Разделы:
Дополнительно:
Новое на форуме:
Это интересно:
  1. Ремонт Фотоаппаратов в HTML
  2. Ремонт фотоаппаратов Зоркий
  3. LFI – тест пятнадцати черно-белых фотопленок
  4. Случайность или тенденция?
  5. Дальномерный эксклюзив (leica m7)
Пока статей нет.
Популярные авторы:
  1. Костя Ким
  2. Редакция Дальномера
  3. Товарищ Михельсон
  4. З. А. Вишневский
  5. М.Ф. Яковлев
Пока ни одного автора нет.
 »  Главная  »  1. О Фото  »  1.2. Темная комната  »  Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
 А.А. Рябов | Опубликовано  03/26/2007 | 1.2. Темная комната |
Часть 1

Один греческий философ так определил основной закон всякого искусства: “Искусство не должно противоречить истине, но в тоже время и не должно воссоздавать ее целиком. Искусство призвано отвлекать из действительности лишь характерные черты, отбрасывая все несущественное”.

Сомнений не возникает, когда перед вами, например, живописное полотно, мастерски созданное по замыслу и, подчеркну, исключительно рукой художника. Раз так, то что делать с фотографическим снимком?

Открытие явления светочувствительности, развитие и повсеместное распространение фотографии, послужили возникновению многочисленных споров в этой области, суть которых сводилась к одному: можно ли фотографический снимок как продукт действия "бездушных факторов": света, линзы, свойств фотоматериала, химического процесса и т.п. отнести к произведению искусства, поставить снимок в один ряд с художественным произведением, и насколько способно изготовленное фотоизображение быть продуктом психологической деятельности автора, отражающим личность автора.

Тогда-то одаренные фотографы"любители и незначительная часть профессионалов обратили свои усилия на поиски таких выразительных средств, которые позволили бы фотографии сблизиться не столько с устоявшимися, сколько с новыми стилями пластических искусств и тем самым занять, наконец, свое место в среде художеств.

Вот как формулировал новые требования известный деятель фотографии, редактор журнала “Вестник фотографии” Русского фотографического общества в Москве А. Донде: “Художественная светопись имеет целью создание при помощи методов фотографии художественных картин. Художественным же снимком мы назвали такой, в котором — и это самое главное — ясно виден замысел автора, выявлены его идея, его переживания, его отношение к сюжету съемки. Поэтому художественный отпечаток должен выделять главное и подавлять подробности; в этом будет его художественность внутренняя. Внешняя должна заключаться в красивом распределении масс, пятен света и тени, целесообразном выборе позитивного материала, цвета и монтировки соответствующих идее работы и замыслу автора. Главный козырь фотографии— сходство полное, “фотографическое” сходство — в художественной фотографии имеет значение второстепенное” (Донде, 1913).

Вспомнили об изобретении француза Пуатвена. В конце 50"х годов прошлого века он разработал способ получения отпечатков на бумаге с фотослоем, изготовленным не на солях серебра, а на солях хрома. Он пользовался бумагой, покрытой хромированным гуммиарабиком с примесью краски, выбранной самим фотографом. Пуатвен получал довольно грубые отпечатки, лишенные подробностей.

Позже нашли несколько других разновидностей позитивного процесса. Возникли пигментный, гуммиарабиковый, масляный и бромомасляный (бромойль) способы печати. Появились и позитивные процессы на солях других металлов: платинотипия, цианотипия, аргентотипия. Фотограф мог вносить в отпечаток существенные изменения, стилизовать его. Пигментный способ позволял, например, придать снимку вид гравюры. Платинотипия давала большую сочность отпечатку и глубину тонов. Свободу фотографу предоставлял гуммиарабиковый процесс. Лист бумаги покрывали посредством кисти смесью из гуммиарабика, краски и раствора двухромовокислого калия. Когда слой высыхал, на нем обычным контактным способом производили печать с негатива. Отпечаток проявляли в холодной воде. Не задубившаяся на свету часть соединения двухромовокислого калия и гуммиарабика вымывалась.

Чтобы лучше передать полутона, прибегали к многократному повторению процесса с одним и тем же отпечатком. От автора зависел выбор бумаги соответствующей фактуры и краски нужного цвета. Сообразно своим намерениям он мог при проявлении изменять соотношение светлых и темных, мест на любом участке снимка, мог уничтожить лишние подробности, создать впечатление рисунка углем, мазка кистью на полотне.

Масляный процесс заключался в следующем. Бумагу, предварительно покрытую слоем желатины, очувствляли двухромовокислым калием. Затем, после сушки, ее рикладывали к негативу и экспонировали на свету. Хромированная желатина на бумаге под действием света дубилась и теряла способность впитывать воду и разбухать. Это происходило на тех участках бумаги, на которые попадало больше света. После промывки отпечатка на бумагу толстой кистью наносили масляную краску; к задубленным участкам она приставала больше, к участкам же, соответствующим светлым местам изображения, — меньше. Фотограф мог ослаблять или усиливать концентрацию раствора, очувствляющего бумагу, брать краску большей или меньшей густоты, изменять характер движения кисти,— все это помогало ему достигать желаемого эффекта.

Серии материалов, сходных по тематике
Эта статья из серии материалов ч.№1 из 4, так же рекомендуем ознакомиться и с остальными частями:
  1. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Из истории
  2. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Полезные сведения
  3. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Пигментный (угольный) процесс
  4. Нестандартные способы позитивной фотопечати. Озобромный процесс