Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  4. Ремонт фотоаппаратов  »  Устранение неисправностей механизма выдержек
Устранение неисправностей механизма выдержек
 журнал СоветскоеФото | Опубликовано  03/29/2007 | 4. Ремонт фотоаппаратов |
Часть 1

Неисправности в аппаратах со шторно-щелевыми затворами возникают чаще всего из-за нарушения работы механизма выдержек. Это объясняется тем, что, устанавливая необходимую выдержку затвора, каждый раз поднимают и поворачивают головку выдержек. При этом некоторые фотолюбители забывают, что вращать головку выдержек можно только при взведенном затворе*, или нарушают другие правила эксплуатации, например прилагают при установке выдержки чрезмерное усилие, вращают головку при частично взведенном затворе или не подняв ее и т. д. В результате естественного износа образуется люфт отдельных деталей механизма выдержек.

По этим же причинам возникает порча и других узлов фотоаппаратов. Большая часть неисправностей может быть устранена самими фотолюбителями.

Механизм выдержек у всех моделей аппаратов типа "Зоркий", «ФЭД», «Зенит» одинаков. Он устроен и работает следующим образом. Когда вращением рукоятки 5 (рис. 1,а) заводят шторки затвора, они устанавливаются в положение "на взводе", фиксируемое спиральной пружиной тормоза, помещенной на шейке оси заводной рукоятки. Взвод затвора строго ограничен длиной паза, нанесенного на одну из ограничи тельных шестерен. В нем помещен палец, укрепленный на днекорпуса затвора 5 (рис. 2). Все остальные шестерни вращаются без ограничения. При нажатии на кнопку спуска затвора 4 (рис. 1, а) шторки под действием пружин, помещенных в гильзах, возвращаются в исходное положение. В этот момент включается механизм выдержек.

Одной из основных деталей этого механизма является тормозная защелка 5, которая состоит из стержня и укрепленной на нем защелки. Тормозная защелка приводится в действие двумя пружинами — верхней 8 (рис. 1,а) и нижней 4 (рис. 2). Когда нажимают на кнопку спуска затвора, под действием верхней пружины опускаются нижняя пружина и тормозная защелка. Одновременно первая короткая шторка, тесемки которой приклеены к шкивам оси 1 (см. рис. 1,а), возвращается в исходное положение, а вторая шторка, приклеенная к барабану, связанному с поводком 2, задерживается. Это происходит потому, что тормозная защелка своим вырезом ловит тормозной кулачок 7, укрепленный на поводке. Когда опускают кнопку спуска затвора, нижняя более сильная пружина поднимает тормозную защелку, освобождая тем самым тормозной кулачок, и вторая шторка возвращается в исходноеположение. Так осуществляется выдержка «В». Время выдержки зависит от длительности нажатия на кнопку спуска.

Автоматические выдержки образуются с помощью диска экспозиции 3 (см. рис. 1,б) и рычага 2 с пальцем. Отдельно эти детали изображены на рис. 1,в. Диск экспозиции надет на ось и укреплен одним винтом. В нем просверлены отверстия, которые соответствуют количеству выдержек затвора. Рычаг экспозиции укреплен винтом 1, под которым расположена спиральная пружина. Кроме пальца на рычаге имеется штифт, попадающий в определенное отверстие диска при установке той или иной выдержки.

Когда установлена автоматическая выдержка, работа механизма происходит аналогично вышеописанной, но в то время, когда тормозная защелка ловит тормозной кулачок, палец рычага экспозиции (диск и рычаг вращаются вместе с осью 1 на рис. 1,а) отводит в сторону тормозную защелку, и она освобождает тормозной кулачок и вторую шторку. Время между освобождением первой и второй шторок равно выдержке. Чем ближе будет палец рычага к тормозной защелке, тем короче будет выдержка. При установке выдержки «В» штифт рычага находится в первом слева отверстии, и палец рычага не доходит до тормозной защелки.

Пружина 8 не только давит на защелку сверху и опускает ее вниз, но и прижимает ее к упорному винту 9.

В большинстве случаев механизм портится потому, что спадает пружина 8 и защелка выпадает или оказывается по другую сторону винта 9. При этом либо обе шторки сразу уходят в исходное положение, и выдержки не происходит, либо шторки доходят примерно до половины кадрового окна и останавливаются. Наиболее часто этот дефект наблюдается в аппаратах «Зоркий-5».