Клуб Дальномер - http://rangefinder.ru
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Полезные сведения
http://rangefinder.ru/articles/42/1/Hestandartnye_sposoby_pozitivnoj_fotopechati._Poleznye_svedeniya
А.А. Рябов
 
 А.А. Рябов
Опубликовано 03/26/2007
 

Некоторые полезные сведения о материалах и технике, применяемых в процессах

Позитивные процессы на хромированных коллоидах

КОНСПЕКТ

Составитель Рябов А.А.

Подготовлено Костя Ким


Часть 1

Основным компонентом, служащим основой коллоидных слоев в описанных процессах, служит клейкое вещество: желатин(а), гуммиарабик, крахмал, декстрин, альбумин, рыбный, костный, столярный клеи, различные смолы, лаки, асфальт, другие вещества, способные в присутствии хромовой соли, под воздействием ультракоротковолновой части спектра различных источников света (инсоляции) либо при определенных химических процессах менять свои свойства, т.е. в различной степени задубливаться (становиться нерастворимыми) пропорционально интенсивности света (химического реактива), подействовавшего на них.

Анализируя многочисленные требования, применяемые к перечисленным веществам, следует отметить, что основными из них служили минимальное количество содержания в веществе примеси жиров и определенная температура плавления, как правило не более 30-40 оС, которой в процессе приготовления и работы с коллоидами (слоями) следует строго придерживаться для получения положительных стабильных результатов. Опыт, однако, показал что эти требования к веществам довольно относительны и необходимость столь тщательного их соблюдения, пожалуй за исключением температурного режима, могут быть доказаны только практикой, о чем будет сказано ниже. Следует, однако, помнить, что нагревание желатина до температуры более 50 оС окончательно лишает его способности студениться и следовательно быть использованным в описываемых процессах.

Например, для очистки желатина, наиболее распространенного клейкого вещества, применяемого в процессах, от примеси жиров рекомендовалось в его в расплав опускать небольшие кусочки фильтровальной бумаги, периодически встряхивать и затем фильтровать через увлажненную (стиранную) грубую ткань, фланель, фетр и т.п. Отмечалось, что лучшие сорта желатины для процессов с солями хрома должны иметь или нейтральную или слегка щелочную реакцию. От примесей жира желатин также очищался альбумином, как и столярный клей.

Для придания желатиновому слою прочности (повышения его устойчивости к температуре, механическому и химическому воздействию) его предлагалось обрабатывать в растворе формалина 1:20 либо (40%) либо вводить в него небольшое количество квасцов. Примеси из расплава желатина извлекали добавлением в него куриного белка (альбумина), подвергнув нагреванию до температуры его свертывания белка, но не более т.к. высокие температуры вредят студенению желатина (считается, что для студенения воды достаточно 1% примеси жедатина). После этого расплав отфильтровывался, по студенению мелко крошился, промывался в нескольких водах с
температурой около 22 оС и считался готовым к употреблению. Подробнее этот процесс описывался так: промыть желатин несколько раз в дистиллированной воде, расплавить в водяной бане при температуре не более 45 оС. На 250 мл расплава прибавить альбумин - 1 белок куриного яйца, предварительно взбитый в пену, отстоянный в прохладном месте и отфильтрованный, смешанный с 2 объемами воды и 5-7 каплями нашатырного спирта.

