Клуб Дальномер - http://rangefinder.ru
Olympus XA test report
http://rangefinder.ru/articles/36/1/Olympus_XA_test_report
Modern Photography magazine
 
 Modern Photography magazine
Опубликовано 12/8/2006
 

Olympus XA test report.

© Modern Photography, November 1979

© http://www.geocities.com/maitani_fan2/xa_test_report.html

© Перевод: Костя Ким (costo.kim@gmail.com)


Часть 1

Хроника современных компактных полнокадровых 35мм камер берет начало в 1967 году, когда впервые появился Rollei 35 – шкальная камера со складным объективом. В течение долгого времени – до появления, если быть точным, Minox 35 EL в 1976 году – этот маленький Rollei, в его разнообразных реинкарнациях производства Германии и Сингапура, безраздельно правил рынком. Затем, наступая на пятки более компактному и легкому складному Minox, Rikoh выбросил на рынок чуть более крупный FF-1 – складной шкальный аппарат с автоматом экспозиции, 35мм и все еще карманного размера, близкий по возможностям к пластиковому Minox; Vivitar также дебютировал со своим карманным автоматическим аппаратом 35EM со складным объективом. В то время как Rollei 35 и 35S продолжали выпускаться практически без изменений, ни для кого не секрет, что эти чуть более крупные и тяжелые, практически аналогичные камеры встретили плотную конкуренцию со стороны современников Германского и Японского производства с приоритетом диафрагмы, в частности наиновейшего Minox 35GL. Теперь и Olympus присоединился к схватке в области 35мм компактов со своим новым XA, расположившимся между Minox и Rollei по размеру и массе, но несущий в себе возможности, недоступные в любой другой 35мм камере – карманной или полноразмерной – из выпускавшихся доселе. Однако этот факт вряд ли будет сюрпризом, если принять во внимание, что концепция и суть камеры были рождены главным конструктором Olympus, Y. Maitani, разработавшим такие блестящие и неординарные системы как полуформатный Olympus Pen и полноформатный Olympus OM.

Olympus XA в закрытом состоянии устанавливает высокую планку отточеного, уравновешенного и приятного дизайна. Обратите внимание на расширенную площадь нижней поверхности, позволяющую использование плоских поверхностей для упора.

Возможно самая удивительная вещь в XA – это то, что в отличие от четырех других перечисленных камер, XA не складывается и его объектив не «въезжает» в корпус при закрытии камеры. И каким, скажите мне, образом кто-то смог разработать полнокадровую 35мм карманную камеру всего около полутора дюймов в толщину без «выезжающего» объектива? Ответ: используя изобретательность в оптике. Объектив Olympus XA – нескладной Zuiko 35mm f/2.8 – использует оптическую схему, которая является, мягко говоря, уникальной. Эта схема из 6 элементов в 5 группах может быть наилучшим образом охарактеризована как «перевернутый ретрофокусный широкоугольный объектив», сконструированный для минимизации общей длины объектива (около 31мм от передней линзы до плоскости пленки) в сравнение с его фокусным расстоянием – по образу и подобию настоящих телеобъективов. Для покрытия полного 35мм кадра в данном случае необходим задний элемент большого диаметра, и, для обеспечения жесткости и малой глубины, была выбрана внутренняя фокусировка (перемещением третьей оптической группы вперед-назад). Проблемы оптики, которые в результате должны были быть разрешены при таком неортодоксальном подходе, были огромны, как следствие, потребовалось применение стекол с высоким показателем преломления для контроля аберраций в поле изображения, а оптические элементы должны были изготавливаться и собираться с повышенными требованиями к допускам.

Как никакой другой, «перевернутый ретрофокусный» объектив XA из 6 элементов в 5 группах измеряется всего в 31мм от плоскости пленки до передней линзы. Достижение такой экстремально плоской конструкции привело к необходимости применения крона с высоким преломлением в заднем элементе и специального флинта во втором.


