Клуб Дальномер - http://rangefinder.ru
Объективы 24 мм - 24 mm f/2.8 Elmarit-M ASPH by Erwin Puts
http://rangefinder.ru/articles/35/1/Ob%7Eektivy_24_mm_-_24_mm_f%7B47%7D2.8_Elmarit-M_ASPH_by_Erwin_Puts
Erwin Puts
http://www.imx.nl 
 Erwin Puts
Опубликовано 12/4/2006
 
Перевод главы "Объективы 24 мм - 24 mm f/2.8 Elmarit-M ASPH" из книги  Erwin Puts  "Leica M Lenses – soul and secrets"; описывает также 25mm f/4 Voigtländer Snapshot Skopar

24 mm f/2.8 Elmarit-M ASPH

© автор Erwin Puts

© перевод Костя Ким (costo.kim@gmail.com)

Пространство между фокусными расстояниями 21мм и 28мм долгое время пустовало в линейке объективов для камер Leica с сопряженным дальномером. В мире зеркальных камер объективы 24мм или 25мм имеют несколько более долгую историю. It maybe the renewed confidence of many users who chose the Leica M as the top reportage camera that inspired the Leica designers to compute this focal length for the M series. Также можно заметить, что корпус M-камеры практически создан для высококачественных короткофокусных объективов. Как историческую справку мы можем вспомнить, что для дальномерных камер Nikon и  Canon в славные 50-е предлагались объективы 25мм, закрывавшие промежуток между 21мм и 28мм задолго до Leica.

Я испытал экземпляр объектива 24mm f/2.8 Elmarit-M ASPH, а для сравнения взял 25mm f/4 Voigtländer Snapshot Skopar.

Угол поля зрения 84º творчески очень интересен, но в то же время очень требователен. Фотографирование с близких дистанций одиночных людей или малых групп создает атмосферу интимности близкого контакта. В то же время Вы имеете возможность рассказать об обстановке, окружающей этих людей. Атмосфера интимности может быть своеобразным стилем. Во время фотографирования Вы естественным образом слегка наклоняете камеру вниз, чтобы включить в изображение больше ближнего плана. Ведь с уровня глаз угол зрения 84 градуса часто захватывает слишком многое на горизонте. При таком наклоне возникают перспективные искажения объектов заднего плана на краях кадра. Нужно отличать такую перспективную дисторсию от дисторсии оптической. Оптически этот объектив (24mm f/2.8 Elmarit-M ASPH) почти не имеет дисторсии.

Спустя какое-то время пользования этим объективом, я освоил съемку с более низких точек, нежели обычно. Тут-то и без того необычно высококачественные фотографии просто засияли.

В использовании такой угол зрения необычно привлекателен. Я использовал этот объектив в жанровой съемке, и у меня получалось сделать очень интересные снимки с близких дистанций. «Фишка» при съемке этим объективом состояла в том, чтобы «подобраться» к главному объекту на дистанцию в пределах 1-2-х метров. И если объект переднего плана приковывал взгляд, в силу ли своей природы или в силу композиционного построения, то все изображение целиком воспринималось как удачное. Во многих случаях Вы будете вынуждены «побегать» за удачным ракурсом. Убедитесь, что пространство переднего плана доминирует и наполнено интересными деталями.


Voigländer 25mm f/4 Snapshot Skopar

Некоторое время назад для дальномерных камер Leica стали доступны объективы от сторонних производителей. И стало весьма интересным сравнить качества этих объективов с «родными» объективами Leica.

Этот объектив не сопряжен с дальномером и имеет несколько фиксаций на шкале дистанций. В объективе отмечена некоторая децентровка линз (заметная по сравнению с Leitz конечно – прим. перев.). В нецентральных зонах изображения и в углах кадра точечные источники света отображаются с некоторыми ореолами. Дисторсия очень низкая, виньетирование заметное, но не критично. На полной диафрагме общий контраст довольно высок и очень мелкие детали передаются четко в центральном кружке диаметром 6мм. Мелкие детали остаются видимыми почти по всему полю, «исчезая» лишь в краях кадра. Отличное качество изображения сохраняется вплоть до f/8, но с уменьшением контраста в центральной области. Качество изображения на ближних дистанциях так же хорошо, как и при фокусировке на бесконечность. Для сравнения напомним: 24 mm f/2.8 Elmarit дает высококонтрастное изображение с очень четкой передачей крайне мелких деталей в центральной зоне диаметром 12мм.