Желатиновый раствор тщательно перемешать с белком и даже взбить его. Потом по каплям прибавить раствор уксусной кислоты (1 часть в 250 частях воды), пока не получится слабокислой реакции (проверить лакмусовой бумагой). Кастрюлю поставить в водяную баню, довести до температуры, когда альббумин полностью свернется, выдержать 2-3 минуты. Свернувшийся белок всплывет на поверхность, а под ним останется чистый слой нужной желатины. Желатину отфильтровать через фланель, смоченную горячей водой. Для ускорения фильтрации можно применить лабораторный гидронасос либо пресс. Теплую желатину разлить на тарелки и по застуднению разрезать на куски, которые промыть в холодной дистиллированной воде в течении суток Полученный очищенный желатин можно применять сразу же в дело, либо высушить на сетках в хорошо проветриваемом помещении. Кстати, следует отметить и другие советы, часто встречающиеся в описаниях процессов, например, в ряде фотографических обозрений говорилось о том, что "обычный пищевой желатин, хорошо промытый, правильно приготовленный и задубленный во много раз более пригоден к процессам на солях хрома, чем специальный, продаваемый в магазинах для этих целей и поэтому более дорогой". В подавляющем большинстве применяемые в процессах калия бихромат (калия дихромат, калий двухромовокислый, хромпик4 K2Cr2O7), аммония бихромат (аммония дихромат, аммоний двухромовокислый4 (NH4)Cr2O7), а также кислоты, щелочи и др. вещества должны быть иметь марку "чистые" либо "химически чистые".

Считалось, что бихромат аммония, по сравнению с бихроматом калия, имеет большую светочувствительность и легче вымывается из слоя, что является главным требованием в обработке слоя после его инсолирования либо химического воздействия на него. При этом, слои с бихроматом калия дают более жесткие и контрастные изображения с высоким рельефом, слои с бихроматом аммония дают более нежные, сбалансированные изображения с сохранением полутонов.

Красное синькали - красная кровяная соль - калия гексацианноферриат - калий железосинеродистый - синеродистое кали - K3[Fe(CN)6].
Квасцы калийные - квасцы обыкновенные - квасцы калиевые - квасцы аллюмокалиевые - Al2 (SO4)3·K2SO4·24H20
Квасцы хромовые - хромокалиевые квасцы Cr2(SO4)3.K2SO4.24H2O
Асфальт в скипидаре - асфальтовый лак. Применялся для покрытия пластин, приготовленных для резьбы по меди.
Другие клеящие вещества - картофельный крахмал варили несколько часов в уксусной кислоте в соотношении 1:1.
Сваренная таким образом застывшая масса промывалась в воде. Продукт застывал, как прозрачное желе, распускался под действием тепла и обладал всеми свойствами желатины и использовался в процессах с
солями хрома.

В описанных процессах встречается клеящее вещество - альбумин. Его готовили из взбитых яичных белков, отстоявшихся в холоде и профильтрованных от волокон и образовавшейся при взбивании пены.


Часть 2

Так как светочувствительность хромированных коллоидов и других слоев, применяемых в описанных процессах, довольно низка, что требует продолжительного времени экспозиции, то на практике всегда применялась контактная печать со стеклянных фотопластинок, пленок с негативным или позитивным изображением. Они, к сожадению, в настоящее время практически недоступны для широкого круга фотолюбителей и дороги. По причине низкой светочувствительность слоя не практиковалась проекционная печать, хотя в описаниях встречаются опыты по применению проекторов со светом дуговых ламп и магния.

В процессах широко предлагалось использовать печать с бумажных негативов или позитивов, которые, по мнению разработчиков, дают на практике более художественные отпечатки с большими подробностями в деталях, светах и тенях и предоставляют автору широкие возможности по внесению в изображение, в соответствии с его замыслом, существенных корректив. Считалось, что бумажный негатив, если он был правильно проявлен, всегда имеет более подробностей снятого предмета с детально правильным соотношением передачи его цветов, чем негатив на стекле или пленке. Особенно широко такие негативы использовались в масляном, пигментном, гуммиарабиковом процессах, где требуются большие увеличения. Считалось, и это очевидно, что с такими негативами безопасно и удобнее работать, их легче хранить.