Часть 2

Стоила ли овчинка выделки? Очевидно, частично ответ на этот вопрос будет дан в оптических тестах этого обзора, но одно преимущество можно назвать с уверенностью: такая конструкция позволила (инженеры-оптики могут поправить: неизбежно повлекла за собой) использование дальномера – вещи, недоступной во всех вышеперечисленных компактах. И, имея преимущество в точности фокусировки, предоставляемой дальномером, маленький Olympus фокусируется вплоть до 0.85м – это меньше, чем у конкурентов (кроме Ricoh).

Как вы возможно ожидаете, дальномер XA тоже не совсем обычен. С базой лишь чуть больше 5/8 дюйма, этот дальномер – один из самых короткобазных, когда-либо встроенных в полнокадровую 35мм камеру; фокусировка производится специальным рычажком внизу объектива и шкалы установки чувствительности пленки, при этом фокусировка по всему диапазону означает поворот рычажка на величину около полудюйма! Дистанция фокусировки (градуирована в футах в варианте для американского рынка) считывается через небольшой сектор, видимый с верхней стороны. Те, кому не понравится пользоваться рычажком, могут фокусироваться с помощью изогнутой поверхности нижней части пластикового кольца, к которой крепится рычажок.

Пожалуй лучшим подтверждением того, что XA задумывалась как исключительно карманная камера, является отсутствие отдельного чехла или крышки для объектива. Вмесно них установлен несъемная сдвижная крышка, несколько неуклюже именуемый Olympus как «dust barrier». Во всяком случае это решение (довольно выпуклое с виду) столь же функционально сколь и необычно, выделяющееся эффективной защитой объектива и видоискателя – спереди и сзади – без значительного увеличения размеров камеры, а его плавные контуры позволяют легко класть и вынимать камеру даже в узкий карман. Что же насчет окошка дальномера, спросите вы? Не волнуйтесь. Как только вы начинаете закрывать крышку, маленькая шторка закрывает окно дальномера, формируя из камеры практически герметично закрытый «кейс». На самом деле, единственный аксессуар в комплекте – небольшой тканый ремешок, крепящийся на завес задней крышки (там даже белая стрелочка для напоминания об этой фиче).

Для открытия задней крышки необходимо закрыть крышку объектива и полностью поднять рулетку обратной перемотки. Внутри вы обнаружите хорошо отделаный пластиковый интерьер, довольно мощный замок задней крышки и приемную катушку со множеством прорезей под пленку, расположенную прямо под рифленым колесиком перемотки пленки (его конструкция позаимствована у «оригинального» Olympus Pen, анадлогичные решения можно найти в компактных 35мм камерах Minox и Vivitar). Справа внизу от кадрового окна находится зубчатое колесико протяжки пленки. В верхней части XA находится небольшой, но четко различимый автоматический счетчик кадров (справа), прямоугольная оранжевая кнопка спуска (справа, ближе к центру), воздействующая на микро-переключатель, обеспечивающий мягкое и безвибрационное срабатывание, и примерно в середине, в рифленой секции над видоискателем, среди прочего, миниатюрный «излучатель», в некоторых условиях производящий не очень громкий, но тем не менее пронзительный звук (см.ниже).

Ну раз уж мы взялись за камеру, давайте перевернем ее «вниз головой» и посмотрим чем могут быть полезны расположенные там «штучки-дрючки». Кроме обычного набора из батарейной крышки (с вырезом под монету), кнопки обратной перемотки, и слегка децентрованного штативного гдезда, XA щеголяет небольшим рифленым рычажком, «украшенным» белой меточкой. В нормальном положении рычажок находится в положении «выключено»; поворачиваясь, он может занимать еще 3 положения с четкой и понятной маркировкой их значений. Первое положение – компенсация контрового света (backlight compensation) – вводит поправку экспозиции +1.5 ступени; размечена как "+1.5-back light"; чрезвычайно полезная функция в автоматической камере с приоритетом диафрагмы и отсутствием ручного управления выдержкой. Без этой функции можно обходиться, корректируя значение чувствительности пленки, что однако грозит «забыванием» о поправке и браком, в XA не смотря на отсутствие индикации поправки в видоискателе не позволит фотографу забыть о ней – банально - из-за «торчащего» рычажка. При переводе рычажка во второе положение, помеченное «Check», то, если батарейки MX76 «живы-здоровы», происходит две вещи: камера издает продолжительный высокий звук и загорается красный светодиод около шкалы диафрагм на передней стенке камеры. Последняя, третья позиция, помечена как "Self Timer" – автоспуск с задержкой 12 секунд, срабатывающий при условии полного открытия крышки обектива. Как Вы возможно догадываетесь, при этом задействуются вышеупомянутые светодиод и «пищалка», «пикающие» с частотой 2 раза в секунду для напоминании об активации автоспуска. Однако еще более замечательной вещью является то, что рычажок переключения функций в позиции "Self Timer" выдается примерно на 3/8 дюйма вперед, позволяя более-менее устойчиво поставить камеру на неровную или наклонную поверхность – весьма остроумное решение.