Изображение в углах смягчено и страдает от боковой засветки. Причем при диафрагмировании ситуация не улучшается. Я отснял сравнительные кадры на одну и ту же пленку, сменяя объективы (байонет в моей камере – первая деталь в очереди на замену из-за износа), и заметил, что Skopar в некоторой степени демонстрирует характер оптики Leica прошлых поколений. В целом фотографии, полученные Skopar-ом, duller and a bit muddier чем изображение, даваемое современными объективами Leica. Наиболее интересный феномен заметен при покадровом сравнении фотографий. Skopar дает картинку с более зернистой структурой, при этом скопления зерен более «грубые» (жесткие, неровные), нежели производимые объективами Leica. Этот эффект вызван by the lower aberration content of the Skopar lens. В присутствии аберраций, лючи света сводятся не в точку на изображении, а в некоторую беспорядочную структуру вокруг точки условной фокусировки лучей. Этот пучок света имеет нерегулярное распределение энергии и, воздействуя на большее количесво зерен серебра вокруг центральной точки, возбуждает их так же нерегулярно. Результатом являются «грубые» скопления зерна.

Современные объективы Leica создают зернистые образования минимального размера с гладкой, ровной структурой, что помогает сохранить передачу очень мелких и тонких деталей изображения, а также передать тонкие градации игры света. Объективы Leica демонстрируют звенящую четкость в передаче самых мелких деталей – характеристика, недоступная для оптики сторонних производителей. Сам по себе Skopar – отличный объектив и на диафрагме f/4 Skopar достаточно хорош в центральной зоне. Однако по полю и на краях этот объектив не может сравниться с Leica даже на f/2.8.

Хорошие характеристики Skopar-а – частично результат ограничения по светосиле. Ко всеиму, более высокий уровень аберраций незаметен в большинстве съемочных ситуаций, как будто прячась в резко-изображаемом пространстве среди прочих вещей. В целом более слабые характеристики по полю – еще одна особенность, которая отделяет этот объектив от оптики Leica.


Качество изображения

На открытой диафрагме объектив демонстрирует высокий контраст от центра и по всему полю. Только в самых углах поля изображения контраст падает, и детали передаются смягченно. В пределах кружка диаметром 12мм границы и детали объектов передаются  с высочайшим краевым контрастом и чрезвычайно мелкие детали передаются четко и ясно. По остальному полю мелкие детали переданы четко; еще более мелкие детали видны, но переданы смягченно. Чрезвычайно мелкие детали отображены на границе видимости, с еще более низким контрастом. С удалением от центра контраст самых мелких деталей падает. Хотя и с низким контрастом, но, тем не менее, эти детали остаются видимыми и в углах кадра. При диафрагмировании до f/4 контраст мелких деталей повышается, и теперь даже чрезвычайно мелкие детали обретают четкость. Углы все еще «отстают», но центр центральная зона (кружок 12мм в диаметре) достигают своего оптимума. Эта диафрагма может считаться оптимальной. При диафрагмировании до f/5.6 мы видим, что наиболее мелкие воспроизводимые детали становятся чуть более четкими, но контраст на границах объектов и деталей начинает снижаться; также понижается общий контраст. Выбор оптимальной диафрагмы – вопрос приоритетом. Я бы сказал, что этот объектив «работает» наилучшим образом именно на f/4. При f/8 углы продолжают «улучшаться» при дальнейшем снижении контраста в центре. При f/16 общий контраст изображения еще более падает и мелкие детали начинают страдать от дифракции.

Качество изображения на ближних дистанциях

Вблизи ближней границы фокусировки (70 см) описанное отличное качество изображения сохраняется. Говоря в общем, широкоугольная оптика вроде 24мм объективов не рекомендуется для съемки с ближних дистанций, если объектив специально не проектировался для этого. Как правило широкоугольный объектив оптимизирован для фокусировки на бесконечность и на близких расстояниях требует диафрагмирования хотя бы до f/5.6 для обеспечения высокого качества изображения.

Прим. перев. Большинство фотографических объективов общего назначения оптимизируются на дальние дистанции (т.е. бесконечность). Во многих объективах применяются так называемые плавающие элементы для коррекции на ближних дистанциях, как правило, это светосильные (и дорогие!) широкоугольные объективы, некоторые «портретники» и макрообъективы. Некоторые объективы специально спроектированы (симметричные схемы), чтобы обеспечивать хорошее качество в широком диапазоне без необходимости усложнения конструкции объектива.

Подавление бликов и паразитной засветки, другие аспекты

Стойкость к паразитной засветке идеальная. Ночные снимки на Kodachrome 64 демонстрируют отличные градации в светах, удаленные источники света переданы четко без признаков ореолов. Такое качественное подавление засветок и ореолов придает фотографиям, полученным с 24 mm f/2,8 Elmarit-M ASPH весьма реалистичные, почти тактильные, ощущения.

