пока краска не начинала струйкой выделяться между сложенными листами. После этого их отделяли с угла.

При необходимости ускорения проявления повышали температуру воды либо к воде прибавли нашатырный спирт, поташ, ускоряющие растворение желатины.

Изображение в пигментной массе прилипало к желатиновой подложке, на которой и вели водой проявление. Признаком готовности отпечатка заключался в том, что с темных мест на красочном изображении не образовывалось подтеков краски.

Отпечаток промывали в холодной воде, закрепляли в растворе хромовых квасцов 2:100.

Для повторного переноса полученное изображение сильно не квасцевали, просушивали при нормальной температуре или сразу же работали с ним без просушки.

Бумагу для второго переноса размачивали в воде, чтобы слой стал липким. Прикладывали ее под водой к листу с изображением, доставали из воды, убрали ее излишки и прикатывали валиком. Временная подложка удалялась, когда отпечатки совсем высохнут.

Матовая структура изображения зависела от того, на какую подложку, поверхность или материал осуществлялся перенос.

Перенос также осуществлялся на временную подложку - бумагу, обработанную раствором воска пчелиного- 1 часть, канифоли -3 части, скипидара- 7,5 частей или переносили на лист целлулоида.

Если изображение на переносной бумаге получилось крайне нежным, то для его укрепления оно предварительно проклеивалось для придания ему прочности и только после этого производился перенос Раствор для проклейки готовиться по рецепту:

Воды                    7100 мл
Желатина                5 г
Хромовых квасцов        3 г

Применялись и многократные переносы- цветоразделенная печать (для двух и более тоновых изображений), изготовленных на разного цвета пигментных бума- гах. Для получения многокрасочных и цветных изображений широко применялся аддитивный способ печати, маски, растушевки в светах и тенях и др. приемы.

При окончательном переносе изображения на другие поверхности их предварительно матировали, полировали и проклеивали 5-8% раствором желатины.


Часть 5

Не требующий переноса способ пигментного печатания

Брали тонкую, прочную, однородную бумагу, по структуре похожую на матовое стекло. Бумагу окунали в теплую воду, распрямляли на стекле большего формата, убирали излишки воды фильтровальной бумагой и наносили на нее тонкий слой теплого пигментного раствора. Раствор готовился так: 10 г желатины клали на ночь в теплую воду, давали ей разбухнуть. Растворяли желатин в 90 г воды до 40С с прибавлением 2 г. сахара и растворенными в 10 г воды 2 г мыла. Немного полученной смеси смешивали с 3 г сажи (другой краски). Все это прибавляли к полученному студню из желатины и мыла. Далее, помешивая смесь, расплавляли ее в водяной бане и расплавом покрывали бумагу.

Очувствляли пигментную бумагу в 5% растворе бихромата калия, намазывая его на оборотную сторону бумаги. Сушили в темноте. Печать производить со стороны, покрытой раствором бихромата калия и заканчивали ее тогда, когда рисунок выступал бурым на желтом фоне, а белые места не становились слегка серыми.

Проявляли, почти в темноте, заставляя отпечаток плавать в холодной воде.

Когда слой размякнет, то приступали к проявлению на свету.

Отпечаток слоем вверх клали воду до 28С или выше и проявляли, постоянно покачивая ванночку. Желатиновый слой сначала растворялся на поверхности слоя, не подвергнутому воздействию света, после растворялся в местах с глубокими тенями, а полутона оставались без изменения, "обрисовываясь лучше чем при других способах".

Для устранения жесткости изображения при печати с очень сильных негативах для очувствления применяли 7% раствор бихромата калия (больший процент содержания в растворе бихромата даваал более мягкий результат).

Если слой сходил с бумаги полностью, то это означало, что допущена передержка под светом.

Проявление хорошо регулировалось повышением либо понижением температуры водного раствора. После проявления отпечаток помещали для дубления в 5% раствор квасцов. Когда при квасцевании исчала желтизна, отпечаток отмывали от избытка квасцов и 2-3 раза ополаскивали . Давали воде стечь и сушили на фильтровальной бумаге.

Г. Беланьи из практики печатания на пигментных бумагах нашел, по его мнению, один из лучших рецептов очувствляющей ванны для слоев на основах желатины, придающий идеальную чувствительность слою, сравнимую со светочувствительностью фотобумаги,- 1-1,5 % раствор бихромата калия.