Ну вот мы достаточно освоили функциональность XA, давайте попробуем аппарат в деле. При закрытой крышке объектива, потяните вверх рулетку обратной перемотки для открытия задней крышки и зарядите пленку обычным способом. При закрытой крышке объектива и открытой задней стенке, камера допускает срабатывание затвора (выдержка при этом около 1/8 с) для обеспечения перемотки пленки при зарядке. Теперь захлопнем заднюю крышку, откроем переднюю и установим чувствительность пленки (ASA25-800) небольшим, но четко фиксированным колесиком непосредственно под объективом. Для съемки остается лишь (кроме проверки состояния батарей) установить желаемую диафрагму на вертикальной шкале справа от объектива (f/2.8 to f/22). Для этого просто установите маленький заостренный переключатель так, чтобы его белая метка указывала на нужное значение апертуры. Если Вы доверили камеру новичку, которого может озадачить необходимость управления диафрагмой и фокусировкой, просто установите значения апертуры и фокусировки на оранжевые метки – это выставит объектив на гиперфокальное расстояние с достаточно открытой диафрагмой для съемки на допустимых выдержках, что позволит получить достаточно резкие снимки в большинстве ситуаций.

Экспозиционная автоматика использует два CdS элемента. Первый – немаскированый – датчик управляет экспозицией; второй датчик заслонен серией калиброваных отверстий убывающего диаметра, сопряженных с диском установки чувствительности пленки: в зависимости от установленного значения ASA, датчик оказывается прикрыт маской того или иного диаметра. Рычажок управления диаврагмой перемещает плату апертур, расположенную перед светоприемником. Электромагнит в нижней части камеры контролирует работу двухлепесткового металлического затвора.


Часть 3

Итак, вот он судьбоносный момент: мы приступаем непосредственно к съемке. Хватаем клешней крышку объектива за 3 текстурированные поверхности (2 «кругляша» спереди и сзади, и рифление сверху) и сдвигаем в крайнее левое положение. This is a commendably smooth operation provided you do it gently. Теперь поднесите XA к глазам - видоискатель поприветствует вас ярким и четким изображением (увеличение ~0.6X) с легким пурпурным оттенком и с контрастным желтоватым прямоугольником дальномера в центре. В углах видоискателя, с трудом просматриваемых, если Вы носите очки, находится яркая белая рамка (типа Альбада) с едва заметными метками компенсации вертикального параллакса (поскольку видоискатель находится непосредственно над объектиом, параллакс по горизонтали отсутствует).

Примечание переводчика. Видоискатель Альбада (©http://ru.wikipedia.org/wiki/). Фотограф наблюдает изображение рамки, расположенной вблизи окуляра и отражённой от вогнутой поверхности объектива видоискателя. Положение рамки выбирается таким образом, чтобы её изображение казалось расположенным на бесконечности, что решает проблему получения чёткого изображения границ поля.