На полной диафрагме наблюдается некоторое падение освещенности в углах, незаметное однако в большинстве съемочных ситуаций. На оптической измерительной аппаратуре мы смогли заметить незначительные следы децентровки линз. В то же время, кривизна поля изображения и астигматизм прекрасно исправлены. Кома не отмечена вовсе. Дисторсия также едва заметна. Естественно, если вы фотографируете этим объективом, наклоняя камеру, перспектива «искажается». Однако при аккуратном выравнивании, этот объектив практически лишен дисторсии. В общей «струе» с объективами Leica последних поколений, bokeh этого объектива на открытой диафрагме «quite fuzzy» (я не стал переводить это, поскольку мне совершенно не ясно что автор имеет в виду – прим. перев.). В то время как границы крупных объектов еще сохраняют некоторую четкость, мелкие детали «уходят в нерезкость» очень быстро.

Выводы

Elmarit-M без сомнения шедевр оптического инжиниринга, знаковый объектив в линейке Leica M. Leica M «реализация» 24мм объектива находится в другой лиге по сравнению с 25mm f/4 Voigtländer Skopar. Он предоставляет в распоряжение фотографа-леечника настолько великолепное качество изображения, что это становится своего рода вызовом для полного его освоения. Хотя Skopar весьма неплохой объектив, Elmar 24мм… просто великолепен. На полной диафрагме Elmar 24мм близок к наивысшему качеству, приближаясь к общей цели всех инженеров-оптиков Leitz: достижение максимального качества изображения на полной диафрагме по всему полю кадра.

Этот объектив весьма требователен к возможностям и качеству эмульсии фотопленок. Слайды с пленки ISO400, однако, убеждают, что этот объектив демонстрирует свои качества даже при использовании относительно зернистых фотоматериалов. Очень высокий контраст границ объектов у 24 mm f/2.8 ASPH придает дополнительное «звучание» четкому рисунку зерна современных высокочувствительных пленок.

В линейке Leica этот объектив занимает ведущее место. Его угол изображения несет свежий взгляд на объекты нашего мира с близких расстояний, а его оптические возможности добавляют свежести в фотографии, получаемые относительно широкоугольной оптикой.

Ни один любитель Leica M не должен быть без этого объектива. Стиль Leica M фотографии требует интимно близких точек съемки и 24мм объектив является одним из лучших для работы в этой области. В этом жанре этот объектив дает непревзойденное качество изображения среди 24мм объективов.


Проблемы увеличения светосилы

Увеличение максимальной диафрагмы с f/4 до f/2.8 выглядит небольшим шагом. Так же как шаг от f/2.8 к f/2 выклядит простым присовременных вычислительных мощностях. Однако физика не столь проста. В чем же проблема оптики? Любой объектив производит круглое поле изображения, в которое должен вписаться кадр 24х36мм. Эта окружность может быть разделена на 3 области: центр, поле и края. Центр (коаксиальная зона) весьма прост для рассчета. Поле изображения более сложно для коррекции. Оптические аберрации растут непропорционально росту светосилы и/или угла поля изображения. Некоторые аберрации растут пропорционально квадрату, кубу и более к росту диаметра диафрагмы.

«Ладно»,- скажет воображаемый инженер,- «давайте заложимся на чуть более низкое качество в углах». У этого подхода есть однако обратная сторона: аберрации по полю имеют сильное влияние на качество изображения в центре. Более того, при диафрагмировании некоторые аберрациии не снижаются. Суммарное действие всех аберраций всегда выливается в снижение контраста: смягчение мелких деталей и низкий общий контраст.

Тяжкая ноша инженера-оптика, однако, не облегчается, если он преуспевает в подчинении всех этих противоречивых требований. Аберрации могут быть расклассифицированы как аберрациитретьего порядка, пятого порядка, седьмого, и т.д., до Н-ного порядка.Аберрации третьего порядка велики и превалируют над аберрациями более низких порядков. Если конструктор справляется с этими аберрациями, его ожидает неприятная встреча с аберрациями следующего порядка.

Баланс аберраций третьего порядка часто требует смещения плоскости фокуса. Растпространенное мнение, что Вы можете рассчитать объектив на высокий контраст либо на высокое разрешение рассыпается под давлением этого факта. Аберрации пятого порядка математически чрезвычайно сложны. Высокое качество объективов Leica основано на глубоком и всестороннем понимании этой группы аберраций. Балансировка противоречивых требований – тонкая настройка параметров, требующаяся для расчета объектива на столь высокий уровень коррекции.


Резюме

Знаковый объектив в линейке М-оптики, дающий удивительное качество на полной апертуре, переходящее в превосходное даже при небольшом диафрагмировании. Угол поля зрения вдохновляет на съемку в репортажный стиле с близких дистанций, с «погружением», сделавшим имя М-системе.