Бумажные негативы и позитивы рекомендовалось изготавливать на тонкой фотографической бумаге, при необходимости ретушировать их либо обрабатывать другими приемами, применяя растушевки, осветления, зачернение, дорисовки краской, карандашом, трафареты, составление или совмещение изображений с нескольких негативов, позитивов и т.д. Интересные результаты получались при печати с негативов, обработанных по слою наждачной бумагой, печати на хромированном коллоиде с применением прокладок из тонкой папиросной бумаги, матовой пленки, тонкой ткани и др. материалов, придающих окончательному изображению некую размытость, текстуру. Предлагалось при печати использовать листы стекла с нанесенным по нему слоем густого вазелина по которому кистью наносились характерные для живописи мазки.

Приготовленному бумажному негативу либо позитиву различными способами придавалась прозрачность:
негатив натирался (пропитывался) со стороны оборота смесью из 5 частей скипидара и 1 части канадского бальзама, смолы ели или сосны, разведенной в скипидаре или ацетоне;
со стороны оборота негатив обрабатывался тампоном, увлажненным чистым керосином до равномерной прозрачности. Для
восстановления первоначального вида бумажный негатив следовало высушить в печи или прогладить утюгом;
прозрачность на долгое время бумаге сообщалась втиранием досуха в оборотную сторону смеси их парафинового масла 10 г, касторового масла 5 г, лавандового масла 10 г и бензина 75 г. Таким образом изготавливались бумажные транспоранты и диапозитивы для проекции светом. В этих целя также применяли расплав смеси 40 частей парафина и 10 частей льняного масла, которым при температуре до 800С градусов до совершенно прозрачного слоя с оборота натирался лист фотобумаги;
смесью вазелина и керосина, смесью скипидара и терпентина, пропитыванием бумаги касторовым маслом.

Для приготовления бумажных негативов рекомендовалось фотобумагу проявлять в неконтрастно работающем растворе, в частности содержащем:
Воды..............100 мл.
Сульфит натрия....5 г.
Глицин............1 г.
Вода..............100 мл.
Поташ.............20 г.

Проявление прекращали, как только станут затягиваться света вуалью. В нужных местах негатив ослаблялся кистью 1-2% раствором гипосульфита с 0,5 % раствором красной кровяной соли. Работа велась раствором красной кровяной соли, после чего следовала ее смывка кистью с водой и обработка гипосульфитом. Рекомендовалось мелкие части рисунка обрабатывать со стороны фотослоя, а большие части с оборотной стороны. Приготовленный там способом негатив, как отмечал С. Саврасов, "промасливать совершенно нет необходимости. Даже в пасмурный зимний день света обычно бывает достаточно для нужной инсоляции".

Другие разработчики процессов для печати применяли негативы и позитивы изготовленные на стекле посредством других, описанных ниже процессов.

Понятно, что в современных условиях также потребуется немало времени и расходных материалов для изготовления при контактной печати требуемого формата именно бумажного негатива (съемка на фотопленку, проекционная печать позитива на фотобумаге, контактная печать с него на фотобумагу негатива и т.д.), однако для фотолюбителя владеющего необходимыми знаниями и навыками это проблемы составить не должно. Например, съемку объекта можно осуществлять на обратимую фотопленку и с полученного позитива на фотобумаге воспроизвести негатив, или с негатива, отснятого на фотопленке, контактным способом на позитивной фотопленке низкой чувствительности получить требуемый позитив, с которого также изготовить бумажный негатив.


Часть 3

В этой связи пристального внимания заслуживают опыты ряда фотомастеров, связанные с разработкой ими способов придания хромированным коллоидам более высокой светочувствительности и использования в процессах проекционной печати. Некоторые авторы предлагали несложные конструкции фотографических аппаратов для экспозиции вместо негативной фотопленки на фотобумагу с линзовыми объективами и камер, в которых вместо объектива используются отверстия малого диаметра. Причем в описаниях последних, по существу камеры обскуры (стеноп), отмечается, что используя малые отверстия можно легко получить негативы требуемого формата, с которых изготовить позитивные снимки, отличающиеся необыкновенной гармоничностью, точностью передачи всех деталей, сюжета и перспективы, "изображений настолько естественных и максимально приближенных к тому, что видит человеческий глаз, что не в состоянии воспроизвести самый совершенный фотографический объектив. Среди окружающей нас природы в жизнь вносит диссонанс все, что неестественно: действует ли это на слух или на зрение. Так и в этом случае, как и везде, победа будет на стороне правды".