Рамка четко видна практически при любых условиях освещения, и большей частью рамка видна для людей в очках. Вдоль левого края видоискателя по вертикали расположена шкала индикации выставленной автоматикой выдержки в диапазоне 1с-1/500с с областью индикации возможного пере-экспонирования под значением «500». Если белая стрелка индикатора указывает выдержку длиннее (например) 1/30 или указывает в область переэкспонирования, Вы можете оперативно изменить диафрагму для «попадания» в область «оптимальных» выдержек. Эта операция выполняется быстро и легко без отрыва от процесса визирования. Для съемки кадра Вы просто слегка касаетесь большой плоской кнопки электромагнитного спуска и двухлепестковый межлинзовый затвор срабатывает с тихим кликом. Как большинство камер с центральным затвором, XA тих аки мышонка.

Перед изучением характеристик дальномера, позволим себе некоторое критиканство. Хотя мы считаем XA-шную защитную крышку весьма изящным «встроенным чехлом», эта крышка проходит чрезвычайно близко от сильно выпуклой передней линзы объектива, и, если Вы не будете браться строго за специальные рифленые поверхности при открытии и закрытии, Вы рискуете «лапнуть» переднюю линзу объектива. Мы попадали на это несколько раз и настоятельно рекомендуем потенциальным владельцам XA приобрести привычку открывать камеру точно как проиллюстрировано в инструкции к аппарату. Ну и раз уж мы затронули кнопку спуска: мы не имеем претензий к ее плавности (однако хотелось бы, чтобы в ней было чуть больше, нежели «менее ¼ мм» вертикального хода), но она расположена так близко к верхнему габариту камеры, что мы так и не научились находить ее наощупь, также оказалось, что очень легко случайно произвести спуск затвора при ношении камеры в открытом состоянии. Мы бы предпочли, чтобы вокруг этой большой, плоской, легко срабатывающей кнопки имелся бы выступающий бортик для минимизации «ложных» срабатываний и для облегчения нащупывания кнопки «вслепую» при съемке.

И еще один момент перед возвратом к дальномеру: попробуем посмаковать интересный вопрос о лучшем способе «хвата» и управления XA. Если держать XA обычных способом – как старую Leica, к примеру, то хват слева будет ограничен гладким экстерьером камеры и при съемке Вам придется переносить палец с рычажка фокусировки на кнопку спуска. Это допустимо, но неоперативно. Для съемки горизонтальных кадров мы пришли к следующему: лучше удерживать камеру в положении «ваша левая рука сверху», тремя пальцами левой руки охватывая камеру и одним управляя фокусировкой. Это освобождает правую руку для удерживания камеры, позволяя при этом указательным пальцем управлять спусковой кнопкой, а большим пальцем производить перемотку и взвод. Такой хват обеспечивает устойчивость (вы держите камеру двумя руками!) и оперативность: вы не заняты «поиском» спусковой кнопки и вы готовы взвести затвор без отрыва от визирования, что обеспечивает темп «серийной» съемки около 1 кадра в секунду.

О точности дальномера XA

Окей, настал момент разобраться на практике хорошо ли работает сверх-короткобазный дальномер XA. Теоретически он должен обеспечивать достаточную точность для объектива 35мм f/2.8 и минимальной фокусировкой 0,85м. Более того, широкоугольник с такой относительно скромной светосилой не требует супер-точности в фокусировке поскольку относительно большая глубина резкости позволит получать достаточно резкие снимки даже при небольших ошибках фокусировки. К счастью, владельцы XA имеют мало причин для беспокойства – пятно дальномера камеры легко различимо даже при слабом освещении, и имеет четкое разделение совмещаемых изображений, и дополняется очень плавно работающим механизмом фокусировки. Действительно, перемещение фокусировочного рычага в столь небольшом секторе, покрывающем весь диапазон фокусировки, требует некоторого периода тренировки (особенно если вы до того использовали Leica M), но пятно дальномера в видоискателе четко раздичимо и дальномер «схватывает» фокус вполне удовлетворительно после того как вы попрактикуетесь с ним некоторое время. Излишне напоминать, фокусировка с любым дальномером гораздо приятнее, чем «угадывание» дистанции на шкальном аппарате, особенно на открытой диафрагме и на дистанциях ближе двух метров.

(Продолжение следует)