Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
 А.А. Рябов | Опубликовано  03/26/2007 | 1.2. Темная комната |
Часть 3

Впервые в обобщенном виде принципы различного взаимодействия солей хрома с коллоидами под действием света т.н. "инсоляции" сформулировал Даванн (1890 г.):

1. Желатин, альбумин и клеи в соединениях с хромовыми солями становятся нерастворимыми в местах инсоляции пропорционально интенсивности (продолжительности) воздействия на слой света, и это может быть использовано в приготовлении на различных материалах матриц и печатных форм для травления в щелочах , кислотах, растворителях и т.д. Инсолированный слой менее подвержен растворению.

2. Горячая вода оставляет на обработанном светом хромированном слое коллоида рельеф. Чем интенсивнее слой подвержен свету, тем ниже рельеф, что может быть использовано для изготовления гальванопластических, гипсовых и алебастровых рельефных форм.

3. При размачивании в холодной воде инсолированны слой менее подвержен разбуханию. На слое возникает видимый рельеф, что можно использовать в приготовлении желатиновых форм, матриц, клише и печати с них изображения различными красками;

4. В местах различной степени инсоляции слой приобретает и различные степени липкости (клейкости, способности удерживать жирную краску). Это явление можно использовать для печати изображений по принципу литографии. Краска, наносимая кистью, валиком либо другим способом в нужном для изображения количестве остается на подверженных свету участках.

5. Увлажненный негатив в местах инсоляции в меньшей степени принимает мелкую сухую краску (пыль, порошки), что может быть успешно использовано в порошковой и эмалевой печати. Для визуализации рельефа вымывания в желатиновый или другого коллоида слой следует ввести пигмент (окрашенное нерастворимое соединение), тогда при проявлении горячей водой на подложке остается видимое изображение. Однако на практике этот процесс оказывается более сложным: проявлять приходится после переноса экспонированного слоя на другую (временную) подложку, а по завершении проявления, чтобы сделать зеркальное изображение нормальным, необходим повторный перенос слоя на постоянную подложку.

Существует и другой способ визуализации: после копирования светом через негатив либо позитив слой размачивают в холодной воде, на созданный еще влажный рельеф набухания наносят масляную краску, которая удерживается только на задубленных участках (масляный процесс) и после этого воспроизводят нормальное изображение, соответствующее объекту фотографирования. Легко понять, что при копировании под негативным изображением задубливание происходит по месту прозрачных участков, соответствующих теням объекта, а при визуализации в этих местах как раз и остается пигмент, т. е. в конечном счете формируется позитивное изображение.

Необходимое задубливание слоя хромированного коллоида в соответствии с распределением яркостей в объекте может осуществляться не только прямым путем " непосредственным действием света при печати через негатив, но также и непрямым" химическим дублением. Последнее производится наложением на размоченный фотоотпечаток мокрого слоя хромированного коллоида," тогда в этих слоях происходят восстановительно"окислительный процесс между бихроматом калия и серебром, содержащимся в фотобумаге и соответственное задубливание коллоида. Визуализация при этом методе совершается так же, как описано выше.

В России этими процессами занимались в начале XX века и в послереволюционное время. Крупными специалистами, внесшими в эту область заметный вклад, были два киевских профессора" Б.И. Фаворский и Н.А. Петров. Он как портретист выступал на многих отечественных и международных фотографических выставках. В одном случае он создавал изображение в темной тональной гамме, освещая лишь лицо пучком направленных лучей; в другом случае достигал импрессионистского эффекта, снимая мягкорисующим объективом и скрадывая рисунок; в третьем случае, отрабатывая одну часть изображения, остальное, посредством бромомасляного процесса, оставлял недосказанным,— получался снимок в светлой тональной гамме, как бы карандашный эскиз.

Первый в 1909 г. разработал "озобромный" усилитель, давший возможность воздействовать на такие слабые негативы, усилить которые другими средствами не представлялось возможным. Этот способ с успехом применяли в археологических фотосъемках, в судебной фотографии.

Специалистом в области фотомеханических процессов в России был А. А. Поповицкий, один из основателей и первый ректор Высшего института фотографии и фототехники в Санкт"Петербурге. Он описал упрощенный способ печати для изготовления значительных тиражей отпечатков с одной формы, изготовленной из ромированного коллодия.

Активными пропагандистами и практиками в области хромированных коллоидов в послереволюционные годы были В.И. Улитин и П.В. Клепиков, интересы которых были сосредоточены главным образом в части применения процессов в создании художественных произведений. П.В. Клепиков подробно изучал, собирая сопоставляя рецептуру, разные варианты прямых и непрямых методов печати, и в результате в 1938 году опубликовал ценную монографию, в которой собрал исчерпывающие сведения по данным способам позитивной печати.

Ими были разработаны разнообразные варианты использования хромированных коллоидов в позитивной печати. Была предложена вместе с тем обширная рецептура, хотя сами эти процессы успешно использовали только фотографы"художники с большим стажем.