Для т.н. «безлинзовых» камер предлагалось руководствоваться следующими правилами:
№ иглы 12 - дает фокусное расстояние 16 см (рекомендуемый формат изображения 9 х12)
№11 - 23 см - 13х18
№10 - 32 см - 18х24
№9  - 40 см - 24х30

При увеличении фокусного расстояния экспозиция (выдержка) соответственно увеличивается.

Для определения точного времени экспозиции (инсоляции) светочувствительного слоя через негатив или позитив при контактной печати использовались фотометры, сложные в изготовлении и не во всех случаях, оправдывавшие себя положительными результатами. По этой причине в описанных процессах редко встречаются рекомендации о точном времени экспозиции (инсоляции) слоя и указывается, что результат достигается постоянной практикой и устанавливается, как правило, опытным путем

Рекомендовалось производить печать без фотометра, для чего "сделать на черном свободном месте негатива киноварью или черной краской небольшой крест, который будет непроницаем для света. Когда при инсоляции крест начнет проступать, «выкопировываться» на коричневом фоне бумаги (слоя), копирование прекращают. Это верный признак того, что свет начал пробивать темные места на грунте негатива. Как показала практика, описываемый способ более надежен нежели применение фотометра". Рекомендовалось "всегда вести наблюдения за печатью на хромированном слое. Изображение должно быть видно на просвет через пигментный слой, при обращении его к свету. При этом, когда на просвет становились видны пропечатанными тени (наиболее глубокие), то не дожидаясь появления, следовало печать прекратить и приступать к проявляют отпечатка". Отмечалось, что при инсоляци, например в пигментном процессе, лучше всегда несколько перепечатать.


Часть 4

Цветоразделенная печать. Цветная печать

Съемка, как правило неподвижного объекта, производилась через красный, зеленый и синий (фиолетовый) светофильтры. Полученные желатиновые матрицы обрабатывались соответственно краской синей, красной, желтой. Краска на лист с конечным изображением печаталась в порядке: красная, желтая, синяя. При этом рекомендовалось желатиновый слой готовить на стекле или пленке и печатать в цвете с матриц, обработанных в корешковом растворе из глицерина и гипосульфита.

В описаниях встречалось, что
1 мл воды содержится в 20 каплях
1 мл серной кислоты....29 капель
1мл азотной кислоты....27 капель
1 мл эфира.............83 капли
1мл уксусной кислоты...38 капель
1 мл 96 о спирта.......62 капель
1мл скипидара..........55 капель
1мл масла прованского..47 капель

1 мл воды при 20 оС равен 1 см3 воды

В 1 мл 10% содержится 0,1 грамма вещества ( например вместо 0,5 г. сухого вещества берут 5 мл его 10% раствора).

Для приготовления 10% раствора вещества берут 10 г основного вещества, растворяют его в небольшом количестве воды и объем воды доводят до 100 мл. Для приготовления 30% раствора 30 г вещества разводят небольшим количеством растворителя (воды) и объем доводят до 100 мл.

В любых процессах в работе с растворами хромовых солей необходимо помнить:
1. По мере высыхания обработанного раствором хромовой соли слоя он приобретает светочувствительность.
2. Работу с растворами хромовой соли допускается производить в помещениях с нормальным освещением (при отсутствии яркого солнечного света).
3. Просушку любых слоев, обработанных раствором хромовой соли и работу с ними (до полного вымывания из слоя хромовой соли, о чем будет свидетельствовать отсутствие в слое желтой окраски), производить только в затемненном помещении либо при неактиничном освещении.