По просушке бумаги он помещал его в фоторамку, делал прослойку из тонкого стекла и выставлял на солнце. Перенос красочного изображения осуществлял на навощенное стекло, используя пропускную (фильтровальную) бумагу вместо клеенки при прикатывании к нему изображения. В контакте листы держал 10 минут. Изображение проявлял в воде с температурой 37-39С, применяя при этом мягкую кисть. Иногда температуру воды доводил и до 80С .

Г. Беланьи советовал снимок класть в холодную воду на неопределенное время ("не повредит"), проявлял же прибавляя теплую воду. Для второго переноса применял любые бумаги, в зависимости от замысла и желания получить определенный результат. Временная подложка при этом готовил так: Матовое стекло покрывал восковым раствором. Это стекло 5 минут выдерживал в 10% растворе калиевых квасцов, хорошо промывал, делал на него перенос и проявлял. После этого изображение промывал, ополаскивал и дубил квасцами и промывают.

Изготавливались и пигментные диапозитивы либо негативы. Для этого при исполнении диапозитивов пигментную бумагу инсолировали под негативом, а для изготовления негативов- под диапозитивом и переносили красочные изображения на стекло.

Стекло предварительно покрывали расплавом, приготовленном в водяной бане, из 30 г желатины на литр воды. По каплям, к расплаву прибавляли раствор 1 г хромовых квасцов в 100 мл воды. Если, вдруг, внезапно расплав густел, то к нему по каплям прибавляли уксусную кислоту, пока раствор вновь не становился жидким. В нагретом состоянии раствор отфильтровывали и после этого поливали чистое обезжиренное стекло.

Для приготовления пигментных диапозитивов (негативов) рекомендовалось пигментную бумагу в течение 1-2 минут очувствить в растворе бихромата калия крепостью от 10 до 40% (10-40 г на 1000 см3 воды: 10 г- для слабого негатива, 40 г- сильного, плотного негатива) с примесью 3 см3 10% раствора NaOH.

Перенос осуществлялся также на стекло, предварительно покрытое 3% слоем раствора желатины с добавкой 100 см3 2% холодного раствора хромовых квасцов и высушенное при комнатной температуре.

Перенос с пигментной бумаги производился наложением ее на приготовленное стекло в ванной с водой с последующим помещением под пресс. Бумажную подложку удаляли в воде с температурой 40-50С и образовавшееся на стекле изображение после проявления дубили в растворе хромовых квасцов.

Для изготовления диапозитивов (негативов) также предлагалось нанести ватой на стекло смесь насыщенного раствора бихромата калия и 10% с раствора гуммиарабика и выставить его на яркий солнечный свет для просушки и задубливания слоя под светом.

После этого осторожно, чтобы не образовалось воздушных пузырьков наложить на него откопированную и размоченную в воде пигментную бумагу с позитивным либо негативным изображением и прикатать. Проявить в воде. Отмечалось, что пигментное изображение пристает настолько сильно, что даже нет необходимости при печати делать предохранительную черную рамку. После проявления на белых местах легкую желтую окраску легко удаляли в ванной из раствора квасцов или бисульфита.

Также предлагалось проэкспонированную и размоченную пигментную бумагу прикатать не к стеклу, а к листу бумаги, предварительно тщательно навощенной (на бумагу положить кусочек желтого воска с горошину и растереть воск слегка отжатым ватным тампоном, смоченном в чистом бензине и просушить).

После прикатки копии к навощенному листу и короткого пребывания под прессом, пигментную бумагу снимали обычным способом и проявляли на навощенной бумаге изображение. При этом отмечалось, что "не стоит преждевременно волноваться, что изображение как-то плохо проявляется. Оно на просвет мягко, с боку ясно выступает рельеф. Проявляют до тех пор, пока вода не будет совершенно чистою от краски". Далее осуществляли перенос на стекло.

Размоченную переносную бумагу с изображением прикатывали к стеклу, покрытому раствором из воды -100 см3, мягкой желатины- 5 г, хромовых квасцов-0,5 г либо на стекло, предварительно облитое 3% раствором желатины, задубленным в 5% растворе формалина.

Иногда стекло для переноса обрабатывали раствором воды с фуксовым стеклом (раствором жидкого стекла). Изображение переносили на него вышеуказанным способом, также для переноса использовали и любые другие прозрачные подложки. Такие диапозитивы, при необходимости, окрашивали в разные цвета.