Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
 А.А. Рябов | Опубликовано  03/26/2007 | 1.2. Темная комната |
Часть 2

Бромомасляный процесс давал еще большую свободу фотографу. Пигментировали не отпечаток на хромированной желатине, а бромосеребряное черно"белое изображение, которое предварительно обесцвечивалось особым раствором; в слое получалась окись хрома, которая и дубила желатину. В сущности, перед фотографом лежал почти совершенно чистый лист бумаги, на котором он мог воспроизвести картину в соответствии с художественным замыслом.

Применение мягкорисующих объективов, позитивный процесс на солях хрома и подобные ему — все эти новшества давали результаты, не похожие на ценившиеся до тех пор в фотографии. Практики нового течения в художественной фотографии называли эти приемы “облагороженной техникой” и, пользуясь ими, резко отгораживали себя от прикладной рекламной, научной, хроникальной фотографии для прессы. Они часто получали окончательный вариант снимка в единственном экземпляре, что тоже сближало их больше с практикой художников, нежели фотографов"техников или репортеров. Новые приемы съемки и обработки отпечатков как раз соответствовали манере художников"импрессионистов. Снимки, полученные способами печатания на солях хрома, или снимки с эффектами мягкорисующей оптики, напечатанные к тому же на шероховатой бумаге, очень отличались своим видом от истинных фотографий. Они скорее напоминали цветной карандаш, гуашь, темперу или пастель.

Сегодня трудно ответить, кто вышел победителем из возникшего спора. Пожалуй, данной теме должен быть посвящен отдельный труд. Известно только, что, отстаивая свою точку зрения, мастера фотографии, в подавляющем большинстве профессиональные живописцы, мастера графики, сделали все возможное в стремлении приблизить фотографию к произведению искусства.

Доказательством служат произведения фотоживописцев, вполне заменяющие рисунок карандашом, акварелью, масляной краской, пастелью, гравюру, офорт и т.п., созданные на основе разработанных приемов, позволяющих противопоставить "бездушным факторам", механически воспринимающих мельчайшие, несущественные детали, изображения с абсолютной иллюзией рельефа, со смягченными, стушеванными, лишенными ясности и некоторой детальности контурами отображаемых объектов.

Дальнейшее развитие фотоживописи послужило широкому внедрению фотографии в науку и издательское дело. При этом, разработанная техника представила собой надежный и доступный инструмент выражения замысла автора и своего отношения к избранному сюжету, инструмент позволяющий любому, имеющему стремление и владеющему основами фотографии и химического процесса, выделить в сюжете главное, придать изображению ту,
только ему доступную неповторимость высокохудожественного произведения.

"Воплощение идеи, подчинение техники замыслу и руке автора" - стало девизом школы мастеров фотоживописи.

Ныне, к величайшему сожалению, из-за отсутствия достойной, за редчайшим исключением, пропаганды этого направления в искусстве, перечисленные процессы практически забыты. Нет по ним какой-либо справочной и иной литературы, содержащие обобщенные сведения о технических приемах фотоживописи (кроме нескольких, за последние 20-30 лет статей, опубликованных журналах по вопросам фотографии). А ведь в дореволюционных российских изданиях, а их по скромным подсчетам было более трех десятков, их описанию уделялось самое пристальное внимание.

Какие это были статьи! В них, наряду с доступным описанием технической стороны вопроса, отмечалось, например, что процессы "несколько сложны, но подкупают удивительной красотой и нежность печатания, разнообразием красок, полной неизменяемостью их во времени". Содержание каждой статьи несло в себе идею об исключительности каждого, кто приобщил себя к искусству фотоживописи" таинству, когда целиком в вашей власти распорядиться и одушевить то, что удалось "выхватить посредством объектива" из окружающей вас действительности.

Предлагаемое Краткое описание позитивных процессов печати на хромированных коллоидах, как представляется мне, в некоторой степени может восполнить утраченное.

Применение в фотографии хромированных слоев коллоидов (желатины, различных клеевых веществ, гуммиарабика, альбумина и поливинилового спирта и др.), т.е. слоев из этих веществ, обработанных растворами бихромата калия или бихромата аммония, основано на фотохимическом восстановлении в слое под действием света данных соединений в присутствии коллоида и задубливании последнего продуктами низших окислов хрома. При этом коллоид в местах действия света теряет растворимость в горячей воде, образуя в слое рельеф вымывания, в холодной же воде уменьшается его набухаемость, что также ведет к образованию рельефа.

Светочувствительность бихромата калия в присутствии органических солей была впервые установлена в 1832 году, а возможность его применения для фотографии показана англичанином Понтонном, наблюдавшим изменение окраски пропитанной раствором бихромата калия бумаги. Однако открытие светочувствительности хромированной желатины принадлежит Фокс Талботу (1852 г.).

Большие успехи в области получения фотографического изображения с применением бихромата калия были достигнуты Пуатвеном, который в 1855 году запатентовал способ фототипии: нанесение на задубленное фотохимическим способом желатиновое изображение масляной краски с целью его визуализации или для получения клише, подобного литографскому.

В 1858 году впервые был осуществлен гуммиарабиковый процесс, в котором применяли различные пигменты: уголь, битум и др.

В 1864 году Сван описал пигментный процесс. Далее последовали изобретение озотипии" усовершенствование масляного способа, а после того" предложение применять этот способ при химическом дублении, т.е. в виде так называемого бромомасляного способа (бромойль). В 1919 году был описан процесс карбро, представляющий собой видоизменение процесса озобром.

Пигментный и озобромный процессы нашли применение в субтрактивном методе цветной фотографии, который начал практиковать в 1869 году Дюко Дю Орон. В продажу поступали комплекты окрашенных в желтый, пурпурный и голубой цвета желатиновых слоев на пленочной подложке. На них печатали с цветоразделенных негативов одноцветные диапозитивы, при переносе с которых при наложении друг на друга окрашенных слоев возникало цветное изображение.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№1 из 4, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
  2. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Полезные сведения
  3. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
  4. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Озобромный процесс